МААМ-картинки

НОД (познание, художественное творчество) «Знакомство с чеканкой»

Валентина Кокшарова
НОД (познание, художественное творчество) «Знакомство с чеканкой»

Знакомство с чеканкой.

НОД (познание, художественное творчество).

Для детей старшей, подготовительной группы.

Цель:

ознакомление детей с техникой изображения – чеканкой.

Задачи:

- закрепить знания детей о предметах быта коми народа, выполненных из дерева, бересты, меха и замши.

- учить регулировать силу нажима при создании изображения на фольге; закрепить умение создавать коми декоративный узор, состоящий из знакомых элементов.

Публикация «НОД (познание, художественное творчество) „Знакомство с чеканкой“» размещена в разделах

- способствовать воспитанию интереса к народному творчеству нашего края, гордости и уважения к его мастерам.

Материалы: часть группы оформлена под «Сувенирную лавку», где есть отделы «Изделия из замши», «Изделия из дерева и бересты», «Чеканка». Демонстрационные материалы для чеканки. Для детей: фартуки, фольга, лист картона, простой карандаш. Модель «Правила мастеров». Схемы изображения коми орнамента, трафареты.

Ход:

Мастер: Здравствуйте, ребята. Я узнал, что вы собираетесь в магазин и решил вас встретить. Меня зовут Петыр, я – мастер-чеканщик. Свои изделия – чеканки я сдаю сюда в сувенирную лавку, чтобы их покупали, радовали ими себя и других.

Я люблю здесь бывать. В этой сувенирной лавке – как в волшебном сундучке есть много красивых вещей. Взгляните, какие интересные сувениры изготовили коми умельцы – здесь и игрушки, и предметы быта, и украшения.

Мастер ведет детей к отделу "Изделия из дерева".

Я предлагаю взять их в руки (дети рассматривают предметы) и не нарушая порядок расставить всё по местам.

- Из чего сделаны эти предметы? (из бересты, дерева).

- Какие они на ощупь? (легкие, теплые, гибкие).

- Какие элементы коми орнамента вы видите в оформлении сувениров? (рога оленя, солнце, оленевод и др.)

Мастер ведет детей к отделу "Изделия из замши и меха".

А здесь собраны сувениры из замши и меха. У древних коми обработкой шкур оленей занимались женщины. Из шкур оленей они делали одежду, обувь, сумки, украшения. А помогали им девочки уже с 6-7 лет.

- Как вы думаете, почему таким тяжелым трудом занимались женщины? Где были мужчины? (на охоте).

Я предлагаю взять эти сувениры, рассмотреть их поближе. (Дети рассматривают предметы).

- А на этих сувенирах есть ли украшения из элементов коми орнамента? Вам знакомы эти элементы? Назовите их.

Следующий - мой самый любимый отдел в этой лавке – отдел чеканки. Вы можете взять эти изделия и расставить все по местам.

- Из чего сделаны эти красивые изделия? (из металла). Как вы догадались? (они твёрдые, холодные, тяжелые).

- Может кто-нибудь знает, как такой художественный промысел называется? (чеканка).

Изображение на листе металла называется чеканка. Давайте вместе повторим это новое слово (индивидуальные ответы). Изображение на листе железа получают с помощью специальных инструментов – чеканов и деревянного молотка. (Мастер демонстрирует способы работы). Когда работают матера – чеканщики стоит красивый, мелодичный перезвон.

- Видели вы где-нибудь чеканки? (ответы детей)

Да, вы их могли видеть в гостях, в магазинах. Эти изделия часто украшают наш интерьер.

Давным-давно у народа коми этим промыслом занимались кузнецы. Это была одна из самых почетных обязанностей на селе. Кузнецы делали из металла молотки, замки, ключи, серпы. А чтобы порадовать своих близких делали украшения для любимых жен – сережки, подвески и украшения для своего дома. Чаще всего украшали резными чеканками – иконы.

Звонок по телефону

- Извините, ребята, важный звонок (мастер имитирует разговор по телефону… К нам приезжает иностранная делегация. Они хотели бы приобрести чеканки, украшенные коми орнаментом – в память о посещении нашей республики.

К сожалению, у меня не хватает подарков. Я один не успею их сделать, ведь они улетают уже завтра утром.

- Что же мне делать? (дети предлагают свою помощь).

- А умеете ли вы выполнять чеканку? (нет). Тогда я вас приглашаю в мастерскую и научу простым приемам этого мастерства.

Настоящие мастера берегут одежду, поэтому используют фартуки, я вам предлагаю тоже одеть фартуки.

Дети рассаживаются

- В работе вам помогут «Золотые правила мастеров» :

• Доведи начатое дело до конца

• Сделай работу не похожую на другие

• Держи рабочее место в порядке

• Помоги товарищу советом

Выставляются модели – схемы ("правила мастеров")

- Давайте вспомним, на чем изготовляли чеканки настоящие мастера? (на листе железа).

Вы у нас начинающие мастера – поэтому мы будем изготавливать чеканку на фольге - тонком листе железа с помощью простых карандашей.

Мастер показывает этапы работы: для удобства под фольгу положим картон и делаем рельефное изображение на фольге. Самое первое изображение должно быть в центре. (Задумавшись) : А где же мы будем изображать коми орнамент? (по краям, в уголках, сбоку).

- Итак, с чего начинается наша работа? Что мы должны сделать в самом начале?

• Выбрать материалы для работы (картон, фольгу, карандаш).

• Задумать рисунок, который хотите нарисовать. А помочь вам могут трафареты, которые и используют настоящие мастера – чеканщики.

• Наносим изображение на фольгу в центре.

• Добавляем по краям коми орнамент. (вывешиваются схемы изображения элементов коми орнамента)

Я предлагаю вам приготовить рабочие материалы. Теперь можно приступать к работе.

Деятельность детей.

Полюбуйтесь, какие красивые получились чеканки.

- Тебе какая нравиться? Почему? (2-3 ответа)

- Какое изделие вы научились сегодня делать? (чеканку)

Мне очень понравились ваши чеканки. Мне кажется, что любой иностранец в память о нашей республике приобретет такой сувенир. Спасибо, вам, ребята, за помощь!

Публикации по теме:

Проект «Коми изба» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Познакомить воспитанников с традициями и бытом коми народа, с внутренним строением и обустройством деревянного дома. ЗАДАЧИ:.

У нас — «Коми неделя»У нас — «Коми неделя» У нас- Коми неделя. В детском саду «Белоснежка» стало традицией проводить «Коми неделю» два раза в год (в ноябре и январе). Каждый день.

Автор публикации:
НОД (познание, художественное творчество) «Знакомство с чеканкой»
Опубликовано: 9 марта 2015 в 09:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД