Зуева Ирина Владимировна
Значимость игры в развитии человека
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость игры в развитии человека
Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в детском саду была
содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов.
А что делает их жизнь интересной? Конечно же игра. Игру традиционно
связывают с детством. Игру можно рассматривать в самом широком контексте
- от игр животных через игры детей к играм взрослых. Невольно возникает
вопрос: для чего же играют люди – дети и взрослые? Игра, как отмечает
Й. Хейзинга, не диктуется физической необходимостью: она лежит за рамками
Публикация «Значимость игры в развитии человека» размещена в разделах
процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей.
Однако нецелесообразность игры вовсе не исключает её полезного результата. С помощью игры человек имеет возможность развивать в
себе те или иные качества (силу, ум, координацию движений, внимание и т. п. ,
получать новые знания об окружающем мире, испытывать переживания.
Первая роль игры – развивающая. Одни игры развивают силу, выносливость;
другие – ум; третьи – ряд взаимосвязанных качеств. При этом в каждой игре
они выступают по - разному. Так, интеллект необходимо проявлять в любой и
игре, но в одних он будет второстепенным фактором, в других – главным
условием успеха. Вторая функция – компенсирующая – в ней игра предстает как
иная реальность. Ребёнка она привлекает возможностью раскрыть способности,
которые сложно реализовать во взрослом мире.
Игра как деятельность в условной ситуации возникает тогда, когда ребёнок
начинает пользоваться предметами – заместителями, т. е. в полтора- два года.
До этого времени его действия носят ориентировочный характер, чем игровой,
и направлены на исследование физических свойств предметов. Особенность раннего возраста – сильнейшая идентификация себя с одним из родителей, стремление действовать так, как он. А это уже первый шаг к ролевой игре.
Идентифицируя себя с окружающими взрослыми, с фольклорными и
литературными персонажами, животными, ребёнок учится развивать ролевую
игру.
К трём годам ребёнок уже достаточно хорошо говорит, ходит, бегает.
Это дает ему возможность открывать окружающий мир за пределами семьи.
Девиз этого возраста: «Я могу быть тем, кем я могу себя вообразить». Вот
почему для развития в этом периоде так важна именно самостоятельная,
спонтанная игра.
Интересно, что совершенно свободная и ни чем не ограниченная ролевая
игра к концу дошкольного возраста постепенно все больше и больше регламентируется: теперь дети уделяют внимание тому, насколько правильно
Их партнер разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга.
Внимание к «правильности исполнения» - зародыш будущего стремления в
любой деятельности добиваться совершенства (что особенно значимо в
младшем школьном возрасте). Вот почему психологи характеризуют игру прежде всего как «школу произвольности». Стремясь правильно исполнить роль, ребёнок учится подчинять своё поведение образцу. Это умение особенно пригодится в школе. Однако «перестройка» психического развития на рубеже
дошкольного и младшего школьного возраста глубже, чем приобретение умения действовать по образцу.
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте и до подросткового
возраста является конечно же учебная. И тем не менее игровая деятельность
продолжается, причем характер её таков, что позволяет решать возрастные задачи развития даже более адекватно, чем начальная школа.
В сюжетных играх дети 10-13 лет реализуют идею оказывать влияние на мир взрослых. Позиция наблюдателя весьма привлекательна для подростков.
Ощущение ребёнка, что он может принимать посильное участие в жизни взрослых, дает толчок к ролевым играм в предподростковом и раннем подростковом возрасте.
За пределами подросткового игра продолжает существовать на правах
хобби. Возрастные задачи решаются уже в других видах деятельности (спорт,
искусство, компьютерные и ролевые игры и т. п.)
У взрослых людей игра вливается в их «серьезную» жизнь так, что часто превращается в спонтанную творческую активность в рамках учебы или
работы. Так, нередки случаи, когда взрослые отказываются от высокооплачиваемой работы и переходят на более интересную, творческую,
но низкооплачиваемую. В процессе труда возникают игровые моменты в
форме соревнования: кто больше выпустит продукции или быстрее достигнет
поставленной цели.
Игровые формы активности у взрослых - это спорт (в том числе спортивные
игры, зрелища, искусство и коллекционирование.