Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Знакомим детей с народными праздниками»

Татьяна Цветкова
Консультация для воспитателей «Знакомим детей с народными праздниками»
▼ Скачать + Заказать документы

Академик Д. А. Лихачев призывает: «Пора нам прикоснуться к своим древним камням, к своей памяти и к своей культуре». По его словам, национальные отличия России сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.

С давних пор признаётся огромное значение народной культуры. «Занимать детей народными играми, песнями, плясками, которые органично входили в их жизнь и быт, были понятны и любимы ими», - считалось делом разумным.

Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомим детей с народными праздниками“» размещена в разделах

Участие современных детей в проведении народных праздников, знакомство с музыкально-литературным фольклором составляет у них целостное представление о русской культуре, разнообразии её традиций, богатстве, красоте и силе духа русского человека, наполняет гордостью за великую Россию. Для радости и памяти нужны они детям. Ведь жизнь - не те дни, что прошли, а те, что запомнились.

Праздники помогают детям усвоить нравственные нормы, этические идеалы, учат общению. Они дают возможность сформировать у детей потребность в содержательном досуге. Это важно, особенно в настоящее время, когда праздники и семейные торжества, к сожалению, проходят однообразно. Полученные в процессе проведения праздников знания и навыки дети учатся использовать в повседневной жизни, а это, в сою очередь, служит преемственности и неразрывности традиций нашего народа, глубокой духовной связи прошлого, настоящего и будущего.

Перед собой мы ставим следующие задачи;

1. Сформировать у детей общие представления о богатстве и разнообразии культуры и традиций русского народа.

2. Донести до дошкольников саму идею каждого праздника в процессе его проведения.

3. Предоставить детям возможность попробовать себя в области народного пения и танца – способствовать развитию творческого потенциала и самовыражения детей.

4. Научить ценить и любить духовное богатство родного народа.

Методика проведения праздников построена на основе главных идей народной педагогики : игровой культуры, труда и общения.

Работа ведется в течение календарного года в соответствии с праздничным народным календарём.

Формы организации работы с детьми:

• Беседы, рассматривание иллюстраций;

• Чтение художественной литературы;

• Разучивание фольклорных произведений;

• Занятия по ручному труду (изготовление костюмов, праздничных атрибутов, элементов декораций);

• Проведение праздников;

• Выставки детских работ.

Формы работы с детьми: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные.

• беседы, рассказы педагога об истории зарождения праздника на Руси, раскрытие идеи каждого праздника;

• разучивание произведений музыкального и литературного фольклора;

• развлечения (Посиделки, вечёрки, гуляния, гадания и т. п.);

• трудовая деятельность (изготовление атрибутов и элементов костюмов, сооружение снежных построек, тестопластика, труд в природе и др.);

• музыкальные занятия;

• изобразительная деятельность;

• экскурсии;

праздники согласно праздничному народному календарю.

Ребёнок может сам выбрать себе дело по душе, по интересу.

Святки.

С детьми организуются: посиделки, игры, гадания, заговоры.

Это время, когда уместно разучивать и водить хороводы, устраивать ряженье. Необходимо познакомить детей с традицией гостевания и обыграть её. Дать знания о том, что гостеприимство в менталитете русского народа : встречали и угощали лучшим не только родных и знакомых, но и совершенно чужих людей. Готовились к встрече гостей заранее: украшали свой дом, наводили чистоту и порядок. Гостей встречали в красивой одежде, часто обменивались подарками в знак дружбы и уважения друг к другу. При гостях нельзя ругаться («Гостю сор не неси», нельзя было обидеть гостя грубым словом или насмешкой.

С детьми можно слепить пряники - козули. Интересный прием – показ вертепа, «Чучелко» (игры с куклами).

Масленица.

Основные идеи Масленицы:

- идея родства;

- праздник всенародный; в нем участвуют все от мала до велика; у каждого своя роль.

Символический смысл масленичных обрядов - «похороны зимы», прославление солнца. На празднике можно использовать персонажи козы и козла. В русской мифологии они являются символами плодородия.

С детьми необходимо обновить горки, сделать ледяные дорожки, снежные постройки, крепости. Организовать игру «Взятие снежного городка».

Дети сами приглашают гостей на праздник. Нельзя упускать из вида мысль: подарки красны отдарками.

В масленичных забавах должен присутствовать петух - символ возрождения. С малышами вспомнить потешки и сказки про петушка, со старшими детьми сделать петушка-оригами.

Соблюсти традицию - первый блин - за окно, на помин души. Вспоминают тех, кто ушел от нас, умер, но вспоминаем умерших без слез, с чувством светлой грусти.

Целесообразно познакомить детей с календарем масленичной недели и проводить работу, опираясь на него.

Сороки. День сорока Мучеников.

Вторая встреча весны.

Следует заранее разучить с детьми весенние заклички, познакомить с весенними обрядами. С детьми организуется изготовление птиц – свистулек. Необходимо познакомить детей с весенними приметами.

Даё тся историческая справка о весенних ритуальных обрядах действий славян:

• пробудить весну - дать силу солнцу и земле-матушке - в этом смысл игр и забав на празднике;

обрядовое угощение: печенье - жаворонки, но сразу съесть нельзя - надо сначала заклички прокричать.

Троица

Это зеленые святки. Познакомить детей с обрядами поклонения березе, русалке. Вместе с детьми украсить березку, поводить вокруг нее хороводы. Разучить и поиграть в народные подвижные игры с бегом, ловлей, прыжками, ползанием: «Салки», «Орехи», «Сидит-сидит Яша», «Березовая карусель» и так далее. Воспитатели могут использовать сборник «Березовая карусель» изд. «Детская литература», Москва, 1980 г.

Осенины

Необходимо показать детям связь праздника с основным занятием земледельца. Прославление хлеба, урожая. Заучить пословицы и поговорки о труде, хлебе. Целесообразно организовать выставку «Откуда хлеб пришел». Внести хлеб на красивом рушнике и дать каждому попробовать.

При проведении праздников следует иметь в виду, что всякая народная песня может быть осознана детьми только в определенном контексте конкретной традиции, так как она не существует сама по себе, а является основной частью традиции, и вне этой целостной системы не может быть правильно истолкована.

Это не означает запрет на отдельное исполнение песен. Имеется в виду соблюдение принципа обязательного раскрытия контекста каждой конкретной песни.

Раскрывая те или иные стороны жизни народной, определяя место каждой конкретной песни в них, можно добить наиболее полного объективного и яркого раскрытия ее содержания.

Отношение фольклора к действительности проявляется в процессе живого исполнения - творчества.

Эстетическое воздействие фольклора значительно снижается в восприятии его только через воспроизводящие формы - книгу, видеомагнитофонную запись, кино. Сила влияния фольклора заключается в той непосредственной реакции, которая возникает у слушателя и зрителя в самый момент исполнения. Таким образом, обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер.

Организуя и проводя народные праздники, следует учитывать, что творческая деятельность детей должна носить импровизационный характер.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомство детей с православными праздниками»Фотоотчет «Знакомство детей с православными праздниками» Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию фото отчет о знакомстве детей с православными праздниками в нашем ДОУ. В музыкальном зале.

Фотоотчет «Знакомство с народными праздниками. Ореховый Спас»Фотоотчет «Знакомство с народными праздниками. Ореховый Спас» Народные праздники – это часть духовного наследия народа. Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления.

Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности»Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» Консультация для педагогов «Развиваем речь народными играми в совместной деятельности» К 5 годам у детей отмечается существенное улучшение.

Консультация для родителей «Знакомим ребёнка с космосом ко Дню космонавтики на МAAM»Консультация для родителей «Знакомим ребёнка с космосом ко Дню космонавтики на МAAM» «Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем.

Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Труд детей в природе»Консультация для воспитателей «Труд детей в природе» «Радость труда в природе -могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен пережить это благородное чувство.» В. А. Сухомлинский.

Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина»Консультация для воспитателей «Знакомим дошкольников со сказками А. С. Пушкина» Анна Ахматова сказала про Пушкина: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может.

Консультация «Знакомим детей дошкольного возраста с радугой» ко Дню радуги на МAAMКонсультация «Знакомим детей дошкольного возраста с радугой» ко Дню радуги на МAAM Радуга - уникальное природное явление, которое происходит в природе, когда с одной стороны дождливо, а с другой солнечно. Она состоит из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Знакомим детей с народными праздниками»
Опубликовано: 20 февраля 2024 в 15:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Знакомим детей с народными праздниками»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Цветкова (УИ 1423728) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД