Анжелла Суанова
Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении всего дошкольного возраста, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее типичным видом его деятельности. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, заключенная в том, что ребенок изображает из себя взрослого и реализует воображаемый им образ в игровой обстановке, осуществляет немаловажную для себя цель. При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более мотивированными.
Публикация «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Сюжетные игры очень разнообразны и зависят от фантазии ребенка. Условно их можно поделить на бытовые (игра в семью, в детский сад, в производственные, отражающие профессиональный труд людей (больничка, магазин, общественные, присущие детям более старшего возраста (библиотеку, школу).
Содержание игры, как отмечает Д. Б. Эльконин, - это то, что воспроизводиться ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности [2, с. 69].
По своему характеру, и способам воспроизведения игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти различия можно связать с особенностями вырабатывания воображения, мышления, речи. Дети младшего возраста не сразу могут представить ход игры до ее начала, не улавливают логическую последовательность между различными событиями, и поэтому содержание игр фрагментарное, непоследовательное. Малыши часто воспроизводят в игре действия показанные родителями, няней – покормил зайчика, уложил спать, сделал зарядку и т. д. А. П. Усова охарактеризовала такие игры, как игры действия [2, с. 64].
После трехлетнего возраста, игры у детей становятся более содержательными, что можно связать в первую очередь с развитием их психофизических свойств, и уже потом с расширением их кругозора и интересов, и со способностью воспринимать большее количество информации. Дошкольники начинают воспроизводить сцены из мультфильмов, художественных фильмов или с услышанных рассказов.
На пятом году жизни в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность воссоздаваемых событий. Дети легко отвечают на новые впечатления, вплетая в них собственные фантазии, каждый из них вносит что-то свое – субъективно индивидуальное.
Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне рассчитывают развитие содержания игры. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, позаимствованными за пределами дошкольного учреждения.
Таким образом, на протяжении дошкольного детства развитие и усложнение содержания игры осуществляется по следующим направлениям:
- усиление целенаправленности, а значит и последовательной связанности изображаемого;
- поэтапный переход от развернутой игровой ситуации к свернутой, обобщение изображаемого в игре (использование условных и символических действий, словесных замещений).
Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется детскими знаниями тех сторон реальности, которые обрисовываются в игре, тождественностью этих знаний интересам, увлечениям, чувствам ребенка, его личному опыту.
Для ребенка роль – это его игровая позиция, он воображает себя каким либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о дано персонаже. Любая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей его действительности или заимствованные из мира взрослых.
Таким образом, основным результатом игры ребенка является удовлетворенность, радость и удовольствие, полученные от процесса сюжетно-ролевой игры. Наряду с этим, существует и другой, скрытый от ребенка результат – это обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и взаимоотношениях людей, а также формируются коллективные отношения между детьми, система личностных качеств; всевозможные познавательные кругозоры и интеллектуальные способности.