Папки-передвижки

Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство с коренными жителями Хабаровского края. Нанайцы»

Сологубова Наталья Сергеевна
Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство с коренными жителями Хабаровского края. Нанайцы»

Конспект НОД в подготовительной группе.

Региональный компонент. «Культура и традиции народов, проживающих на территории Хабаровского края. Нанайцы».

Выполнила:

Сологубова Наталья Сергеевна

Цель: Познакомить детей с коренными жителями Дальнего Востока Хабаровского края-нанайцами.

Задачи:

1. Познакомить детей с жизнью и бытом коренных народов Хабаровского края.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Знакомство с коренными жителями Хабаровского края, Нанайцы“» размещена в разделах

2. Воспитывать бережное отношение к народным традициям и любви к родному краю-малой Родине.

3. Формировать чувства уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Хабаровского края. Воспитывать чувства дружбы и взаимоотношения между представителями разных народностей.

Организационный момент

Дети заходят в музыкальный зал, где разложены книги, открытки, тапочки, украшения, нанайские узоры : иллюстрации о жизни и быте коренных народов, природе Хабаровского края.

Воспитатель:

-Как называется наш край, в котором мы живем?

Ответы детей (мы живем в Хабаровском крае).

Воспитатель: а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Хабаровскому краю и познакомимся с его жителями.

Хабаровский край! Он почти бесконечный,

Живая частица ушедших времен,

Той жизни суровой, неспешной и вечной

Великих народов и малых племен.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Чтобы правильно ответить на вопрос, давайте соберем рассыпанные слова. ( На доске слова в разброс: НАРОДЫ, ХАБАРОВСКОГО, МАЛОЧИСЛЕННЫЕ, КРАЯ, НАРОДЫ, НАНАЙЦЫ- ДЕТИ СОБИРАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ).

И говорить мы будем о нанайцах. Вы можете мне добавить, что здесь еще живут другие народы такие как: нивхи, ульчи, удэге и другие ЖИТЕЛИ Дальнего Востока, проживающие по берегам широкого и могучего Амура и будете правы, но сегодня я вам расскажу о нанайцах.

Рассказ воспитателя:

Нанайцы - коренной малочисленный народ Дальнего Востока Хабаровского края,

Общая численность – более 12 тыс. человек, но говорят и пишут в основном, по – русски. Очень жаль, что лишь маленький процент людей говорит на родном языке, ведь без прошлого, нет будущего!

1 ребенок:

Привет, дружище Приамурье!

Мой край красивый и родной!

2 ребенок:

Здесь я расту твоей былинкой,

Любуюсь небом и тайгой!

3 ребенок:

Грибами пахнет и брусникой,

Снуют трудяги муравьи!

4 ребенок:

Бегут ручьи, кристально чистые

В могучую реку Амур

5 ребенок:

Как посмотришь — не хватит и месяца

Обойти и объехать его.

6 ребенок:

Только в песне да в сказке уместится

Приамурье мое.

Воспитатель:

Нанайцы вели оседлый образ жизни и верили в разных богов, в разных духов. Рассказ воспитателя, про дерево-лодку. И чтобы отогнать злых духов, а также в случае болезни за помощью всегда обращались к шаману, который надевал специальный пояс весом до 12 кг, брал в руки бубен и начинал действовать. Нанайцы, как и многие другие народности очень любят предания, сказки, загадки и различные мифы. Но все свои сказки народ выдумывал на ходу, что видели о том и говорили.

Хозяйственная деятельность нанайцев разнообразна.

Нанайцы - хорошие охотники и рыбаки. Охотничий промысел также производился круглый год.

Охотились нанайцы только с целью получить пищу и шкуры для одежды. Зря животных никогда не убивали, никогда не трогали маму с детенышами.

Рыболовство: Рыба для нанайцев, что для русских хлеб. Нет рыбы, нет жизни. Рыбу добывали круглогодично, при помощи различных сетей, неводов, удочек, острог.

Труд был четко разделен на женский и мужской, значимость каждого труда была равной. При отсутствии мужчины, женщина могла и рыбачить, и ходить на охоту, выделывала шкуры и кожи рыб, изготовляли кухонную утварь, заготавливала припасы на зиму. Она была хранительницей очага.

Женщины и дети занимались собирательством, Традиционная одежда – распашная, халатообразная,

а также шили одежду, изготавливалась из ткани, рыбьей кожи, различных мехов. расписывались красивыми узорами, которые женщины и девушки вышивали сами, а их образы придумывали из жизни. Что они обозначают: волны Амура, природу, рыбы, птицы, змей. орнаментом украшали все, дабы защитить себя и семью от злых духов.

На что или на кого похожи узоры из нанайского орнамента? (Дети рассматривают рисунки узоров. Что они отвечают: волны Амура, природу, рыбы, птицы.

Ребята, а вы хотите поиграть?

Дети: Да!

Физминутка: Игра «Ручейки и озера»

воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Ручейки и озера». Скажите пожалуйста дети, а что мы зовем Малой Родиной? (ответы детей).

Правила игры – когда я скажу «Ручейки» - вы бегаете, изображая течение ручейка, а когда скажу «Озера» - нужно встать в круг и образовать озеро.

(Дети играют в игру под национальную музыку «Чирмальда»).

Ребята, мне сказали, что вы умные, рассудительные, талантливые? Я предлагаю вам разделиться на три команды и каждой из вас я предложу свои задания. Вы согласны?

Первая команда:

Давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек». Дети по очереди подходят и на ощупь пытаются угадать материал. (в волшебном мешочке лежит береста, ткань, мех, рыбья кожа). Дети по очереди достают материал из волшебного мешочка,

А это рыбья кожа. Это кожа кеты. Из нее нанайцы тоже делают орнаменты, шьют одежду, обувь и украшения. Молодцы, ребята!

Вторая команда:

Знаете, ребята, орнаменты бывают разных цветов. Но все цвета наши предки подсмотрели у природы. Давайте я вам буду показывать цветные карточки, а вы мне расскажете, что изображали цвета узора в нанайском орнаменте?

Желтый цвет — солнце (правильный ответ, лимон, пшеница;

красный цвет — огонь (правильный ответ, закат, ягоды;

синий цвет — река Амур (правильный ответ, небо, ягода жимолость, ягода голубика;

зеленый цвет- вся природа (правильный ответ, один лист, одно дерево, одни сопки.

Третья команда:

Ребята, теперь давайте подойдем к столам.

Кто-то перепутал все орнаменты и их значение на картинке. Положите орнамент на соответствующую картинку. (картинку с изображением солнца, рыбки, лебедь, лягушки, черепаха, движение волн, плеск рыбы, дуновение ветра, полет птиц и бег зверя.)

Ребята, найдите предметы, на которых можно встретить орнамент.

Посмотрите орнаменты и найдите похожие на что-то или кого-то.

Ответы детей (птиц (лебедь, животных (тигр, олень, рыб, насекомых, деревья, траву и кустарники.

А вы знаете из каких материалов делают орнамент? Ответы детей.

Беседа о том, как женщины готовили детей в жизнь с помощью разных игр, в которых воспитывались смелость, ловкость, зоркость.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня нового, интересного узнали? Что вы сегодня делали? Что изображают в узорах и орнаментах нанайцы? Что вам понравилось? Ребята, давайте сделаем необычный цветок, я приготовила стебель и сердцевину, а вы выбираете лепестки: желтый – если вам было очень интересно, голубой – если вам понравилось, красный – если вы узнали много нового, фиолетовый – кому было скучно. (Дети отвечают и приклеивают лепестки цветка на доску). Ребята, посмотрите, какой у нас получился красивый цветок!

Спасибо за активное участие!

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Удивительная флора и фауна Хабаровского края»Фотозарисовка «Удивительная флора и фауна Хабаровского края» Хочу предложить вам небольшой фотоотчёт. Мой муж работает маркшейдером вахтовым методом на севере Хабаровского края. Прошлым летом он был.

Конспект НОД по рисованию «Птицы нашего края»» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию «Птицы нашего края»» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей о воробье через творчество. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о птицах, закрепить представления.

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края»Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Природа родного края» Задачи:Образовательные: закреплять знания о природе своего края, показать в рисунке красоту своей малой родины. Развивающие: развивать творческие.

Конспект ОД по лепке в подготовительной группе «Цветы родного края»Конспект ОД по лепке в подготовительной группе «Цветы родного края» .

Конспект ОД по обрывной аппликации в подготовительной к школе группе «Прилетают птицы вновь в края родные»Конспект ОД по обрывной аппликации в подготовительной к школе группе «Прилетают птицы вновь в края родные» Основная образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Знакомство с коренными жителями Хабаровского края. Нанайцы»
Опубликовано: 24 февраля 2024 в 13:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД