Сологубова Наталья Сергеевна
Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство с коренными жителями Хабаровского края. Нанайцы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе.
Региональный компонент. «Культура и традиции народов, проживающих на территории Хабаровского края. Нанайцы».
Выполнила:
Сологубова Наталья Сергеевна
Цель: Познакомить детей с коренными жителями Дальнего Востока Хабаровского края-нанайцами.
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и бытом коренных народов Хабаровского края.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Знакомство с коренными жителями Хабаровского края, Нанайцы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
2. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любви к родному краю-малой Родине.
3. Формировать чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Хабаровского края. Воспитывать чувства дружбы и взаимоотношения между представителями разных народностей.
Организационный момент
Дети заходят в музыкальный зал, где разложены книги, открытки, тапочки, украшения, нанайские узоры : иллюстрации о жизни и быте коренных народов, природе Хабаровского края.
Воспитатель:
-Как называется наш край, в котором мы живем?
Ответы детей (мы живем в Хабаровском крае).
Воспитатель: а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Хабаровскому краю и познакомимся с его жителями.
Хабаровский край! Он почти бесконечный,
Живая частица ушедших времен,
Той жизни суровой, неспешной и вечной
Великих народов и малых племен.
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Чтобы правильно ответить на вопрос, давайте соберем рассыпанные слова. ( На доске слова в разброс: НАРОДЫ, ХАБАРОВСКОГО, МАЛОЧИСЛЕННЫЕ, КРАЯ, НАРОДЫ, НАНАЙЦЫ- ДЕТИ СОБИРАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ).
И говорить мы будем о нанайцах. Вы можете мне добавить, что здесь еще живут другие народы такие как: нивхи, ульчи, удэге и другие ЖИТЕЛИ Дальнего Востока, проживающие по берегам широкого и могучего Амура и будете правы, но сегодня я вам расскажу о нанайцах.
Рассказ воспитателя:
Нанайцы - коренной малочисленный народ Дальнего Востока Хабаровского края,
Общая численность – более 12 тыс. человек, но говорят и пишут в основном, по – русски. Очень жаль, что лишь маленький процент людей говорит на родном языке, ведь без прошлого, нет будущего!
1 ребенок:
Привет, дружище Приамурье!
Мой край красивый и родной!
2 ребенок:
Здесь я расту твоей былинкой,
Любуюсь небом и тайгой!
3 ребенок:
Грибами пахнет и брусникой,
Снуют трудяги муравьи!
4 ребенок:
Бегут ручьи, кристально чистые
В могучую реку Амур
5 ребенок:
Как посмотришь — не хватит и месяца
Обойти и объехать его.
6 ребенок:
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое.
Воспитатель:
Нанайцы вели оседлый образ жизни и верили в разных богов, в разных духов. Рассказ воспитателя, про дерево-лодку. И чтобы отогнать злых духов, а также в случае болезни за помощью всегда обращались к шаману, который надевал специальный пояс весом до 12 кг, брал в руки бубен и начинал действовать. Нанайцы, как и многие другие народности очень любят предания, сказки, загадки и различные мифы. Но все свои сказки народ выдумывал на ходу, что видели о том и говорили.
Хозяйственная деятельность нанайцев разнообразна.
Нанайцы - хорошие охотники и рыбаки. Охотничий промысел также производился круглый год.
Охотились нанайцы только с целью получить пищу и шкуры для одежды. Зря животных никогда не убивали, никогда не трогали маму с детенышами.
Рыболовство: Рыба для нанайцев, что для русских хлеб. Нет рыбы, нет жизни. Рыбу добывали круглогодично, при помощи различных сетей, неводов, удочек, острог.
Труд был четко разделен на женский и мужской, значимость каждого труда была равной. При отсутствии мужчины, женщина могла и рыбачить, и ходить на охоту, выделывала шкуры и кожи рыб, изготовляли кухонную утварь, заготавливала припасы на зиму. Она была хранительницей очага.
Женщины и дети занимались собирательством, Традиционная одежда – распашная, халатообразная,
а также шили одежду, изготавливалась из ткани, рыбьей кожи, различных мехов. расписывались красивыми узорами, которые женщины и девушки вышивали сами, а их образы придумывали из жизни. Что они обозначают: волны Амура, природу, рыбы, птицы, змей. орнаментом украшали все, дабы защитить себя и семью от злых духов.
На что или на кого похожи узоры из нанайского орнамента? (Дети рассматривают рисунки узоров. Что они отвечают: волны Амура, природу, рыбы, птицы.
Ребята, а вы хотите поиграть?
Дети: Да!
Физминутка: Игра «Ручейки и озера»
воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Ручейки и озера». Скажите пожалуйста дети, а что мы зовем Малой Родиной? (ответы детей).
Правила игры – когда я скажу «Ручейки» - вы бегаете, изображая течение ручейка, а когда скажу «Озера» - нужно встать в круг и образовать озеро.
(Дети играют в игру под национальную музыку «Чирмальда»).
Ребята, мне сказали, что вы умные, рассудительные, талантливые? Я предлагаю вам разделиться на три команды и каждой из вас я предложу свои задания. Вы согласны?
Первая команда:
Давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек». Дети по очереди подходят и на ощупь пытаются угадать материал. (в волшебном мешочке лежит береста, ткань, мех, рыбья кожа). Дети по очереди достают материал из волшебного мешочка,
А это рыбья кожа. Это кожа кеты. Из нее нанайцы тоже делают орнаменты, шьют одежду, обувь и украшения. Молодцы, ребята!
Вторая команда:
Знаете, ребята, орнаменты бывают разных цветов. Но все цвета наши предки подсмотрели у природы. Давайте я вам буду показывать цветные карточки, а вы мне расскажете, что изображали цвета узора в нанайском орнаменте?
Желтый цвет — солнце (правильный ответ, лимон, пшеница;
красный цвет — огонь (правильный ответ, закат, ягоды;
синий цвет — река Амур (правильный ответ, небо, ягода жимолость, ягода голубика;
зеленый цвет- вся природа (правильный ответ, один лист, одно дерево, одни сопки.
Третья команда:
Ребята, теперь давайте подойдем к столам.
Кто-то перепутал все орнаменты и их значение на картинке. Положите орнамент на соответствующую картинку. (картинку с изображением солнца, рыбки, лебедь, лягушки, черепаха, движение волн, плеск рыбы, дуновение ветра, полет птиц и бег зверя.)
Ребята, найдите предметы, на которых можно встретить орнамент.
Посмотрите орнаменты и найдите похожие на что-то или кого-то.
Ответы детей (птиц (лебедь, животных (тигр, олень, рыб, насекомых, деревья, траву и кустарники.
А вы знаете из каких материалов делают орнамент? Ответы детей.
Беседа о том, как женщины готовили детей в жизнь с помощью разных игр, в которых воспитывались смелость, ловкость, зоркость.
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня нового, интересного узнали? Что вы сегодня делали? Что изображают в узорах и орнаментах нанайцы? Что вам понравилось? Ребята, давайте сделаем необычный цветок, я приготовила стебель и сердцевину, а вы выбираете лепестки: желтый – если вам было очень интересно, голубой – если вам понравилось, красный – если вы узнали много нового, фиолетовый – кому было скучно. (Дети отвечают и приклеивают лепестки цветка на доску). Ребята, посмотрите, какой у нас получился красивый цветок!
Спасибо за активное участие!