Надежда Коломиец
Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Природа - это один из феноменов, который может воздействовать на духовный мир ребенка. Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с раннего детства, ребенка нужно приучать к экологической чистоте. В дошкольных учреждениях учат детей бережно взаимодействовать с природными ресурсами.
Публикация «Значение наблюдений в экологическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.
Одним из средств экологического воспитания является наблюдение, которое помогает развить в ребенке познания о природе, усердие и внимательность самих дошкольников, также используется несколько видов наблюдений таких как : кратковременные и длительные.
Кратковременное наблюдение - помогает детям развивать понимание первичных характеристик предметов, которые находятся перед ними (цвет, размер, структуру поверхности, форму и т. д). А при наблюдении за животными – издаваемые звуки, характер движения.
Длительное наблюдение – помогает детям сопоставлять и анализировать различные факторы в живой природе, такие как зрелость ягод, требуется ли растению полив, необходимость смены воды в аквариуме, распознавать следы природы и другое.
Эти два вида наблюдений воспитатели используют для работы с детьми старших и средних групп. Что позволяет детям развивать и совершенствовать такие навыки как: сравнение, наблюдательность, умозаключение, сообразительность. Воспитатель используют метод наблюдения у детей в таких ситуациях как: экскурсии, знакомство с живой фауной, действия взрослых в природе, смена периодов года и т. д. Метод наблюдения может использоваться как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Метод наблюдения зависит от структуры занятия. Но не стоит забывать, что в этом методе ребенок должен активно принимать участие для совершенствования своих навыков таких как: любознательность, умение формировать вопросы и бережное отношение к природе.
Подготовка к наблюдению
Первичной фазой приготовления наблюдения, является сам объект наблюдения. Это может быть, как растение и живой объект, который должен быть в хорошем состоянии. Если идет наблюдение за растением в помещении он должен быть представлен под правильный углом и с хорошим освещением, чтобы всем детям был виден данный объект. Если идет наблюдение за живым объектом, то стоит все продумать, чтобы дети могли его видеть, а также по возможности контактировать с ним (погладить, поиграть, покормить и т. д.).
Руководство наблюдением
В методе наблюдения не стоит спешить ставить перед ребенком вопросы или задания. Нужно дать ему успокоить свое естественное любопытство и составить первое впечатление о нем. Воспитатель в ходе работы с детьми использует различные приемы такие как: загадки, вопросы, визуальный контакт с предметом, сравнение и т. д. Педагог поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, воспитатель в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в заключение занятия еще и чтение отрывков из художественных произведений.
Наблюдение должно происходить в определенной последовательности. Руководя наблюдением детей за животным, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги — длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет?»
Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, броского признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола, листья, вновь цветки и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом : величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.
При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже, можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.
Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения ( он может быть разным: в виде рисунков, гербария, а в старших группах и как схематическое отражение изменений).
Таким образом, наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
В результате дети начинают понимать, что:
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем – то статичным, он постоянно изменяется.
Поэтому, наблюдая и анализируя, дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.
Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т. е. доминирующие наглядно – образное мышление постепенно заменяется теоретическим, создающим основу экологического мышления человека.