Получи документы

Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов

Олеся Витовская
Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов

Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов.

«Искусство смывает с души пыль повседневной жизни».

Пабло Пикассо

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У педагогов наблюдается повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; переживание негативных эмоций, чувство неосознанного беспокойства, депрессивные состояния. Всё это может привести к возникновению синдрома профессионального выгорания – состояния психического, эмоционального и физического изнеможения, проявляющегося в профессиях, связанных с людьми. Эмоциональное истощение связано с рабочей перегруженностью и неудовлетворенными ожиданиями относительно работы в организации, в том числе неудовлетворенностью профессиональным общением. Синдром выгорания развивается при истощении личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Публикация «Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов» размещена в разделах

В качестве инструмента сохранения психического здоровья педагогов, можно успешно использовать арт-терапию. Техники арт-терапии, являются наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния. Творчество, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме. Ценность арт-терапии заключена в том, что она обращается к внутренним самоисцеляющим ресурсам человека.

Изотерапия – это мощное средство самовыражения, облегчающее путь для проявления чувств. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности, помогает познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.

Назначение и приоритетные цели использования арт-терапии:

• выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний, эмоциональная разрядка;

• «проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

• психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

• содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

• гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

• развитие креативности.

Цель мастер-класса: способствовать формированию эмоциональной стабильности и восстановлению психологического здоровья у педагогов посредством использования арт-терапевтических технологий.

Задачи:

• познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

• создать положительный эмоциональный климат;

• способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемые результаты:

1. Практическое освоение педагогами методов и упражнений в арт-терапии, предлагаемых на мастер-классе.

2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области арт-терапии.

3. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой деятельности.

Содержание мастер-класса.

1. «Нарисуй свое имя»

Цели: развитие профессиональной идентичности и самоидентификации, усиление позитивного образа «Я».

Материалы: бумага, карандаши, ножницы, клей.

Инструкция: Для начала давайте с вами немного познакомимся. Я прошу вас каждого нарисовать свое имя, так как вам хочется. (Возможно создание образа имени с помощью цветной и гофрированной бумаги, блёсток, карандашей, красок, предметов и т. п.).

После того, как все нарисуют, каждый участник может рассказать, почему его имя именно такое.

2. «Радуга»

Цели: снять психоэмоциональное напряжение; способствовать самовыражению, самопринятию; актуализация доброжелательных межличностных отношений.

Материалы: бумага для рисования формата А3, кисточки для рисования, акварельные краски.

Инструкция:

1 этап: «Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вздохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горки». Упражнение повторить трижды.

2 этап: «Нарисуйте вашу радугу и себя, нарисуйте то, что вы сейчас представляли, взбираясь и съезжая с радуги».

3 этап: «Расскажите о том, что вы нарисовали. Где вы на этом рисунке? Что означает для вас то, что вы нарисовали?»

4 этап: «Расскажите о том, что вы увидели на рисунках других. Расскажите о своих впечатлениях»

5 этап: «Расскажите о ваших впечатлениях. Изменялось ли ваше внутреннее состояние? Каким образом? Что было самым приятным в вашей работе?»

3. Упражнение «Рисуем круги.»

Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности. Данное занятие подходит для начала и завершения арт- терапевтической работы. Оно способствует развитию спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.

Материалы: два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги длиной около 2 м (можно использовать обратную сторону обоев). Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, масляная пастель, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч. (Выбор изобразительных средств определяется самостоятельно каждым участником).

Для этой техники выбран именно круг как мифологический символ гармоний. Считается, что круг из-за отсутствия острых углов – самая «доброжелательная» из всех геометрических фигур, означающая одобрение, дружеское отношение, сочувствие, мягкость, чувственность. Работа в круге активизирует интегративное, эмоциональное, интуитивное (правополушарное) мышление, а также объединяет, стабилизирует группу, способствует формированию благоприятных межличностных отношений.

Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т. е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка.

Вопросы для обсуждения:

1. «Как вы себя чувствуете?»

2. «Как ваше настроение сейчас?».

3. «Расскажите о своем рисунке?»

4. «Дополняли ли вы работы других участников?»

5. «Какие трудности возникали по ходу работы?» и др.

Достижения и перспективы.

Перспективность применения арт-терапевтических техник в психологическом обеспечении профессиональной деятельности педагогов связана с природной потребностью человека в творческом самовыражении, в сохранении своего физического, психологического и профессионального здоровья, в личностном и духовном развитии, самоактуализации, а также с возможностью решения задач гуманизации педагогического труда.

Наблюдая результаты применения арт-терапевтических техник, было отмечено, что эти упражнения помогают педагогам снять напряжение, способствуют разрядке и повышению тонуса, устранению эмоциональной напряженности, ослаблению проявлений утомления, нормализуют эмоциональный фон, усиливают мобилизацию ресурсов организма и могут с успехом применяться в дальнейшей работе.

Публикации по теме:

Формы работы с родителями по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Мы здоровы на столько, на сколько чувствуем мир и покой в душе! Наравне со здоровьем физическим большое внимание в нашем учреждении уделяется.

Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Адаптироваться — это не просто привыкнуть»Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Адаптироваться — это не просто привыкнуть» В марте, в нашем дошкольном образовательном учреждении прошел мастер-класс для педагогов "Адаптироваться - это не просто привыкнуть. " Мастер-класс.

Фотоотчёт мастер — класса для педагогов «Будем здоровы!»Фотоотчёт мастер — класса для педагогов «Будем здоровы!» Во все времена здоровье было и остается дороже власти и богатства. Это не просто отсутствие болезней - это положительное, жизнерадостное.

Конспект мастер-класса для педагогов «Изготовление подарочного конверта в технике скрапбукинг»Конспект мастер-класса для педагогов «Изготовление подарочного конверта в технике скрапбукинг» Подготовила: воспитатель Кулешова Ф. Г. Цель: Познакомить с видом оформительской деятельности – техникой «скрапбукинг» и научиться выполнять.

Конспект мастер-класса для педагогов на тему: «Утро начинается с зарядки» «Утро начинается с зарядки» (мастер-класс для педагогов). Дата проведения: 12. 09. 2016 год. Технологии: здоровьесберегающая. Цель мастер.

Конспект мастер-класса для педагогов «Страна Кукляндия» Конспект мастер-класса для педагогов «Страна «Кукляндия» Воспитатель: Волкова Ирина Григорьевна Цель: создать условия для профессионального.

Презентация мастер-класса по нетрадиционному рисованию для педагогов ДОУ и родителей Э. Успенский «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене, И в трамвае на.

Презентация мастер-класса для педагогов «Квиллинг-искусство бумагокручения» Содержание мастер-класса: 1. Знакомство педагогов с техникой работы с бумагой «квиллинг». 2. Демонстрация способов скручивания тонких бумажных.

Презентация мастер-класса для педагогов «Пластилинография» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колокольчик» Презентация мастер класс для педагогов"Пластилинография".

Рекомендации родителям по сохранению и укреплению здоровья ребенка в летний период Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов
Опубликовано: 23 ноября 2017 в 09:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД