лариса селиверстова
Значимость семейных традиций в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Селиверстова
Лариса Сергеевна
воспитатель I к. к.
МБДОУ №28 «Жемчужинка»
Республика Хакасия
г. Саяногорск
Значимость семейных традиций в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста
Публикация «Значимость семейных традиций в воспитании патриотизма у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
Дошкольное детство - важный этап становления морального облика ребенка. В эти годы складываются основы нравственности, формируются первые моральные чувства, привычки, отношения, определяющие дальнейшее нравственное развитие.
Не открою большого секрета, сказав, что дошкольник воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. То, как ребенок впоследствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. И большое чувство любви к Родине тоже начинается с любви к своей семье, месту, где родился. К сожалению, в последнее время семья все чаще подразумевает под собой лишь совместное проживание на одной жилплощади, ничего больше. Семейные традиции сегодня не в моде, их заменяет чисто практический подход к браку и детям. Подрастающее поколение надо накормить, одеть, дать образование, а на то, чтобы показать другие ценности, не хватает ни времени, ни желания.
Как сказал Л. Н. Толстой, счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Детей делают довольными и весёлыми даже незначительные моменты их жизни, но по- настоящему счастливыми их может сделать только счастливая семья.
В своей работе мы уделяем большое внимание работе с родителями наших воспитанников. Нами разработан проект «Сотрудничество», целью которого является создание условий для партнерства родителей и педагогов, обеспечивающего выработку системы социальных установок и накопление детьми социального опыта. В проекте принимают активное участие узкие специалисты ДОУ. Педагог-психолог или социальный-педагог проводят по запросу педагога или родителя консультации по разным темам и вопросам. В работе с семьёй опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.
Чтобы разобраться и ответить на кажущиеся, на первый взгляд, простые вопросы – «Что такое семейные традиции? Нужны ли семейные традиции? Как создать семейные традиции?», мы провели анкетирование родителей. Анализируя ответы, нарисовалась следующая картина: для одних — это сказка на ночь, для других — воскресный яблочный пирог и веселый бабушкин голос, а третьи затрудняются ответить. Однако большинство родителей позитивно оценивают наличие традиций в семье и их влияние на ребенка. Также были проведены опросы молодых родителей и представителей старшего поколения на тему: «Бабушка и дедушка в семье». По итогам было разработано праздничное мероприятие ко дню пожилых людей. Отрадно, что уже в процессе подготовки во многих семьях оживали забытые семейные традиции, или возникали новые. Дети открывали для себя старые семейные фотоальбомы, по-новому видели тех, кто живет с ними рядом, испытывая чувство уважения и гордости за своих бабушек и дедушек.
Дошкольники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от ситуаций, которые были в опыте ребенка. Если, например, ребенка воспитывают в традициях позитивного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей, животных, литературных героев. Чтобы помочь родителям наших воспитанников в этом нелегком деле, было проведено родительское собрание в форме дискуссии «Воспитательная роль бабушек и дедушек в семье». Участники ознакомились с результатами опроса, анализировали разные жизненные ситуации, делились опытом, послушали и проанализировали рассказ «Осколки доброты».
Были проведены для родителей консультации на темы: «Семейный маршрут выходного дня», «Как познакомить детей с выдающимся земляками», «Что такое патриотизм сегодня?», «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры», «Развитие патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом», «Семья и родной дом».
Чтобы способствовать повышению интереса родителей и детей к истории, культуре нашего народа, знакомим с технологией «Лэпбук». Совместно с родителями изготовлены лэпбуки «Город, в котором я живу» и «Моя Родина-Россия» Эффективность данной технологии подтверждают результаты формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Это отличный способ для закрепления пройденного материала.
В дальнейшем планируем продолжать работу по данной теме с привлечением родителей. Создавать традиции по воспитанию патриотических чувств, любви к своей Родине, уважения к старшим, и искренне надеемся, что поможем сделать наш мир чуточку добрее.
Список литературы:
1. Свирская Л. «Работа с семьей: необязательные инструкции», М. : Линка- Пресс, 2007.
2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Нравственное воспитание в детском саду», Мозаика-Синтез, 2008.
3. Чиркова С. В. «Родительские собрания в детском саду», М. :Вако, 2014.