Cофья Землякова
Конспект занятия «Знакомство с работой хлебороба»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид ОД: Ознакомление с миром природы
Тема: Знакомство с трудом хлеборобов.
Цель: Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба.
Задачи:
Расширить и уточнить знания детей о сельхозтехнике, подвести к пониманию, что ручной труд менее производителен, чем труд с использованием машин.
Обратить внимание детей на результаты труда хлеборобов, его значение для всех граждан нашей страны.
Ввести в активный словарь детей слова: агроном, сеялка, комбайн, элеватор.
Воспитывать уважение к людям труда.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с работой хлебороба“» размещена в разделах
Основная образовательная область: познавательное развитие.
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Планируемые результаты: сформированы у детей представления о ценности хлеба;знают о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей; знают о профессиях пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; бережно относятся к хлебу.
Наглядные средства обучения:– Колоски пшеницы и ржи (можно картинки, демонстрационные картинки с изображением различных работ в поле; черный хлеб; презентации о хлеборобах и хлебе.
Методы и приё мы: наглядные (просмотр презентации о хлебе); словесные (чтение стихотворения, загадок, пословиц, рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассказы детей); игровые (физминутка, игра); практические (угощение)
Словарная работа :
Обогащение словаря: хлеборобы, злаки.
Активизация словаря: зёрна пшеницы и ржи, яровые, хлеборобы, тракторист, комбайнер, элеватор, хлебозавод.
План НОД
- Сегодня на занятии вы узнаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине, познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают.
- Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.) А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)
- Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах, на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.)
На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
- А как выглядят эти растения? (Ответы детей) Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.
- Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный.
- А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него короче и зернышки круглее.)
- Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова, подумайте какие … – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают злаки?
"Хлеб" Я. Аким
Пашут каждую весну,
Поднимают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
(Показ презентации)
1 слайд.
Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой. Есть такая поговорка «Как в мае дождь, так и будет рожь».
- Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)
Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.)
2 слайд. (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.) Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист.)
3 слайд
- На распаханное поле выходят другие машины – сеялки. Посевы зерновых культур, посаженные весной называются - яровые.
5 слайд
Когда яровые посевы прорастают, на помощь хлеборобам приходит самолёт.
- Какую работу выполняет самолёт? (Удобряет землю, опыляет поле от вредителей).
- Зачем нужно удобрять поле? (Поле необходимо удобрять для того, чтобы урожай был больше).
Психогимнастика. «Колосок растёт»
-Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. (Дети садятся на корточки)
-Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх)
-Колоски тянутся к солнышку. (Дети напрягают руки)
-Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются роняют голову, опускают руки, плечи, туловище опускается на пол.)
-Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в море. (Дети выполняют плавные наклоны)
-Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки плавно разводят в стороны)
Дети садятся.
6 слайд
-Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.
7 слайд
И на поле выходят другие машины – комбайны. Посмотрите на картину. (Выставляет картину с изображением комбайна.) «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» - есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)
.-Что же делает комбайн? (Предположения детей.) Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. 8 слайд - Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор - это зернохранилище для очистки и сушки зерна.
9 слайд -После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу. Там их растирают – мелют. Получается мука.
10 слайд - Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.)
11 слайд - Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.) А еще из пшеницы делают манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа – можно манную кашу варить. А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.
12 слайд - Но не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.
13 слайд - Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами, их труд самый уважаемый.
Кроссворд «Хлебороб»
Вспомните пословицы о хлебе : (дети называют пословицы)
- Хлеб всему голова.
- Без хлеба нет обеда.
- Не шуба греет, а хлеб.
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
К кроссворду
Как в давние времена называли человека, который пахал землю? (Пахарь)
Он сыплет в мельницу зерно
Ты назови скорей его… (Мельник)
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(Пекарь)
Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - (Шофёр)
Он науку изучил.
Землю — словно приручил,
Знает он, когда сажать,
Сеять, как и убирать.
Знает всё в краю родном
И зовётся. (Агроном)
Упрятав чёлку под фуражку,
Веду я с папой в поле вспашку.
Я горд работой на земле,
От пота вымокла рубашка.
Зато ладони – на руле. (Тракторист)
В желтом море корабль плывет.
Кто корабль по морю ведет? (Комбайнер)
Есть такие слова:
"Он всему голова"
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый… (Хлеб.)
Игра с мячом «"Откуда хлеб пришел»
(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)
Цель: упражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.
Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.
Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.
Человек пашет землю – ПАХАРЬ, ЗЕМЛЕПАШЕЦ.
Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.
Что делают в пекарне? (пекут хлеб);
Хлеб пекут из чего? (из муки);
Из чего получают муку? (из зерна);
Откуда зерно? (из колоса пшеницы);
Откуда пшеница? (выросла в поле);
Кто её посеял? (хлеборобы);
Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);
Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).
Как называется круглый хлеб? (каравай)
-С давних времён на Руси встречали хлебом гостей, с хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его.
Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.