Ольга Фёдорова
Знакомим детей с художниками-иллюстраторами
▼ Скачать + Заказать документы
В методиках воспитания детей особое место занимает книжная графика. Это связано с рядом особенностей, присущих такому применению изобразительного искусства. Причем речь идет не об иллюстрировании единичных моментов произведения. Такие изображения идут параллельно с самим текстом. В детских книгах иллюстрации часто не только дополняют сюжет, но и создают эффективный и мягкий способ воздействия на психику ребенка. Такой формат появился давно, но и сейчас пользуется популярностью. Появляются работы новых авторов, наряду с переизданием классических произведений.
Что дает введение в воспитательный процесс дошкольников такие иллюстрированные работы?
Публикация «Знакомим детей с художниками-иллюстраторами» размещена в разделах
Прежде всего, это один из самых эффективных методов при воспитании детей. Что касается морального воспитания и становления характера, то книжная графика исполняет стандартные функции, но иными путями. В ребенке растет понимание понятий добро и зло, он учится оценивать качества в окружающих. Понимает, какие из этих качеств хорошие, какие плохие. Любовь к животным закладывается через полюбившиеся образы. Детей учат любить познавать мир вокруг себя.
Растут и умственные способности, запас знаний и умений. Важен и сам процесс творчества детей. Формируются любовь к знаниям и тяга к искусству. Повышаются коммуникационные навыки, умение вести себя в обществе. Дети делятся впечатлениями, спорят, помогают друг другу.
Первое близкое знакомство детей с искусством
Занятия с иллюстрированной литературой допускаются уже с первых дней занятий в младших группах.
Рекомендуется использовать в начале иллюстрации к уже изученным произведениям. Различий со списком рекомендованной литературы на этом этапе нет. Поэтому уместным будет использование рисунков Васнецова, Конашевича, Чарушина. В качестве литературных основ выступают русские народные сказки, некоторые стихотворения. Например, «Игрушки» Барто.
Самым важным элементов воспитания является постоянный контакт с детьми. Воспитатели спрашивают, понравилось ли то или иное произведение и иллюстрации к нему. Какие конкретно картинки нравятся и почему. Далее идут занятия по рисованию, где ребенок может попытаться повторить любимый сюжет либо придумать свой. Идет совмещение нескольких воспитательных процессов. Дети учатся воспринимать и оценивать картинки, выражать свое мнение. Переносить свои идеи в собственные творения. Не только в рисовании, но и в лепке и других видах.
Иллюстрации помогают правильно осмыслять тексты, понимать суть происходящего в сюжете, строить образы. Особенно полезны здесь те иллюстрации, которые изображают сцены, прямо не описанные в произведениях. Наглядным примером является сказка «О глупом мышонке» Маршака с рисунками Лебедева. В тексте не описывается то, что кошка съела мышонка. Но художник изобразил саму норку в темных тонах, обставив ее деталями, придающими сцене трагичности. Что помогает детям правильно осознать произошедшее.
Усложнение материала в старших группах
Переход должен быть плавным, следует помнить об индивидуальном подходе к каждому ребенку. Расширяется не только перечень литературы и художников. Детей учат улавливать детали и различия между художниками. Одним из лучших приемов является сравнение иллюстрированных животных, то есть различных стилей рисунка. Хорошим выбором будет использование работ Чарушина, Рачева, Васнецова. Приходит пора и для знакомства с черно-белыми иллюстрациями. Для первых шагов обычно рекомендуются «Рассказы о детях» Л. Н. Толстого.
Вводятся более сложные образы и их характеристики. Используются более сложные произведения и иллюстрации к ним. Подробнее такой подход стоит рассмотреть на примерах русских народных сказок и иллюстрациях художника Пахомова к ним. Одной из таких сказок является «Бабушка, внучка и курочка», где удачно показаны три типажа. Медлительная старая бабушка, резвая веселая внучка, старательная курочка. Кто-то из детей может заметить, что графика выполнена карандашом. Если же никто не заметил, то можно подтолкнуть их к этому. Начиная, таким образом, знакомство детей с живописью как с искусством.
И это является неотъемлемой частью данного этапа воспитания. Дети начинают понимать значение художника как профессии. Обучаются базовым понятиям в изобразительном искусстве, некоторым видам и стилям рисунков, инструментам и принадлежностям художника. Простыми и понятными для детей этого возраста будут пейзажи и портреты уже знакомых людей. Специалистами рекомендуются Пластов, Левитан, Грабарь, Юон.
На простых примерах проясняется конкретика. Используется литография того же Чарушина. Рассказывается, о простейших инструментах прошлых веков. Для детей открывается другая сторона живописи – как труд и сложная, но интересная профессия.
На каких художников следует обратить внимание, и кого рекомендуют специалисты?
Лучшим выбором будут отечественные иллюстраторы. Важным здесь является не только тот факт, что именно они работали с большинством русских народных сказок и классических произведений. Свою роль играет и культурная близость.
Что касается временных рамок, то подойдут как классические художники, так и современные авторы, рекомендованные профильными государственными органами. Чаще всего для целей детсадовского воспитания советуется Пахомова, Коровина, Рачева, Лебедева, Васнецов и другие. При этом каждый из большого количества авторов часто специализируется на конкретной тематике или на конкретном стиле. Поэтому нужно учитывать все нюансы при составлении программ.
Так один из представителей классики Васнецов чаще всего рисовал животных. В том числе в сказочном антураже. По стилю его иллюстрации относятся к примитивизму. Автор, обладая большим опытом, создавал запоминающиеся для детей работы. При этом все они детализированы и разнообразны.
Более реалистичные рисунки имеют Рачев и Чарушин. Первый так же, как и Васнецов, использует сказочные образы. Второй специализируется на еще большем реализме, очень точно передает эмоции, жесты и мимику.
Художники закладывают в свои иллюстрации свое видение тех или иных сцен и персонажей. Это придает иные оттенки, может изменить первоначальное представление ребенка о литературном произведении. Здесь особо важен предварительный анализ, работа с детьми.
Эмоциональная окрашенность книжной графики – серьезный фактор. Разные авторы могут создавать разные рисунки к одним и тем же произведениям. Необходимо со всей серьезностью отнестись к подбору произведений и художников. Впечатление детей от увиденных работ останется у них на многие годы.