Татьяна Цветкова
Консультация для воспитателей «Знакомим детей с народными праздниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Академик Д. А. Лихачев призывает: «Пора нам прикоснуться к своим древним камням, к своей памяти и к своей культуре». По его словам, национальные отличия России сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.
С давних пор признаётся огромное значение народной культуры. «Занимать детей народными играми, песнями, плясками, которые органично входили в их жизнь и быт, были понятны и любимы ими», - считалось делом разумным.
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомим детей с народными праздниками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Участие современных детей в проведении народных праздников, знакомство с музыкально-литературным фольклором составляет у них целостное представление о русской культуре, разнообразии её традиций, богатстве, красоте и силе духа русского человека, наполняет гордостью за великую Россию. Для радости и памяти нужны они детям. Ведь жизнь - не те дни, что прошли, а те, что запомнились.
Праздники помогают детям усвоить нравственные нормы, этические идеалы, учат общению. Они дают возможность сформировать у детей потребность в содержательном досуге. Это важно, особенно в настоящее время, когда праздники и семейные торжества, к сожалению, проходят однообразно. Полученные в процессе проведения праздников знания и навыки дети учатся использовать в повседневной жизни, а это, в сою очередь, служит преемственности и неразрывности традиций нашего народа, глубокой духовной связи прошлого, настоящего и будущего.
Перед собой мы ставим следующие задачи;
1. Сформировать у детей общие представления о богатстве и разнообразии культуры и традиций русского народа.
2. Донести до дошкольников саму идею каждого праздника в процессе его проведения.
3. Предоставить детям возможность попробовать себя в области народного пения и танца – способствовать развитию творческого потенциала и самовыражения детей.
4. Научить ценить и любить духовное богатство родного народа.
Методика проведения праздников построена на основе главных идей народной педагогики : игровой культуры, труда и общения.
Работа ведется в течение календарного года в соответствии с праздничным народным календарём.
Формы организации работы с детьми:
• Беседы, рассматривание иллюстраций;
• Чтение художественной литературы;
• Разучивание фольклорных произведений;
• Занятия по ручному труду (изготовление костюмов, праздничных атрибутов, элементов декораций);
• Проведение праздников;
• Выставки детских работ.
Формы работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.
• беседы, рассказы педагога об истории зарождения праздника на Руси, раскрытие идеи каждого праздника;
• разучивание произведений музыкального и литературного фольклора;
• развлечения (Посиделки, вечёрки, гуляния, гадания и т. п.);
• трудовая деятельность (изготовление атрибутов и элементов костюмов, сооружение снежных построек, тестопластика, труд в природе и др.);
• музыкальные занятия;
• изобразительная деятельность;
• экскурсии;
• праздники согласно праздничному народному календарю.
Ребёнок может сам выбрать себе дело по душе, по интересу.
Святки.
С детьми организуются: посиделки, игры, гадания, заговоры.
Это время, когда уместно разучивать и водить хороводы, устраивать ряженье. Необходимо познакомить детей с традицией гостевания и обыграть её. Дать знания о том, что гостеприимство в менталитете русского народа : встречали и угощали лучшим не только родных и знакомых, но и совершенно чужих людей. Готовились к встрече гостей заранее: украшали свой дом, наводили чистоту и порядок. Гостей встречали в красивой одежде, часто обменивались подарками в знак дружбы и уважения друг к другу. При гостях нельзя ругаться («Гостю сор не неси», нельзя было обидеть гостя грубым словом или насмешкой.
С детьми можно слепить пряники - козули. Интересный прием – показ вертепа, «Чучелко» (игры с куклами).
Масленица.
Основные идеи Масленицы:
- идея родства;
- праздник всенародный; в нем участвуют все от мала до велика; у каждого своя роль.
Символический смысл масленичных обрядов - «похороны зимы», прославление солнца. На празднике можно использовать персонажи козы и козла. В русской мифологии они являются символами плодородия.
С детьми необходимо обновить горки, сделать ледяные дорожки, снежные постройки, крепости. Организовать игру «Взятие снежного городка».
Дети сами приглашают гостей на праздник. Нельзя упускать из вида мысль: подарки красны отдарками.
В масленичных забавах должен присутствовать петух - символ возрождения. С малышами вспомнить потешки и сказки про петушка, со старшими детьми сделать петушка-оригами.
Соблюсти традицию - первый блин - за окно, на помин души. Вспоминают тех, кто ушел от нас, умер, но вспоминаем умерших без слез, с чувством светлой грусти.
Целесообразно познакомить детей с календарем масленичной недели и проводить работу, опираясь на него.
Сороки. День сорока Мучеников.
Вторая встреча весны.
Следует заранее разучить с детьми весенние заклички, познакомить с весенними обрядами. С детьми организуется изготовление птиц – свистулек. Необходимо познакомить детей с весенними приметами.
Даё тся историческая справка о весенних ритуальных обрядах действий славян:
• пробудить весну - дать силу солнцу и земле-матушке - в этом смысл игр и забав на празднике;
• обрядовое угощение: печенье - жаворонки, но сразу съесть нельзя - надо сначала заклички прокричать.
Троица
Это зеленые святки. Познакомить детей с обрядами поклонения березе, русалке. Вместе с детьми украсить березку, поводить вокруг нее хороводы. Разучить и поиграть в народные подвижные игры с бегом, ловлей, прыжками, ползанием: «Салки», «Орехи», «Сидит-сидит Яша», «Березовая карусель» и так далее. Воспитатели могут использовать сборник «Березовая карусель» изд. «Детская литература», Москва, 1980 г.
Осенины
Необходимо показать детям связь праздника с основным занятием земледельца. Прославление хлеба, урожая. Заучить пословицы и поговорки о труде, хлебе. Целесообразно организовать выставку «Откуда хлеб пришел». Внести хлеб на красивом рушнике и дать каждому попробовать.
При проведении праздников следует иметь в виду, что всякая народная песня может быть осознана детьми только в определенном контексте конкретной традиции, так как она не существует сама по себе, а является основной частью традиции, и вне этой целостной системы не может быть правильно истолкована.
Это не означает запрет на отдельное исполнение песен. Имеется в виду соблюдение принципа обязательного раскрытия контекста каждой конкретной песни.
Раскрывая те или иные стороны жизни народной, определяя место каждой конкретной песни в них, можно добить наиболее полного объективного и яркого раскрытия ее содержания.
Отношение фольклора к действительности проявляется в процессе живого исполнения - творчества.
Эстетическое воздействие фольклора значительно снижается в восприятии его только через воспроизводящие формы - книгу, видеомагнитофонную запись, кино. Сила влияния фольклора заключается в той непосредственной реакции, которая возникает у слушателя и зрителя в самый момент исполнения. Таким образом, обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.
Организуя и проводя народные праздники, следует учитывать, что творческая деятельность детей должна носить импровизационный характер.