Приложение МААМ

Конспект занятия «Знакомство с калмыцкими народными традициями»

Зайцева Анастасия Алексеевна
Конспект занятия «Знакомство с калмыцкими народными традициями»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Степная жемчужина.

Цель: Знакомить детей с бытом, культурой, местоположением народностей, проживающих, на территории России, прививать любовь и уважение к людям других национальностей.

Задачи:

1. Закреплять умение слушать и воспринимать музыкальные произведения разных народностей; определять их характер.

2. Развивать слуховое восприятие, чувство ритма, синхронность движений.

3. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективных играх, уважение к товарищам по группе.

Публикация «Конспект занятия „Знакомство с калмыцкими народными традициями“» размещена в разделах

Ход занятия:

Дети спокойно входят в зал под музыку песни «Круглая планета». На центральной стене изображения герба и флага Калмыкии. Дети располагаются по залу лицом к гостям.

Вед. Ребята! Мы собрались сегодня, чтобы познакомиться с очень интересными и любопытными историями, связанными с жизнью и бытом народа, проживающего на территории нашего большого государства Россия. К нам пришли гости, и они тоже вместе с нами будут слушать и смотреть эти интересные истории. Давайте мы вначале поздороваемся с ними.

Дети исполняют песню-приветствие

- В этот чудесный день!

Добрый день!

Дружно здороваться

Нам не лень!

Руки протянем,

Песню затянем

Будет нам всем теплей!

Хором проговаривают - ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Сразу после приветствия исполняют песню «Островок детства»

(муз. Пал. №1-12г. Стр. 26)

Дети садятся на свои места.

Вед. Детство прекрасная пора. Мы с вами учимся, познаем много интересного. Как вы думаете, а можно ли, например, обойти всю Россию и познакомиться с бытом каждого народа? Пожалуй, это под силу одному деду-краеведу по имени Игнат Матвеевич. В рассказах деда-краеведа и природа российских регионов, такая разнообразная и удивительная, и ярчайшие культурные традиции народностей, и обязательно местная сказка.

И вот сейчас мы с вами встретим ведущего программы «Занимательные истории» деда – краеведа Игната Матвеевича.

В зал входит Дед- краевед Игнат Матвеевич, ведущий программы «Занимательные истории», на детском телевизионном канале «Карусель»

Вед. Здравствуйте, Игнат Матвеевич! Что интересного вы нам приготовили?

Д-краев. Здравствуйте, здравствуйте гости дорогие! Всё новенькое всегда интересно! Вот пришёл к вам посмотреть, как вы поживаете, а заодно и поделюсь с вами, что я проведал о замечательном народе, который проживает на территории России уже очень много лет. Это - калмыки!

В переводе на русский язык их называли – «оставшиеся». Много прошло времени, шли века, и сегодня население республики Калмыкия далеко ушли от уклада жизни предков, при этом оно не забывает чтить свои культуру и историю.

Народ этот степной, кочевой, т. е. не сидели на месте, а переезжали с одного места на другое. Скот разводили, верблюдов, лошадей, овец, коров…., а некоторые из них даже земледелием занимались и рыболовством. Так и говорится в пословице их «Где развёл огонь, там и жилище, где привязал коня, там и пастбище»

Жили они в кибитке, юрте монгольского образца. Вначале её возили на повозке, а потом повозка исчезла, а слово «кибитка» сохранилась. В середине жилища располагался очаг - священное место для семьи, место где готовилась пища.

Вед. И что до сих пор калмыки живут вот в таких кибитках?

Д-краев. В некоторых местах ещё сохранились кибитки, но это больше в степях, где пасут скот, а так народ постепенно переходил от кочевого образа жизни к осёдлости. Сейчас они живут в обычных домах, как и все.

А главный город у них называется Элиста. «Элст» - означает песчаный, или, как сами калмыки называют его песчаная жемчужина, и ещё шахматная столица России.

Д-краев. Национальный флаг Калмыкии золотистый - золото символ буддизма и Солнца, голубой - цвет неба, вечности и постоянства. Изображение лотоса в центре флага означает духовное возрождение, чистоту его помыслов и счастье.

Есть и герб национальный, и даже гимн. Вот сейчас мы и послушаем его.

Звучит гимн Калмыкии

Вед. (на фоне гимна) Ребята, что такое «гимн»? (Это главная песня страны, народа) Скажите, а что сейчас прозвучало – песня или просто музыка?

Вед. Ой, как интересно! А скажите-ка Игнат Матвеевич, а инструменты музыкальные есть у этого народа?

-4-

Игнат Матв. Конечно! Самый распространённый инструмент ДОМБРА., а ещё есть - гоппузы - это как губные гармошки. А с домброй песни пели, и танцевали.

Вед. Игнат Матвеевич, а вот наши ребята приготовили как - раз танец

Называется он «Товшур», и там вот и звучит эта домбра.

И-М. Ну-ка, давайте посмотрим!

Дети исполняют танец Товшур»

Вед. Игнат Матвеевич, а в какие игры играли калмыки?

И. М. Игр много, разные и на смекалку и на быстроту, я бы много мог перечислить, расскажу вот про две игры, и пусть ваши ребята поиграют в них.

1 игра называется - «Волк и овцы»

Устанавливают два круга, выбираются два ведущих, один чабан, другой волк. Остальные дети «овцы». Необходимо чабану перегнать овец из одного в другой круг, пока овцы перебегают, волк их ловит.

2-я игра называется «Прятать пояс»

Дети усаживаются в большой круг, выбирается ведущий. Дети закрывают глаза, а водящий ходит позади, потихоньку подкладывает платок кому-нибудь. По команде дети открывают глаза, обнаруживший платок берёт его и начинает погоню за водящим.

Вед. Ну, повеселили вы нас здорово, спасибо! Игнат Матвеевич, ну а сказку вы нам расскажите.

Д-краевед. Ну а как же без неё? Слушайте и смотрите…

Сказка «Не присужденная награда»

(инсценируется сказка детьми подготовительной группы)

Роли: мать, дочь, три сына - дети. Ведущий - взрослый.

Дед-краевед. В далёкие времена жила-была одна женщина. И было у неё четверо детей - три сына и дочь. Красивая была дочка, на тысячу вёрст в округе не было такой красавицы (В кибитке у огня дочь с матерью)

Вот как-то ушла мать за хворостом, братья пошли поохотиться в степь, и осталась дочка одна в кибитке. Вдруг откуда ни возьмись, залетел в отверстие кибитки злой и страшный Мангуст и украл красавицу. Не стали братья долго горевать, а собрались на выручку сестры.

-5-

На середину зала выходят братья и говорят, обращаясь к матери:

Старш. брат - Не плачь матушка, найдём мы нашу сестру я очень зоркий, могу крошечную жемчужину увидеть на дне колодца. Обязательно разыщу сестричку.

Средн. брат - А я, очень меткий. На лету могу перо с головы ястреба подстрелить с лука, да что там, в каплю дождя могу попасть.

Младш. брат - а я могу удержать целую гору, если она вдруг с валится с неба.

Дед-краевед. Отправились они в дорогу дальнюю….

Братья обходят комнату, выходят на середину зала, останавливаются у центральной стены.

Старший брат (показывает на «небо») - Вон-вон, вижу-вижу страшного Мангуста! Бей его, стреляй скорей, там наша сестричка!

Средний брат натягивает тетиву и стреляет. (Из облака падает вниз «кукла»)

Младший брат подхватывает куклу налету, обернувшись спиной к зрителям. (Незаметно выходит сестра).

Братья ведут сестру к матери, собирается народ, выходят старейшины.

Дед-краев. - Ну и кто же у нас сегодня герой? Кого наградим за смелость?

- Ну, наверно, старшего брата, он ведь нашёл её. Если бы не увидел, так и не нашли бы её вообще.

- А если бы средний не подстрелил Мангуста, то и не видать нам её.

- Ну а младший брат сделал свое дело. Как он ловко её подхватил! если бы не поймал…разбилась бы девчонка!

- Что же делать-то? Кого наградить?

Вед. Так бы и спорили, если бы не поняли, как важно, когда все дружны, и каждый выполняет своё дело. На радостях стали все веселиться и танцевать.

Дети исполняют танец «Товшур»

-6-

По окончанию ведущий обращается к деду Краеведу.

- Спасибо тебе дедушка за такой интересный рассказ. Мы с тобой попрощаемся, а потом ещё побеседуем с детками.

Дети прощаются… и на фоне песни «Моя маленькая Элиста» Дед – Краевед выходит из группы. Дети рассаживаются по местам.

Вед. Ну вот, проводили мы деда-краеведа, и давайте продолжим нашу беседу. Сейчас, ребята, эта республика живёт и развивается, растут дети, строятся заводы, выращивают по-прежнему скот, строят новые дома и готовят вкусные блюда. Мы вас обязательно ими угостим. А самое главное, эта республика - Калмыкия живёт в дружбе с другими народностями, которые населяют нашу страну.

Давайте и мы с вами вспомним и споём песню о дружбе, которая называется

«Дружба-это здорово!»

Ведущая подаёт блюдо с угощениями воспитателям. Дети уходят, а вед угощает гостей калмыцкими блюдами.

Публикации по теме:

Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси»Конспект познавательной деятельности в ДОУ «Знакомство с предметами быта, традициями и обычаями на Руси» КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (с использованием технологии ОТСМ ТРИЗ) (подготовительная группа) Тема: «Знакомство с предметами.

Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами»Фотоотчет «Знакомство с народными промыслами» Уважаемые коллеги!В этом году наш детский сад работает по теме, связанной с народным творчеством, народными промыслами. Народное творчество.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект музыкального занятия «Знакомство детей с белорусскими народными танцами» (старшая группа)Конспект музыкального занятия «Знакомство детей с белорусскими народными танцами» (старшая группа) Цель: знакомство с белорусскими народными танцами, воспитание любви и уважения к музыкальному наследию Беларуси. Программные задачи: Расширять.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» с детьми 5–6 летКонспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» с детьми 5–6 лет Конспект открытого музыкального занятия для детей комбинированной группы старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Знакомство с русскими народными.

Конспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группеКонспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе: «Знакомство с Карельскими народными играми». Цель: Познакомить детей с карельскими играми. Задачи: -Продолжать.

Широкая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами ВидеоШирокая Масленица. Знакомство детей с народными традициями и обрядами Видео Сколько открытий делает ежедневно малыш! Они овеяны особым эмоциональным отношением, которое проявляется только в детстве. И, хотя многие.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Знакомство с калмыцкими народными традициями»
Опубликовано: 22 февраля 2024 в 10:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Знакомство с калмыцкими народными традициями»» (включая файлы) размещена пользователем Зайцева Анастасия Алексеевна (УИ 197833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД