МААМ-картинки

Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук»

Лена Звягина
Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук»

«Открываем бабушкин сундук…»

Цель: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к истории, быту и культурному наследию кубанского казачества

Задачи:

1. Познакомить детей с казачьим фольклором и активизировать их словарный запас.

2. Развивать интерес к истории, быту и культуре казачества.

3. Воспитывать патриотические чувства детей: любовь к семье, родному краю, Родине.

Оборудование:

Публикация «Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества „Открываем бабушкин сундук“» размещена в разделах

ноутбук, монитор, мультимедийная презентация «Открываем бабушкин сундук…», видеоклип «Спи младенец мой прекрасный…», дидактические карточки по теме, мини-сундук, клей-карандаш, цветные карандаши.

Тип занятия: комбинированный.

Технологии: информационно-коммуникационная, групповая, игровая.

Методические приё мы: словесно-диалогический, наглядно-иллюстративный, работа с видео материалом, работа с дидактическими карточками - коллекцией, групповая и индивидуальная работа, физкультминутка, поощрение, рефлексия.

Вступительное слово педагога:

Уважаемые коллеги! Патриотическое воспитание ребенка начинается с пеленок. Чем богаче семья историей, традициями, обычаями и крепче семейные узы и связь поколений, тем качественнее нравственное и личностное развитие детей. Работая с дошкольниками, мы помогаем семье добиваться положительных результатов и продолжаем эту сложную деятельность на протяжении всех лет обучения ребенка в образовательном учреждении.

Сегодня, на примере занятия с дошкольниками по дисциплине «Азбука общения», мы попытаемся эффективно и увлекательно решить поставленную перед нами задачу. «Азбука общения» выбрана не случайно. 4 раздел учебного плана «Культура межличностных отношений», который как раз приходится на середину марта, когда дети уже научились читать, начинается с тем: «Что мы Родиной зовем? Моя Россия», «Люблю тебя мой край родной!», «Мой семейный альбом».

В практике я использую различные педагогические технологии, стараюсь внедрять инновационные приемы, которые активизируют интерес ребенка к занятиям.

В сегодняшнем занятии я применю: информационно-коммуникационную, групповую и игровую технологию. Занятие интересно тем, что в качестве средства педагогического воздействия на детей, я выбрала прием - составление коллекции. Применяется педагогами на занятии очень редко.

Коллекция, в общем понятии, это собирание, накопление каких либо предметов: монет, марок, открыток и др. Коллекции помогают нам в оформлении выставок, мини музеев, коллажей, стенгазет, в работе над проектами. Вы видите подобные на нашей выставке, посвященной быту кубанской семьи.

Коллекция дороже, интереснее и богаче, если в ней участвовали дети. Мы можем в рамках занятия составить коллекцию вместе с детьми по выбранной теме. Например: «Любопытная старина», «Пословицы и поговорки на Кубани», «Коллекция добрых дел», «Интересные факты», «Увлекательные путешествия» и др. Эта форма работы активизирует и разнообразит деятельность дошкольников, стимулирует их к дальнейшему поиску нового и интересного, развивает и прививает исследовательские навыки.

Сегодня мы будем составлять небольшую коллекцию, соответствующую общей теме нашего семинара и конкретного занятия «Открываем бабушкин сундук…» и называется она «Кубанская балачка».

Ожидаемые результаты нашей работы:

1. Знакомство детей с казачьим фольклором, развитие интереса к истории, культуре и быту казачества поможет в дальнейшем в воспитании патриотических чувств детей: любви к семье, родному краю, Родине.

2. Расширение языкового кругозора ребенка активизирует словарный запас детей, умение строить ответ в соответствии с заданным вопросом.

Уважаемые коллеги! Вам предстоит сыграть роль учеников – дошкольников старшего звена, и мы с вами на занятии «Азбука общения».

Ход мастер класса

Ребята, начнем занятие с волшебного слова, прибавляющего здоровья: «Здравствуйте!».

А теперь ответь, дружок: ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Чок-чок-чок. Зубы на замок.

Губы на крючок и молчок-чок-чок.

Говорим только тогда, когда об этом попросит педагог.

Дети, прошлый раз мы узнали, что наша Кубань – кормилица, наша Кубань – здравница, наша Кубань – красавица, наша Кубань – любимица.

А сегодня мы заглянем в бабушкин сундук (показываю мини-сундук) и узнаем, какие сокровища, связанные с речью наших предков хранятся там.

Речь наших кубанских казаков интересна тем, что представляет собой смесь языков двух народов: русского и украинского и сплошь пересыпана пословицами и поговорками. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки в станицах, они отвечают: «На нашем, на казачьем, на кубанском балакаем».

Если ты казак, казачка

С детства твой язык балачка.

В мире он не знаменит,

Но с народом крепко слит.

В нем искрится юмор тонкий,

Как родник он для потомков.

Должен ты, казак, беречь

И кохать родную речь.

Чтобы выполнить это пожелание давайте, ребята, составим сегодня коллекцию под названием «Кубанская балачка». Она будет состоять из: казачьего словаря, казачьей мудрости, казачьей смекалки и казачьей песни.

Раз-два-три! Сундучок ты отвори!

Бабушкины сокровища рассмотри!

Первое сокровище нашей коллекции – казачий словарь. В речи бабушек и дедушек встречаются слова порой непонятные нам. Что же они значат, как звучат в нашей речи? Давайте сейчас это услышим, увидим и запомним.

Скрыня – это бабушкин вместительный сундук, выполняет роль современного шкафа. До сих пор можно встретить его в домах станичников.

Курень или хата – это дом казака. Мы живем чаще всего в квартирах, а вот частный дом можно назвать хатой или куренем.

В каждой казачьей хате самое лучшее и видное место было отведено под красный угол или божницу. Там размещались иконы, лампада, украшался этот угол вышитыми казачками рушниками.

Согревался каждый курень, хата печью - пичью. На ней готовили еду, сушили одежду, спали, когда она остывала. Печь летняя называлась кабыця.

Пищу готовили в корчажках – горшках, чугунках и доставали из печи рогачом – ухватом, чтобы не обжечься.

Молоко, квас, воду разливали в глиняные глечики – кувшины, которые из глины делали мастеровитые казаки-гончары.

А чем же лакомились наши прабабушки и прадедушки и как они это называли? Соняшник – подсолнух. Очень любили казаки и казачки семечки подсолнечные погрызть. Были они для всех доступны и вкусны, как конфетки. Популярны они в народе и сейчас.

На бахче росли крупные, сочные кавуны - арбузы

В огородах зрели огромные тыквы. Тыкву в каждой семье запекали, добавляли в каши, кормили скот.

А мелкие абрикосы и поныне на Кубани зовутся жердёлой.

Ребята, вы внимательно смотрели и слушали меня. Давайте теперь оформим эту страничку нашей коллекции на бумаге. Я называю слово из казачьего словаря, вы подбираете соответствующую картинку и вклеиваете ее в табличку: глечик, скрыня, гарбуз, жердёла, кавун.

Молодцы! У нас все получилось!

Вторая страничка нашей коллекции: казачья мудрость.

Я уже говорила, что кубанская балачка пересыпана пословицами и поговорками, которые передавались из уст в уста, кочевали от одного народа к другому и прочно вошли в нашу речь.

Сейчас попробуем отыскать эквивалент (перевод) кубанской пословицы в русском языке и соединим их между собой карандашом:

Где нянек много там дитя безного

Делу время – потехе час

Веселись та играй, а дило знай

Красна изба углами, а стол пирогами

Красна дивка косами, а хата пирогами

У семи нянек дитя без глазу

Очи бояться, а руки робят

Век живи – век учись

Вик живы – вик учись, а дураком умрешь

Глаза боятся, а руки делают

Проверим правильный ответ:

Где нянек много там дитя безного

У семи нянек дитя без глазу

Веселись та играй, а дило знай

Делу время – потехе час

Красна дивка косами, а хата пирогами

Красна изба углами, а стол пирогами

Очи бояться, а руки робят

Глаза боятся, а руки делают

Вик живы – вик учись, а дураком умрешь

Век живи – век учись

Замечательно! Вторая страничка нашей коллекции готова. Прежде чем перейдем к страничке № 3, отдохнем немного.

Динамическая пауза.

Как у наших казачат ножки весело стучат :

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами.)

А устали ножки, хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопают в ладоши.)

А потом вприсядочку (Приседания.)

Спляшем с Катей рядышком.

А как пустимся бежать -

Никому нас не догнать. (Бег на месте.)

Продолжим нашу работу. Казачья смекалка. Казаки отличались не только острым словом, но и острым умом. А как же! В бою врага надо обхитрить, опередить, а это по силам только умному, сообразительному, смекалистому воину. Отгадаем и мы казачьи загадки! Отгадки на загадки вклеим в нашу табличку.

Загадка 1. Висит, телепается, всяк за него хватается. Отгадка: рушник – полотенце.

Загадка 2. Сама не ем, а казаков кормлю. Отгадка: ложка.

Загадка 3. На крайчику, на сарайчику желта шапочка висит, ярче лампочки горит. Отгадка: солнце

Загадка 4. Меня просять, ждуть, а прийду – прятаться начнуть. Отгадка: дождик.

Загадка 5. Стали хлопцы в ряд, проходить не велят. Отгадка: плетень.

И эта страничка нашей коллекции оказалась нам под силу! Я рада, что у меня такие умные дети.

Ребята! Нельзя представить наших бабушек и дедушек без песен. Песни на Кубани разные : раздольные, веселые, шуточные и грустные – обрядовые. Их пели и поют в каждой кубанской семье на свадьбах, праздниках, застольях, малышу в колыбели.

4 страничка нашей коллекции «Казачья песня»

«Казачья колыбельная песня» написана великим русским поэтом М. Ю. Лермонтовым 180 лет назад в 1838 году. Услышал он похожие слова от казачки, убаюкивающей ребенка, в станице Червленой.

Спи младенец мой прекрасный, баюшки – баю.

Тихо смотрит месяц ясный в колыбель твою.

Стану сказывать я сказки, песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки, баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду и казак душой.

Провожать тебя я выйду — ты махнешь рукой.

Сколько горьких слез украдкой я в ту ночь пролью.

Спи, мой ангел, тихо, сладко, баюшки-баю. (отрывок стихотворения)

Сейчас мы под эту колыбельную отправился в хату нашей бабушки и увидим, что там темно, нет электричества. Комната освещается горящей печкой, свечой на столе, лампадкой в красном углу. В хате весь рабочий инструмент: кочерга, ухваты, прялка. На столе скудная еда: картошка в мундирах, лук – цыбуля, скибка хлеба и корчажка с варевом. Ребенок лежит в люльке. А вот какая у него игрушка, ответите мне вы после просмотра клипа. (Просмотр видео клипа)

Чем же играет ребенок! Правильно, подковкой, которой было в изобилии на каждом кубанском подворье. А почему подковку дали ребенку? Считалось, что подкова убережет младенца от «дурного глаза» и принесёт счастье. Давайте вложим и эту страничку в нашу коллекцию.

Итак, коллекция наша собрана. Мы выполнили все что планировали. Спасибо вам за трудолюбие и послушание. Это первейшие качества казачат. Настало время сундук наш закрывать, но там еще очень много неизвестного и интересного. Об этом поговорим в следующий раз и пополним нашу коллекцию новыми страничками.

Рефлексия: Коллеги! Работу над коллекцией можно продолжать на следующих занятиях. Можно изготавливать 1 страничку. Можно выбирать другую тему. Все зависит от вас и поставленной цели. Сегодняшний мастер-класс – пример, ориентир в вашей дальнейшей работе по изучению и сохранению семейных традиций.

Я подготовила для вас карточку с тремя смайликами. Один грустит - значит, ему было неинтересно, другой скучает – все происходящее оставило его равнодушным, третий улыбается – ему было комфортно, интересно, он получил положительный опыт и готов применить его в своей практике. Пожалуйста, возьмите цветные карандаши и раскрасьте смайлик, соответствующий вашему состоянию.

Спасибо за работу! Творческих успехов!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы ДОУ по сохранению традиций казачества Казачество — это часть общей культуры, это наше наследие мы должны сохранить и познакомить с ним наших детей Детство – то время, когда возможно.

Конспект занятия «Традиции и быт кубанского казачества» Занятие «Традиции и быт кубанского казачества" Цель и задачи: Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать.

Мастер-класс для родителей и детей «Бабушкин сундук. Куклы-обереги» Цель: • гармонизация детско-родительских отношений в процессе изготовления куклы оберега. Задачи: • показ и изготовление куклы "Куватка";.

Методическое пособие для центра патриотического воспитания «Бабушкин сундук»Методическое пособие для центра патриотического воспитания «Бабушкин сундук» 1.0 Введение 1.1Актуальность: Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю,.

Конспект НОД по краеведению «Открывая бабушкин сундук» муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Аленький цветочек» Разработка.

Фотоотчет об акции «Откроем бабушкин сундук!»Фотоотчет об акции «Откроем бабушкин сундук!» В рамках проекта: «Роговская моя – дорогая земля» в старшей группе МБДОУ Д/С №39 воспитатель Сорочан В. Н. была проведена акция с родителями:.

Проект «Бабушкин сундук» по приобщению дошкольников к истокам народной культуры Важной задачей современного общества является создание и поддержание такого образовательного пространства, которое соответствует лучшим.

Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов. «Искусство смывает с души пыль повседневной жизни». Пабло Пикассо.

Сценарий праздника по ознакомлению детей с бытом и культурой кубанского казачества «Посвящение в казачата»Сценарий праздника по ознакомлению детей с бытом и культурой кубанского казачества «Посвящение в казачата» Сценарий праздника «Посвящение в казачата» Цель: Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный.

Традиционная культура кубанского казачества Традиционная культура кубанского казачества. Взаимодействие с социумом». 1. Звучит песня: «Мы с тобой казаки». В исполнении Кубанского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса по изучению и сохранению семейных традиций кубанского казачества «Открываем бабушкин сундук»
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 11:56
+151Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД