Приложение МААМ

НОД (познание, художественное творчество) «Знакомство с чеканкой»

Валентина Кокшарова
НОД (познание, художественное творчество) «Знакомство с чеканкой»
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство с чеканкой.

НОД (познание, художественное творчество).

Для детей старшей, подготовительной группы.

Цель:

ознакомление детей с техникой изображения – чеканкой.

Задачи:

- закрепить знания детей о предметах быта коми народа, выполненных из дерева, бересты, меха и замши.

- учить регулировать силу нажима при создании изображения на фольге; закрепить умение создавать коми декоративный узор, состоящий из знакомых элементов.

Публикация «НОД (познание, художественное творчество) „Знакомство с чеканкой“» размещена в разделах

- способствовать воспитанию интереса к народному творчеству нашего края, гордости и уважения к его мастерам.

Материалы: часть группы оформлена под «Сувенирную лавку», где есть отделы «Изделия из замши», «Изделия из дерева и бересты», «Чеканка». Демонстрационные материалы для чеканки. Для детей: фартуки, фольга, лист картона, простой карандаш. Модель «Правила мастеров». Схемы изображения коми орнамента, трафареты.

Ход:

Мастер: Здравствуйте, ребята. Я узнал, что вы собираетесь в магазин и решил вас встретить. Меня зовут Петыр, я – мастер-чеканщик. Свои изделия – чеканки я сдаю сюда в сувенирную лавку, чтобы их покупали, радовали ими себя и других.

Я люблю здесь бывать. В этой сувенирной лавке – как в волшебном сундучке есть много красивых вещей. Взгляните, какие интересные сувениры изготовили коми умельцы – здесь и игрушки, и предметы быта, и украшения.

Мастер ведет детей к отделу "Изделия из дерева".

Я предлагаю взять их в руки (дети рассматривают предметы) и не нарушая порядок расставить всё по местам.

- Из чего сделаны эти предметы? (из бересты, дерева).

- Какие они на ощупь? (легкие, теплые, гибкие).

- Какие элементы коми орнамента вы видите в оформлении сувениров? (рога оленя, солнце, оленевод и др.)

Мастер ведет детей к отделу "Изделия из замши и меха".

А здесь собраны сувениры из замши и меха. У древних коми обработкой шкур оленей занимались женщины. Из шкур оленей они делали одежду, обувь, сумки, украшения. А помогали им девочки уже с 6-7 лет.

- Как вы думаете, почему таким тяжелым трудом занимались женщины? Где были мужчины? (на охоте).

Я предлагаю взять эти сувениры, рассмотреть их поближе. (Дети рассматривают предметы).

- А на этих сувенирах есть ли украшения из элементов коми орнамента? Вам знакомы эти элементы? Назовите их.

Следующий - мой самый любимый отдел в этой лавке – отдел чеканки. Вы можете взять эти изделия и расставить все по местам.

- Из чего сделаны эти красивые изделия? (из металла). Как вы догадались? (они твёрдые, холодные, тяжелые).

- Может кто-нибудь знает, как такой художественный промысел называется? (чеканка).

Изображение на листе металла называется чеканка. Давайте вместе повторим это новое слово (индивидуальные ответы). Изображение на листе железа получают с помощью специальных инструментов – чеканов и деревянного молотка. (Мастер демонстрирует способы работы). Когда работают матера – чеканщики стоит красивый, мелодичный перезвон.

- Видели вы где-нибудь чеканки? (ответы детей)

Да, вы их могли видеть в гостях, в магазинах. Эти изделия часто украшают наш интерьер.

Давным-давно у народа коми этим промыслом занимались кузнецы. Это была одна из самых почетных обязанностей на селе. Кузнецы делали из металла молотки, замки, ключи, серпы. А чтобы порадовать своих близких делали украшения для любимых жен – сережки, подвески и украшения для своего дома. Чаще всего украшали резными чеканками – иконы.

Звонок по телефону

- Извините, ребята, важный звонок (мастер имитирует разговор по телефону… К нам приезжает иностранная делегация. Они хотели бы приобрести чеканки, украшенные коми орнаментом – в память о посещении нашей республики.

К сожалению, у меня не хватает подарков. Я один не успею их сделать, ведь они улетают уже завтра утром.

- Что же мне делать? (дети предлагают свою помощь).

- А умеете ли вы выполнять чеканку? (нет). Тогда я вас приглашаю в мастерскую и научу простым приемам этого мастерства.

Настоящие мастера берегут одежду, поэтому используют фартуки, я вам предлагаю тоже одеть фартуки.

Дети рассаживаются

- В работе вам помогут «Золотые правила мастеров» :

• Доведи начатое дело до конца

• Сделай работу не похожую на другие

• Держи рабочее место в порядке

• Помоги товарищу советом

Выставляются модели – схемы ("правила мастеров")

- Давайте вспомним, на чем изготовляли чеканки настоящие мастера? (на листе железа).

Вы у нас начинающие мастера – поэтому мы будем изготавливать чеканку на фольге - тонком листе железа с помощью простых карандашей.

Мастер показывает этапы работы: для удобства под фольгу положим картон и делаем рельефное изображение на фольге. Самое первое изображение должно быть в центре. (Задумавшись) : А где же мы будем изображать коми орнамент? (по краям, в уголках, сбоку).

- Итак, с чего начинается наша работа? Что мы должны сделать в самом начале?

• Выбрать материалы для работы (картон, фольгу, карандаш).

• Задумать рисунок, который хотите нарисовать. А помочь вам могут трафареты, которые и используют настоящие мастера – чеканщики.

• Наносим изображение на фольгу в центре.

• Добавляем по краям коми орнамент. (вывешиваются схемы изображения элементов коми орнамента)

Я предлагаю вам приготовить рабочие материалы. Теперь можно приступать к работе.

Деятельность детей.

Полюбуйтесь, какие красивые получились чеканки.

- Тебе какая нравиться? Почему? (2-3 ответа)

- Какое изделие вы научились сегодня делать? (чеканку)

Мне очень понравились ваши чеканки. Мне кажется, что любой иностранец в память о нашей республике приобретет такой сувенир. Спасибо, вам, ребята, за помощь!

Публикации по теме:

Проект «Коми изба» ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Познакомить воспитанников с традициями и бытом коми народа, с внутренним строением и обустройством деревянного дома. ЗАДАЧИ:.

У нас — «Коми неделя»У нас — «Коми неделя» У нас- Коми неделя. В детском саду «Белоснежка» стало традицией проводить «Коми неделю» два раза в год (в ноябре и январе). Каждый день.

Автор публикации:
НОД (познание, художественное творчество) «Знакомство с чеканкой»
Опубликовано: 9 марта 2015 в 09:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД (познание, художественное творчество) «Знакомство с чеканкой»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Кокшарова (УИ 201825) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД