Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Знакомим детей с народными праздниками»

Татьяна Цветкова
Консультация для воспитателей «Знакомим детей с народными праздниками»

Академик Д. А. Лихачев призывает: «Пора нам прикоснуться к своим древним камням, к своей памяти и к своей культуре». По его словам, национальные отличия России сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.

С давних пор признаётся огромное значение народной культуры. «Занимать детей народными играми, песнями, плясками, которые органично входили в их жизнь и быт, были понятны и любимы ими», - считалось делом разумным.

Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомим детей с народными праздниками“» размещена в разделах

Участие современных детей в проведении народных праздников, знакомство с музыкально-литературным фольклором составляет у них целостное представление о русской культуре, разнообразии её традиций, богатстве, красоте и силе духа русского человека, наполняет гордостью за великую Россию. Для радости и памяти нужны они детям. Ведь жизнь - не те дни, что прошли, а те, что запомнились.

Праздники помогают детям усвоить нравственные нормы, этические идеалы, учат общению. Они дают возможность сформировать у детей потребность в содержательном досуге. Это важно, особенно в настоящее время, когда праздники и семейные торжества, к сожалению, проходят однообразно. Полученные в процессе проведения праздников знания и навыки дети учатся использовать в повседневной жизни, а это, в сою очередь, служит преемственности и неразрывности традиций нашего народа, глубокой духовной связи прошлого, настоящего и будущего.

Перед собой мы ставим следующие задачи;

1. Сформировать у детей общие представления о богатстве и разнообразии культуры и традиций русского народа.

2. Донести до дошкольников саму идею каждого праздника в процессе его проведения.

3. Предоставить детям возможность попробовать себя в области народного пения и танца – способствовать развитию творческого потенциала и самовыражения детей.

4. Научить ценить и любить духовное богатство родного народа.

Методика проведения праздников построена на основе главных идей народной педагогики : игровой культуры, труда и общения.

Работа ведется в течение календарного года в соответствии с праздничным народным календарём.

Формы организации работы с детьми:

• Беседы, рассматривание иллюстраций;

• Чтение художественной литературы;

• Разучивание фольклорных произведений;

• Занятия по ручному труду (изготовление костюмов, праздничных атрибутов, элементов декораций);

• Проведение праздников;

• Выставки детских работ.

Формы работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

• беседы, рассказы педагога об истории зарождения праздника на Руси, раскрытие идеи каждого праздника;

• разучивание произведений музыкального и литературного фольклора;

• развлечения (Посиделки, вечёрки, гуляния, гадания и т. п.);

• трудовая деятельность (изготовление атрибутов и элементов костюмов, сооружение снежных построек, тестопластика, труд в природе и др.);

• музыкальные занятия;

• изобразительная деятельность;

• экскурсии;

праздники согласно праздничному народному календарю.

Ребёнок может сам выбрать себе дело по душе, по интересу.

Святки.

С детьми организуются: посиделки, игры, гадания, заговоры.

Это время, когда уместно разучивать и водить хороводы, устраивать ряженье. Необходимо познакомить детей с традицией гостевания и обыграть её. Дать знания о том, что гостеприимство в менталитете русского народа : встречали и угощали лучшим не только родных и знакомых, но и совершенно чужих людей. Готовились к встрече гостей заранее: украшали свой дом, наводили чистоту и порядок. Гостей встречали в красивой одежде, часто обменивались подарками в знак дружбы и уважения друг к другу. При гостях нельзя ругаться («Гостю сор не неси», нельзя было обидеть гостя грубым словом или насмешкой.

С детьми можно слепить пряники - козули. Интересный прием – показ вертепа, «Чучелко» (игры с куклами).

Масленица.

Основные идеи Масленицы:

- идея родства;

- праздник всенародный; в нем участвуют все от мала до велика; у каждого своя роль.

Символический смысл масленичных обрядов - «похороны зимы», прославление солнца. На празднике можно использовать персонажи козы и козла. В русской мифологии они являются символами плодородия.

С детьми необходимо обновить горки, сделать ледяные дорожки, снежные постройки, крепости. Организовать игру «Взятие снежного городка».

Дети сами приглашают гостей на праздник. Нельзя упускать из вида мысль: подарки красны отдарками.

В масленичных забавах должен присутствовать петух - символ возрождения. С малышами вспомнить потешки и сказки про петушка, со старшими детьми сделать петушка-оригами.

Соблюсти традицию - первый блин - за окно, на помин души. Вспоминают тех, кто ушел от нас, умер, но вспоминаем умерших без слез, с чувством светлой грусти.

Целесообразно познакомить детей с календарем масленичной недели и проводить работу, опираясь на него.

Сороки. День сорока Мучеников.

Вторая встреча весны.

Следует заранее разучить с детьми весенние заклички, познакомить с весенними обрядами. С детьми организуется изготовление птиц – свистулек. Необходимо познакомить детей с весенними приметами.

Даё тся историческая справка о весенних ритуальных обрядах действий славян:

• пробудить весну - дать силу солнцу и земле-матушке - в этом смысл игр и забав на празднике;

обрядовое угощение: печенье - жаворонки, но сразу съесть нельзя - надо сначала заклички прокричать.

Троица

Это зеленые святки. Познакомить детей с обрядами поклонения березе, русалке. Вместе с детьми украсить березку, поводить вокруг нее хороводы. Разучить и поиграть в народные подвижные игры с бегом, ловлей, прыжками, ползанием: «Салки», «Орехи», «Сидит-сидит Яша», «Березовая карусель» и так далее. Воспитатели могут использовать сборник «Березовая карусель» изд. «Детская литература», Москва, 1980 г.

Осенины

Необходимо показать детям связь праздника с основным занятием земледельца. Прославление хлеба, урожая. Заучить пословицы и поговорки о труде, хлебе. Целесообразно организовать выставку «Откуда хлеб пришел». Внести хлеб на красивом рушнике и дать каждому попробовать.

При проведении праздников следует иметь в виду, что всякая народная песня может быть осознана детьми только в определенном контексте конкретной традиции, так как она не существует сама по себе, а является основной частью традиции, и вне этой целостной системы не может быть правильно истолкована.

Это не означает запрет на отдельное исполнение песен. Имеется в виду соблюдение принципа обязательного раскрытия контекста каждой конкретной песни.

Раскрывая те или иные стороны жизни народной, определяя место каждой конкретной песни в них, можно добить наиболее полного объективного и яркого раскрытия ее содержания.

Отношение фольклора к действительности проявляется в процессе живого исполнения - творчества.

Эстетическое воздействие фольклора значительно снижается в восприятии его только через воспроизводящие формы - книгу, видеомагнитофонную запись, кино. Сила влияния фольклора заключается в той непосредственной реакции, которая возникает у слушателя и зрителя в самый момент исполнения. Таким образом, обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.

Организуя и проводя народные праздники, следует учитывать, что творческая деятельность детей должна носить импровизационный характер.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомство детей с православными праздниками»Фотоотчет «Знакомство детей с православными праздниками» Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию фото отчет о знакомстве детей с православными праздниками в нашем ДОУ. В музыкальном зале.

Фотоотчет «Знакомство с народными праздниками. Ореховый Спас»Фотоотчет «Знакомство с народными праздниками. Ореховый Спас» Народные праздники – это часть духовного наследия народа. Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления.

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей «Знакомим ребёнка с космосом ко Дню космонавтики на МAAM»Консультация для родителей «Знакомим ребёнка с космосом ко Дню космонавтики на МAAM» «Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем.

Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Знакомим детей с народными праздниками»
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 15:21
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД