МААМ-картинки

Значение, структура, функции и виды дидактических игр в дошкольном образовании

Наталья Прончатова
Значение, структура, функции и виды дидактических игр в дошкольном образовании

Среди множества видов игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, такие игры существуют уже много веков. Их первым создателем был народ, который заметил удивительное свойство маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. На протяжении истории человечества каждый народ разрабатывал свои собственные дидактические игры, создавались своеобразные дидактические игрушки, которые стали частью его культуры. Содержание дидактических игр и игрушек отражало особенности национального характера, природы, истории, труда, повседневной жизни народа. В них также можно найти что-то общее, что присуще всем дидактическим играм и игрушкам, независимо от того, в каком уголке мира они появились. В играх прослеживается взгляд на ребенка как на существо, развитое в представлениях разных народов, что необходимо для его полноценного развития в познании окружающего мира, жизнерадостном настроении, эмоционально окрашенном общении с окружающими его людьми, в активных действиях, движениях, позволяющих ему раскрыться, проявить себя. С полным основанием можно рассматривать народные дидактические игры как воплощение гуманного, уважительного, бережного отношения к силам, способностям и тенденциям развития ребенка.

Публикация «Значение, структура, функции и виды дидактических игр в дошкольном образовании» размещена в разделах

Сложившаяся в народной педагогике традиция широкого использования дидактических игр в воспитании и обучении детей получила развитие в работах ученых и в практической деятельности многих педагогов. Дидактические игры занимали и продолжают занимать особое место в любой педагогической системе дошкольного образования.

Автор одной из педагогических систем дошкольного образования Фридрих Фребель видел, что задача начального образования заключается не в обучении в обычном смысле этого слова, а в организации игры. Если она остается игрой, то должна быть пронизана уроком. Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая является основой воспитательной работы с детьми в детском саду. Эта система включает в себя дидактические игры с использованием различных игрушек, материалов (мяч, кубик, шарики, цилиндр, щепка и т. д., расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности учебных заданий, игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни и рифмованные высказывания, написанные Ф. Фребелем и его учениками для усиления воспитательного воздействия игр.

Сам Ф. Фребель, его ученики и последователи, сначала в Германии, а затем в других странах, высоко оценили предложенную им систему дидактических игр. Но жесткий порядок деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб развлечениям, методика проведения игр, - все это вызвало критические комментарии известных педагогов, ознакомившихся с работой детских садов Фребеля (К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, Е. Н. Тихеева).

Еще одна всемирно известная система дидактических игр, написанная М. Монтессори, получила неоднозначную оценку. По определению места игры в образовательном процессе детского сада М. Монтессори близка к позиции Ф. Фребеля в том, что игра должна быть образовательной, иначе это "пустая игра", не влияющая на развитие ребенка. Для развивающих игр она создала интересные дидактические материалы для сенсорного образования. По мнению Монтессори, последнее формирует основу для обучения детей дошкольного возраста. Эти материалы (доски для клавиатуры, столбики цифр, рамки с застежками, вставные кубики и т. д.) были разработаны таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно распознавать и исправлять свои ошибки, развивая при этом волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, самое главное, проявляя свою активность.

Новый подход к дидактическим играм предложила Е. И. Тихеева, одна из первых российской педагогической системы дошкольного образования. Эффективность дидактических игр в воспитании детей, по мнению Е. И. Тихеевой напрямую зависела от того, насколько они соответствовали интересам ребенка, доставляли ему удовольствие, позволяли проявить свою активность, самостоятельность. Образовательные задачи игр, предложенных Е. И. Тихеевой, выходят за рамки тренировки внешних чувств ребенка, сенсоров. Они обеспечивают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение, совершенствование речи (обогащение словарного запаса, описание предметов, составление загадок, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих и многих других задач потребовало изменения содержания игр, расширения арсенала дидактических материалов. Содержанием дидактических игр была окружающая жизнь с богатством мира природы, социальными связями, рукотворными предметами. Е. И. Тихеева разработала дидактические материалы, настольно-печатные игры по принципу парных изображений, геометрической мозаики, которые сегодня используются в дошкольных учреждениях.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом); настольно-печатные; словесные игры.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации поведения. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками (цветом, величиной, формой, качеством). В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач, что очень важно для развития логического мышления.

В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами дошкольники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи : расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Игры с природным материалом закрепляют детей знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Также к играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам : парные картинки, различные виды лото, домино; по содержанию, обучающим задачам, оформлению. При их использовании решаются различные развивающие задачи. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Составление разрезных картинок, складных кубиков направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у дошкольников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ребенок прибегает к имитации движений (например, животного, птицы). В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

В словесных играх обучающие задачи осуществляются в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность, они построены на словах и действиях играющих. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи : описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, умение понимать юмор.

Игры – загадки, игры – предположения стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы:

умение выделять существенные признаки предметов

умение сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения

умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам

развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно - образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через основные структурные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир; возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр; в играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте» Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой. Только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Сюжетно-ролевые игры имеют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение, структура, функции и виды дидактических игр в дошкольном образовании
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 21:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД