Приложение МААМ

Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников

Надежда Коломиец
Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Природа - это один из феноменов, который может воздействовать на духовный мир ребенка. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с раннего детства, ребенка нужно приучать к экологической чистоте. В дошкольных учреждениях учат детей бережно взаимодействовать с природными ресурсами.

Публикация «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

Одним из средств экологического воспитания является наблюдение, которое помогает развить в ребенке познания о природе, усердие и внимательность самих дошкольников, также используется несколько видов наблюдений таких как : кратковременные и длительные.

Кратковременное наблюдение - помогает детям развивать понимание первичных характеристик предметов, которые находятся перед ними (цвет, размер, структуру поверхности, форму и т. д). А при наблюдении за животными – издаваемые звуки, характер движения.

Длительное наблюдение – помогает детям сопоставлять и анализировать различные факторы в живой природе, такие как зрелость ягод, требуется ли растению полив, необходимость смены воды в аквариуме, распознавать следы природы и другое.

Эти два вида наблюдений воспитатели используют для работы с детьми старших и средних групп. Что позволяет детям развивать и совершенствовать такие навыки как: сравнение, наблюдательность, умозаключение, сообразительность. Воспитатель используют метод наблюдения у детей в таких ситуациях как: экскурсии, знакомство с живой фауной, действия взрослых в природе, смена периодов года и т. д. Метод наблюдения может использоваться как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Метод наблюдения зависит от структуры занятия. Но не стоит забывать, что в этом методе ребенок должен активно принимать участие для совершенствования своих навыков таких как: любознательность, умение формировать вопросы и бережное отношение к природе.

Подготовка к наблюдению

Первичной фазой приготовления наблюдения, является сам объект наблюдения. Это может быть, как растение и живой объект, который должен быть в хорошем состоянии. Если идет наблюдение за растением в помещении он должен быть представлен под правильный углом и с хорошим освещением, чтобы всем детям был виден данный объект. Если идет наблюдение за живым объектом, то стоит все продумать, чтобы дети могли его видеть, а также по возможности контактировать с ним (погладить, поиграть, покормить и т. д.).

Руководство наблюдением

В методе наблюдения не стоит спешить ставить перед ребенком вопросы или задания. Нужно дать ему успокоить свое естественное любопытство и составить первое впечатление о нем. Воспитатель в ходе работы с детьми использует различные приемы такие как: загадки, вопросы, визуальный контакт с предметом, сравнение и т. д. Педагог поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, воспитатель в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в заключение занятия еще и чтение отрывков из художественных произведений.

Наблюдение должно происходить в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги — длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет?»

Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола, листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом : величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.

При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже, можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.

Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения ( он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений).

Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.

В результате дети начинают понимать, что:

- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;

- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.

Поэтому, наблюдая и анализируя, дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.

Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.

Публикации по теме:

Дополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольниковДополненная реальность. Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании дошкольников Дополненная реальность — новый способ подачи образовательного материала, и в усвоении информации дошкольниками. Трехмерное изображение стимулирует.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье» Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы: 1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО»Консультация «Формы взаимодействия с родителями в экологическом воспитании детей в ДОО» Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только.

Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании»Консультация по экологии для воспитателей «Моделирование в экологическом воспитании» Моделирование как наглядно-практический метод образования прочно вошли в мою практическую работу. В своей экспериментальной работе особое.

Макеты в экологическом воспитании детейМакеты в экологическом воспитании детей Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования предметно-пространственная среда должна обеспечивать.

Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области»Опыт работы «Региональный компонент в экологическом воспитании дошкольников Мурманской области» Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает.

Отчет об экологическом воспитании детей средней группы Отчет об экологическом воспитании детей средней группы. Выполнила воспитатель: Рулева Елена Юрьевна Актуальность Всё прекрасное в людях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 25 декабря 2021 в 19:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Коломиец (УИ 1217238) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД