Консультация для воспитателей. Знакомим детей с анималистическим жанром с помощью книжной графики

Татьяна Жигалова
Консультация для воспитателей. Знакомим детей с анималистическим жанром с помощью книжной графики

Знакомим детей с анималистическим жанром с помощью книжной графики.

составила: Жигалова Татьяна

Название этого жанра происходит от латинского слова «анимал» - «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, изображающие животных. Это – сложный жанр. Художник – анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.

Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появился отдельный жанр, который и получил название – анималистический.

Целая плеяда художников – анималистов воспевает удивительный мир живой природы. Животные в произведениях Ватагина В. А. очеловечены, они наделены определенными человеческими качествами, чертами характера и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, тоска и многое другое). Эта аналогия между чертами людей и мордами животных, между повадками животных и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных еще более понятными, емкими и близкими. Конечно, не могли пройти мимо анималистического жанра и мастера книжной иллюстрации. В первых детских книжках замечательные, яркие и веселые рисунки животных, выполненные В. И. Сутеевым, Е. М. Рачевым, В. В. Лебедевым, Е. И. Чарушиным, Ю. А. Васнецовым. Сколько в их работах фантазии, оригинальности и вместе с тем знание животных!

ДОШКОЛЬНИКАМ О ХУДОЖНИКАХ.

СКАЗОЧНЫЙ МИР ИЛЛЮСТРАЦИИ Ю. А. ВАСНЕЦОВА

Замечательный советский художник Юрий Алексеевич Васнецов создал яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку!

Задумчивый лесной край, где родился и вырос художник, детские впечатления от ярмарки игрушек «Свистуньи» с нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными яркими петухами, конями оказали заметное влияние на его творчество. Многие персонажи рисунков Ю. А. Васнецова имеют сходство с образами, рожденными народной фантазией. Очень, например, похожи на дымковского коня кони на иллюстрациях к потешкам «Иванушка» и «Конь»

Чем ближе знакомишься с работами Васнецова, тем больше вос-хищаешься богатством его творческого воображения: так много животных нарисовал художник и все они очень разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде. На иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Алексеевич изобразил хоровод из девятнадцати мышат: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные рубашечки с пуговками.

Много веселой выдумки, игры внес художник в иллюстрации к потешке «Кисонька». Сказочная мельница очень декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломаными линиями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный маленький мышонок. Он залез на подоконник и с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивительные волшебные цветы, которые так красиво освещены солнцем. Прянички Кисонька сложила в большую плетеную корзинку. Прянички белые, с красивыми узорами и очень аппетитные! Несмотря на то, что в потешке ничего не говорится о том, кого встретила по дороге Кисонька, художник сам придумал и изобразил эту встречу.

Очень большую нагрузку несет в работах Ю. А. Васнецова цвет. Часто от него так и веет радостью. А в иллюстрациях к потешкам «Скок-поскок» и «Конь» ярко-желтый фон не только передает картину теплого солнечного дня, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику. Благодаря светлому фону мы видим их пушистую шерстку, любуемся кисточками на ушах.

Хотя на рисунках Ю. А. Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень выразительны. Сказочные образы, рожденные фантазией художника, близки и понятны.

ДРУГ РЕБЯТ И ЗВЕРЯТ

Творчество Е. И. Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике. Рисунки Е. И. Чарушина никого не оставляют равнодушными. Главные герои рисунков — животные. На иллюстрациях Е. И. Чарушина они как живые. Вглядитесь получше в иллюстрации к сказкам. Вот героиня одной из сказок — Лиса. Подкралась Лиса к окошечку, хвост подняла, лапки просительно сложила. Художник красиво «одел» ее: юбочка пышная, фартучек нарядный. И даже мысли Лисы нам понятны: «Ну, Пету-шок, как я тебя заговорю! Ну, Петушок, как я тебя обману!» И завораживает Лиса Петушка ласковой речью. А Петушок и доволен, а Петушок и горд! Вот как высунулся из окна, закукарекал от радости! Забыл совсем, что его беда ждет. Кукарекает Петушок и не слышит, как маленькая пичужка кричит ему: «Что ты, Петя! Прячься! Спасайся! Обманет тебя Лиса!»

А вот другой герой книги — Кот. Посмотрите, какой он свирепый, глаза огнем горят, хвост трубой, ружье наготове. Прямо гроза леса. Все его боятся. Все бегут от него. И художник показывает нам, как спасаются от Кота птицы, лягушки, мыши и жуки.

Очень выразительны иллюстрации Е. И. Чарушина к сказке «Теремок».

Посмотрите, какой свирепый Медведь! Лапы поднял, когти свои острые выпустил, пасть раскрыл и рычит: «Всех передавлю!» А изображения остальных зверей какие выразительные! Лиса смелая, тоже кричит на Медведя, огрызается. И Волк по-своему противостоит Медведю. Все готовы дать отпор косолапому. Даже Мышка смеется: «Ни с чем ты, Медведь, останешься!»

Е. И. Чарушин проиллюстрировал много книг В. Бианки, М. Пришвина, С. Маршака, а также свои собственные книги о животных.

И уже в первых рисунках проявился особый почерк худож-ника-анималиста. Размывами туши, акварели Е. Чарушин по-особому передает пушистый мех зверей.

Точно выбранная поза, выражение глаз, движения так выразительны. Для своих рисунков Чарушин использует всего 3—4 краски. Но это не мешает ему добиваться ощущения цветового богатства меха, оперения. Герои его, словно живые.

В своих иллюстрациях к сказке «Воробьишко» М. Горького

художник знакомит нас с героями этого произведения: воробьиной семьей и кошкой. Как удивительно точно передал Чарушин позу кошки: вот-вот схватит она маленького воробья Пудика.

А Пудик очень испугался! Кричит. Пищит отчаянно. Со страху с места сдвинуться не может. На этой иллюстрации художник нарисовал только две фигурки: малыша-воробья и кошки. Фигурки так выразительны, что дети начинают кричать на кошку, прогонять ее, совершенно забывая, что это только рисунок. Успокаиваются они только тогда, когда видят следующую иллюстрацию: смелая мама бесстрашно бросается на кошку и спасает своего незадачливого сына. А страшную сцену боя воробьихи с кошкой художник даже рисовать не стал, так ему стало жалко маму Пудика.

Зато дальше, на следующей странице, мы видим всю воробьиную семью. Вот глупый Пудик раскрыл свой клюв и оправдывается. А это мама ругает своего сына, а рядом папа поддакивает маме.

Все истории, которые поведал нам Е. И. Чарушин в своих рисунках, описал в своих рассказах,— смешные и грустные, забавные и героические — имеют большое воспитательное значение. Они вызывают у нас чувство жалости, сострадания, воспитывают потребность заботиться о слабых, защищать беззащитных. Обращаясь к своим юным читателям и зрителям, Чарушин писал: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, чтобы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

Больше всего на свете Чарушин любил рисовать детенышей животных. С большим мастерством, любовью воплощал художник в своих рисунках их образы. Возьмите книгу С. Маршака «Детки в клетке» с иллюстрациями Чарушина. Дайте детям полюбоваться этими иллюстрациями, и по их реакции вы увидите, как точно художник уловил юмор автора и мастерски передал его в своих рисунках.

Вот смешные медвежата: один бутылку с молоком обхватил, посасывает, А другому тоже хочется, и так зайдет, и эдак, а никак не получается!

Львенок на бутылочку с молоком набросился, как на кость, а не вкусно! Ему еще надо понять, что важна не сама бутылочка, а ее содержимое.

А волчонок-то! Залез лапами в миску, корм высыпал на пол и нюхает. «Пахнет вкусно! А есть-то можно?» - думает. Вот какие зверята забавные у художника! Е. И. Чарушин мечтал. Чтобы, глядя на его картинки, читая его книги, дети полюбили, как и он сам, этот прекрасный мир. А когда вырастут — передали эту любовь своим детям. Чтобы так и потянулась эта нескончаемая цепочка и стала жизнь на нашей Земле светлее и добрее, ярче.

ЗА ЧТО ДЕТИ ЛЮБЯТ РИСУНКИ В. В. ЛЕБЕДЕВА

Художественное мастерство Владимира Васильевича Лебедева так вы-соко, что чем ближе знакомишься с его рисунками, тем больше хочется смотреть на них, угадывать замысел художника, узнавать его творческую манеру. Рисунки художника интересны и разнообразны. В них есть выразительность, яркость. Но, пожалуй, самое ценное — сочетание фантазии с реальностью.

На иллюстрации к веселой и поучительной книге С. Маршака «О чем говорили лошади, хомяки и куры». Курица не смогла взлететь выше забора, даже крылья не расправила, но самой ей кажется, что она взмыла высоко в небо. Дети по-разному реагируют на этот эпизод: «Куры не летают! Она просто подпрыгнула. Курица любопытная и глупая!» Художник так выразительно нарисовал курицу, что можно угадать ее «мысли»: «Я самая умная!»

Знакомясь с биографией художника, исследователи увидели, каким тесным было его творческое содружество с С. Маршаком. Зародилась эта дружба случайно. Однажды Самуил Яковлевич, принеся в типографию свое стихотворение «Мороженое», увидел рисунок неизвестного художника. Работа молодого иллюстратора очень понравилась Маршаку, и он попросил Лебедева быть художником его книги. Так началась более чем сорокалетняя дружба художника и поэта.

Замысел «Цирка» вначале созрел у Лебедева. Он придумал конструкцию книги с необыкновенно праздничными акварелями, похожими на цирковые афиши. После того как художник выполнил рисунки, Маршак придумал к ним подписи.

Рисунки Лебедева просты и лаконичны. В них нет ничего лишнего: ни цветового пятна, ни линии, ни детали.

В. В. Лебедев любил в одних случаях изображать отдельные предметы, сохраняя белое поле листа. В других, располагая фигуры профильно, соблюдая лаконичность цвета и рисуя акварелью, он заполнял весь лист. Акварель придавала рисункам легкость, воздушность. Можно заметить, как тонко Лебедев учитывал воздействие цвета на зрителя. Так, например, солнечные, яркие, рисунки к «Цирку»

вызывают чувство радости, веселья. А приглушенные тона рисунков к «Тихой сказке» создают совсем другое настроение — задумчивости, тревоги.

Любуясь иллюстрациями Лебедева, находили в них все новые и новые интересные детали. В отдельных рисунках мастер добивается выразительности с помощью линии, штриха. Линия может выразить и стремительное движение, и даже характер, темперамент героев, например, в иллюстрациях к книгам «Вот какой рассеянный», «Багаж» С. Маршака.

А как умело владеет художник изображением формы предмета! Иногда его рисунки схематичны и просты: голова-шар и туловище-шар— человек, прямоугольник и круг — тележка с колесом. Все детали опущены, но зато основная форма передает главное. А если уж художник прорисовывает детали, следовательно, они важны и значимы. Расстегнулся воротник у толстяка — стало быть, ему жарко; перстень на толстом пальце свидетельствует о том, что этот человек богат «Мороженое». Когда по сюжету книги с толстяком начинается смешная игра, именно детали, цвет в рисунках помогают детям следить за нею.

Иллюстрации художника «живут» в книгах Маршака по законам текста. Они постоянно перекликаются со стихами, и поэтому текст легко запоминается.

Иллюстрации формируют ум, чувства детей.

Заканчивая книгу «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака рисунком, где изображены мышка-мать, пустая постель мышонка, лежащие в беспорядке шерстяной носок, свеча и кусок сыра, художник дает возможность детям поразмышлять, отчего так случилось. Сказка заканчивается, но ребенок остается в раздумье.

Говоря о Лебедеве, нельзя не отметить еще одной стороны его творчества. Рисунки художника с изображениями детей свидетельствуют о том, что Лебедев хорошо знал душу ребенка, его переживания. Иллюстрируя рассказы Л. Толстого, произведения С. Маршака, Лебедев рисовал не сусальных пай - деток. «Его» дети могут быть и некрасивыми, но обязательно обаятельными. При этом художник стремился передать особенности характера каждого маленького героя.

Художнику всегда была присуща острая наблюдательность. Вот мальчик не сумел взять под уздцы коня, и тот норовисто вздернул голову, привстал на задние ноги. Как точно передано движение: рассматривая рисунок как бы участвуем в происходящем.

СКАЗКА-ТО С ХИТРИНКОЙ — НА ЛЮДЕЙ НАМЕКАЕТ.

Вы видели когда-нибудь такое существо: длинноухий зайчишка, но стоит он как-то по-особенному, вроде бы по-человечьи, и одет как человек — в заплатанный тулупчик. А по характеру — озорник, да и только! А вот лиса, разодетая, как на свадьбу, и очень довольная собой. Модница. А медведь, в красивом кафтане, сидит черпает ложкой мед. Блаженствует.

Это «рачевские» звери, хорошо известные всем, кто знаком с работами народного художника РСФСР, заслуженного деятеля искусств Евгения Михайловича Рачева.

Что же это за волшебник, под кистью которого сказка оживает до такой степени, что смотришь и смотришь на этих зайцев, лис, медведей и никак не налюбуешься. И ведь сразу узнаешь, что это рисовал Рачев! Есть среди его героев простаки, добряки, а есть и злые. Есть хитрецы и обманщики, есть и такие, что всегда готовы прийти на помощь слабому. Кто они? Люди? Нет. Но и не животные. Это — характеры, заключенные в сказочные образы. В рисун-ках Рачева эти характеры столь убедительны и выразительны, так легко запоминаются, что нередко нам кажется — мы встречали их в жизни.

Все животные и звери — герои рисунков Рачева — «одеты» как люди. Зачем художник «одевал» своих героев — животных — в человеческую одежду? Это нужно было Рачеву для того, чтобы передать характеры героев, показать, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения.

Цветные рисунки Рачева очень нарядны, красочны. Цвет брался им локальным красочным пятном без сложных внутренних переходов. Акварельную краску художник любил класть тонким прозрачным слоем. Работал также гуашью, углем. Рисунки Рачева очень декоративны, они красочны, ярки, привлекательны по цвету. Особенно звонкими его рисунки становятся от гибкого, и точного черного контура.

Важную роль играет природа в рисунках к русским народным сказкам. Мы видим на этих иллюстрациях березки, ромашки, овраги, перелески, так характерные для среднерусского пейзажа. Есть здесь и еще что-то такое, что пронизывает рисунки «русским духом». Не случайно художник использует различные бытовые подробности: изукрашенный наличник русской избы, крестьянское лукошко, вышитое полотенце.

Художник всегда выбирал для своих иллюстраций наиболее острые, драматические или комические моменты сюжета, чтобы раскрыть перед ребенком самую суть произведения.

Консультация для воспитателей. Знакомим детей с анималистическим жанром с помощью книжной графики

Простота и ясность выразительных средств — вот к чему стремился Е. М. Рачев, вот что покоряет сердца маленьких зрителей! Выражение глаз, линии рта создают яркие характеристики каждого персонажа. По выражению морды козы или собаки видно, в каком они настроении. Животные Рачева чувствуют, думают. И глаза у них — то веселые, то грустные. Все можно понять по глазам.

В зоопарке звери сидят печальные. На мордах у них усталость, равнодушие. А на воле звери веселые.

Читает художник сказку «Волк и козлята» и представляет себе, как жила коза со своими детьми в лесной избушке, как они садились за стол, как ложились спать, что делали вечером. И нарисовал он, как коза по вечерам шерсть прядет и детишкам сказки рассказывает. А вот глуповатый медведь, а девочка Маша ставит перед ним на стол тяжелый пузатый горшок с кашей. От рисунка к рисунку создает художник волшебный, сказочный мир.

Публикации по теме:

Знакомим детей с временами годаЗнакомим детей с временами года «Знакомим детей с временами года» Тайбичакова Л. В. МБОУ «Парбигская СОШ им. М. Т. Калашникова» дошкольная группа. Одной из задач Федерального.

Использование книжной графики как важная часть работы по художественно-эстетическому развитию и социализации детей Воздействуя на дошкольников книга, с её сильно звучащим словом, живописным рисунком, динамичными образами, где писатель и художник служат.

Как мы знакомим детей со свойствами песка-фотоотчетКак мы знакомим детей со свойствами песка-фотоотчет Дошкольный возраст самый интересный и насыщенный тем, что дети открывают и познают мир, они его трогают, пробуют на вкус, и пробуют что-то.

Конспект занятия по развитию речи и ознакомлению с жанром басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей» для подготовительной группы Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с жанром басни И. Крылова «Стрекоза и муравей» для подготовительной группы. Подготовила.

Консультация для воспитателей «Знакомим детей с историей и бытом Кубани» Родная культура как мать и отец должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, проявляющую лучшие человеческие.

Консультация «Знакомим детей с родным краем» Консультация «Знакомим детей с родным краем» Светлана Тетяйкина Консультация «Знакомим детей с родным краем» Понимание Родины у детей тесно.

Проект «Знакомим детей с творчеством В. Бианки» Тип проекта: познавательно-информационный, групповой. Продолжительность: долгосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети дошкольного.

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой Знакомство детей старшего дошкольного возраста с книжной графикой. Буричева Людмила Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада №41.

Знакомим детей с человеческим организмом. Дидактические игры и упражнения «Чем люди отличаются друг от друга». Задачи: 1. Закреплять представление о том, что люди отличаются ростом, цветом, формой глаз и цветом.

Знакомим детей с миром животных (старший дошкольный возраст) В живом общении с природой формируются лучшие качества личности подрастающего поколения: отзывчивость, чуткость, доброе и бережное отношение.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Профессии и труд
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация для воспитателей. Знакомим детей с анималистическим жанром с помощью книжной графики
Опубликовано: 7 мая 2016 в 22:05
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развиваемся с матрешками
Развиваемся с матрешками Игра в виде матрешек с приставными деталями. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно....
Конкурс «Новогоднее оформление группы и холла»!
Конкурс проходил в рамках МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону! Я очень люблю участвовать в конкурсах по оформлению, думаю, это у меня очень...
Беседа с детьми: «Зайку бросила хозяйка — за окном остался зайка…»
Цель : Формировать эмоционально положительный отклик на произведения художественной литературы. Задачи: Развивать ответственность за брошенного,...
Лепка из солёного теста на тему «Грибочки и божьи коровки» в младшей группе детского...
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: Развитие мелкой моторики: Продолжать формировать умение детей раскатывать комочки пластилина круговыми...
ООД «Мишка в гостях у ребят»
Конспект занятия по сенсорному воспитанию в младшей группе Тема: «Мишка в гостях у ребят» Образовательная область: Познание. Цель: закрепить у детей...