Зайцева Анастасия Алексеевна
Конспект занятия «Знакомство с калмыцкими народными традициями»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Степная жемчужина.
Цель: Знакомить детей с бытом, культурой, местоположением народностей, проживающих, на территории России, прививать любовь и уважение к людям других национальностей.
Задачи:
1. Закреплять умение слушать и воспринимать музыкальные произведения разных народностей; определять их характер.
2. Развивать слуховое восприятие, чувство ритма, синхронность движений.
3. Воспитывать умение взаимодействовать в коллективных играх, уважение к товарищам по группе.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с калмыцкими народными традициями“» размещена в разделах
Ход занятия:
Дети спокойно входят в зал под музыку песни «Круглая планета». На центральной стене изображения герба и флага Калмыкии. Дети располагаются по залу лицом к гостям.
Вед. Ребята! Мы собрались сегодня, чтобы познакомиться с очень интересными и любопытными историями, связанными с жизнью и бытом народа, проживающего на территории нашего большого государства Россия. К нам пришли гости, и они тоже вместе с нами будут слушать и смотреть эти интересные истории. Давайте мы вначале поздороваемся с ними.
Дети исполняют песню-приветствие
- В этот чудесный день!
Добрый день!
Дружно здороваться
Нам не лень!
Руки протянем,
Песню затянем
Будет нам всем теплей!
Хором проговаривают - ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Сразу после приветствия исполняют песню «Островок детства»
(муз. Пал. №1-12г. Стр. 26)
Дети садятся на свои места.
Вед. Детство прекрасная пора. Мы с вами учимся, познаем много интересного. Как вы думаете, а можно ли, например, обойти всю Россию и познакомиться с бытом каждого народа? Пожалуй, это под силу одному деду-краеведу по имени Игнат Матвеевич. В рассказах деда-краеведа и природа российских регионов, такая разнообразная и удивительная, и ярчайшие культурные традиции народностей, и обязательно местная сказка.
И вот сейчас мы с вами встретим ведущего программы «Занимательные истории» деда – краеведа Игната Матвеевича.
В зал входит Дед- краевед Игнат Матвеевич, ведущий программы «Занимательные истории», на детском телевизионном канале «Карусель»
Вед. Здравствуйте, Игнат Матвеевич! Что интересного вы нам приготовили?
Д-краев. Здравствуйте, здравствуйте гости дорогие! Всё новенькое всегда интересно! Вот пришёл к вам посмотреть, как вы поживаете, а заодно и поделюсь с вами, что я проведал о замечательном народе, который проживает на территории России уже очень много лет. Это - калмыки!
В переводе на русский язык их называли – «оставшиеся». Много прошло времени, шли века, и сегодня население республики Калмыкия далеко ушли от уклада жизни предков, при этом оно не забывает чтить свои культуру и историю.
Народ этот степной, кочевой, т. е. не сидели на месте, а переезжали с одного места на другое. Скот разводили, верблюдов, лошадей, овец, коров…., а некоторые из них даже земледелием занимались и рыболовством. Так и говорится в пословице их «Где развёл огонь, там и жилище, где привязал коня, там и пастбище»
Жили они в кибитке, юрте монгольского образца. Вначале её возили на повозке, а потом повозка исчезла, а слово «кибитка» сохранилась. В середине жилища располагался очаг - священное место для семьи, место где готовилась пища.
Вед. И что до сих пор калмыки живут вот в таких кибитках?
Д-краев. В некоторых местах ещё сохранились кибитки, но это больше в степях, где пасут скот, а так народ постепенно переходил от кочевого образа жизни к осёдлости. Сейчас они живут в обычных домах, как и все.
А главный город у них называется Элиста. «Элст» - означает песчаный, или, как сами калмыки называют его песчаная жемчужина, и ещё шахматная столица России.
Д-краев. Национальный флаг Калмыкии золотистый - золото символ буддизма и Солнца, голубой - цвет неба, вечности и постоянства. Изображение лотоса в центре флага означает духовное возрождение, чистоту его помыслов и счастье.
Есть и герб национальный, и даже гимн. Вот сейчас мы и послушаем его.
Звучит гимн Калмыкии
Вед. (на фоне гимна) Ребята, что такое «гимн»? (Это главная песня страны, народа) Скажите, а что сейчас прозвучало – песня или просто музыка?
Вед. Ой, как интересно! А скажите-ка Игнат Матвеевич, а инструменты музыкальные есть у этого народа?
-4-
Игнат Матв. Конечно! Самый распространённый инструмент ДОМБРА., а ещё есть - гоппузы - это как губные гармошки. А с домброй песни пели, и танцевали.
Вед. Игнат Матвеевич, а вот наши ребята приготовили как - раз танец
Называется он «Товшур», и там вот и звучит эта домбра.
И-М. Ну-ка, давайте посмотрим!
Дети исполняют танец Товшур»
Вед. Игнат Матвеевич, а в какие игры играли калмыки?
И. М. Игр много, разные и на смекалку и на быстроту, я бы много мог перечислить, расскажу вот про две игры, и пусть ваши ребята поиграют в них.
1 игра называется - «Волк и овцы»
Устанавливают два круга, выбираются два ведущих, один чабан, другой волк. Остальные дети «овцы». Необходимо чабану перегнать овец из одного в другой круг, пока овцы перебегают, волк их ловит.
2-я игра называется «Прятать пояс»
Дети усаживаются в большой круг, выбирается ведущий. Дети закрывают глаза, а водящий ходит позади, потихоньку подкладывает платок кому-нибудь. По команде дети открывают глаза, обнаруживший платок берёт его и начинает погоню за водящим.
Вед. Ну, повеселили вы нас здорово, спасибо! Игнат Матвеевич, ну а сказку вы нам расскажите.
Д-краевед. Ну а как же без неё? Слушайте и смотрите…
Сказка «Не присужденная награда»
(инсценируется сказка детьми подготовительной группы)
Роли: мать, дочь, три сына - дети. Ведущий - взрослый.
Дед-краевед. В далёкие времена жила-была одна женщина. И было у неё четверо детей - три сына и дочь. Красивая была дочка, на тысячу вёрст в округе не было такой красавицы (В кибитке у огня дочь с матерью)
Вот как-то ушла мать за хворостом, братья пошли поохотиться в степь, и осталась дочка одна в кибитке. Вдруг откуда ни возьмись, залетел в отверстие кибитки злой и страшный Мангуст и украл красавицу. Не стали братья долго горевать, а собрались на выручку сестры.
-5-
На середину зала выходят братья и говорят, обращаясь к матери:
Старш. брат - Не плачь матушка, найдём мы нашу сестру я очень зоркий, могу крошечную жемчужину увидеть на дне колодца. Обязательно разыщу сестричку.
Средн. брат - А я, очень меткий. На лету могу перо с головы ястреба подстрелить с лука, да что там, в каплю дождя могу попасть.
Младш. брат - а я могу удержать целую гору, если она вдруг с валится с неба.
Дед-краевед. Отправились они в дорогу дальнюю….
Братья обходят комнату, выходят на середину зала, останавливаются у центральной стены.
Старший брат (показывает на «небо») - Вон-вон, вижу-вижу страшного Мангуста! Бей его, стреляй скорей, там наша сестричка!
Средний брат натягивает тетиву и стреляет. (Из облака падает вниз «кукла»)
Младший брат подхватывает куклу налету, обернувшись спиной к зрителям. (Незаметно выходит сестра).
Братья ведут сестру к матери, собирается народ, выходят старейшины.
Дед-краев. - Ну и кто же у нас сегодня герой? Кого наградим за смелость?
- Ну, наверно, старшего брата, он ведь нашёл её. Если бы не увидел, так и не нашли бы её вообще.
- А если бы средний не подстрелил Мангуста, то и не видать нам её.
- Ну а младший брат сделал свое дело. Как он ловко её подхватил! если бы не поймал…разбилась бы девчонка!
- Что же делать-то? Кого наградить?
Вед. Так бы и спорили, если бы не поняли, как важно, когда все дружны, и каждый выполняет своё дело. На радостях стали все веселиться и танцевать.
Дети исполняют танец «Товшур»
-6-
По окончанию ведущий обращается к деду Краеведу.
- Спасибо тебе дедушка за такой интересный рассказ. Мы с тобой попрощаемся, а потом ещё побеседуем с детками.
Дети прощаются… и на фоне песни «Моя маленькая Элиста» Дед – Краевед выходит из группы. Дети рассаживаются по местам.
Вед. Ну вот, проводили мы деда-краеведа, и давайте продолжим нашу беседу. Сейчас, ребята, эта республика живёт и развивается, растут дети, строятся заводы, выращивают по-прежнему скот, строят новые дома и готовят вкусные блюда. Мы вас обязательно ими угостим. А самое главное, эта республика - Калмыкия живёт в дружбе с другими народностями, которые населяют нашу страну.
Давайте и мы с вами вспомним и споём песню о дружбе, которая называется
«Дружба-это здорово!»
Ведущая подаёт блюдо с угощениями воспитателям. Дети уходят, а вед угощает гостей калмыцкими блюдами.