елена шемахова
Знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева и В. Д. Динабургского детей подготовительной группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Милый город наш, витязь России!
После боя, скорбя и любя,
мы из пепла тебя воскресили,
из развалин подняли тебя.
Город Брянск – золотые рассветы
и Десна в голубых берегах.
Удивительны улицы летом,
корпуса городские в садах.
Илья Швец
Программные задачи:
I. Образовательные:
- Продолжать знакомить детей с творчеством поэта и писателя современности Брянского края – Валентином Давыдовичем Динабургский.
- Закрепить ранее полученные знания о творчестве поэта Брянского края 19 века – Федоре Ивановиче Тютчеве.
Публикация «Знакомство с творчеством Ф, И, Тютчева и В, Д, Динабургского детей подготовительной группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Закрепить умение детей отвечать на вопросы; активизировать словарь детей.
- Закрепить умение анализировать литературное произведение, понимая прочитанное.
- Упражнять в умении детей рассказывать стихотворение, используя мнемотаблицу при чтении стихотворения по цепочке.
- Совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать поэтический слух детей.
- Продолжать формировать знания о достопримечательности родного края.
- Продолжать формировать и расширять прослеживающую функцию глаз.
II. Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.
- Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви к малой Родине, вызвать интерес и уважительное отношение к культуре Брянщины, стремления сохранять национальные ценности, используя музыкальный фон, создавать у детей положительный и эмоциональный настрой.
Обогащение словаря: земляки, Овстуг, современный, добропорядочный.
Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран, видео-презентация, аудиозапись, карта Брянской области, цветик-семицветик, мяч, 2 бейджа, портреты поэтов; выставка книг поэтов, фото картин Брянских художников, альбомные листы, карандаши, фломастеры.
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений наизусть; рассматривание иллюстраций, слушание музыки, посещение, библиотеки, рассматривание карты Брянской области, посещение родителями и детьми Овстуг.
Интегрируемые образовательные области:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Методы и приемы:
1) Словесные (вопросы к детям, художественное слово, дидактическая игра «Назови слова», загадки, физкультминутки)
2) Наглядные (иллюстрации, фотографии, слайды-презентация, выставка книг)
3) Практические (самостоятельная деятельность, изготовление мнемотаблицу)
4. Коррекционные задачи: закрепление цветовосприятия, развитие зретильно-двигательной ориентировки, развитие прослеживающей функции глаз, развитие мелкой моторики.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Давайте встанем все в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живет в каждом вашем сердце!
А теперь отгадайте две загадки и вы тогда узнаете о ком мы будем сегодня говорить.
1. «Вот склонился над Десной
Город наш родной.
Здесь живем и ты и
Как зовут его, друзья?» (Брянск)
2. «Кто скажите мне, ребята
Любит очень сочинять?
Кто с рассвета до заката
Будет нам стихи писать?
О зиме, о жарком лете,
Про луну, и солнца свет
И про все, про все на свете
Сочинит стихи…. (ПОЭТ)
Воспитатель: Молодцы, вы догадались о ком сегодня будет идти речь.
А как можно объединить два этих слова – поэт и Брянск? (ответы детей).
Воспитатель: Верно, сегодня мы будем говорить о Брянских поэтах и писателях прошлого 19 века и настоящего 21 века.
Как вы думаете, где можно познакомиться с творчеством поэтов и писателей Брянского края?
Дети: В библиотеке.
Воспитатель: Правильно, и сейчас я предлагаю вам отправиться на экскурсию в библиотеку, для того, чтобы нам добраться очень быстро, давайте произнесем волшебные слова:
Дети: «Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!
Воспитатель: Вспомните, каких поэтов и писателей Брянского края вы знаете?
Дети: Федор Иванович Тютчев, Валентин Давыдович Динабургский, Илья Андреевич Швец, Николай Грибачев, Ольга Шаблакова, Алексей Константинович Толстой.
Воспитатель: Я буду заведующей библиотекой, но у меня есть два сотрудника библиотекаря, которые продолжат нас знакомить с нашими земляками, поэтами и писателями Брянского края прошлого 19 века и настоящего 21 века.
Рассказ ребенка-библиотекаря о нашем земляке поэте 19 века Федоре Ивановиче Тютчеве (по ходу рассказа о Ф. И. Тютчеве на экране дети могут наблюдать презентацию о жизни поэта Ф. И. Тютчева)
Воспитатель: Давайте, ребята, подойдем к карте Брянской области и отметим флажком на карте место, где жил Ф. И. Тютчев (село Овстуг).
Очень хотелось бы услышать отрывки из его стихотворений.
Дети: 1. «Люблю грозу в начале мая…»
2. «Зима недаром злится…»
3. «Есть в осени первоначальной.» (чтение одним ребенком с выражением всего стихотворения)
Физкультминутка на снятие зрительного напряжения
Подниму глаза я кверху,
Отыщу цветную ленту,
Потом снова опущу
И на ленту посмотрю!
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам рассказать стихотворение по цепочке, используя опорные-схемы (мнемотаблицу, используя ваши рисунки.
Дети садятся за столы, договариваются и рисуют мнемотаблицу. В это время, пока ребята работают, играет тихо музыкальное произведение Чайковского «Осень» (Времена года).
Затем дети становятся в круг и по цепочке читают стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,используя свои нарисованные (опорные схемы-рисунки)
Вопросы к детям о Ф. И. Тютчеве
- О каком поэте прошлого 19 века мы сегодня с вами разговаривали?
- Где родился Ф. И. Тютчев?
- Какие были родители у Ф. И. Тютчева?
- Кому посвятил свое первое стихотворение Федечка?
- Кем нам приходится Ф. И. Тютчев?
- О чем писал в своих стихах Ф. И. Тютчев и почему?
Физкультминутка на снятие мышечного напряжения:
Раз, два, три, четыре, пять
Будем вместе отдыхать,
Полетим на вертолете
И увидим мы в полете
Темный лес, Десну Большую
Город Брянск тебя люблю я!
Рассказ второго ребенка-библиотекаря о нашем земляке, писателе и поэте 21 века Валентине Давыдовиче Динабургском.
Отметить на карте флажком г. Брянск, где живет поэт.
Воспитатель: А сейчас, ребята, вы услышите стихотворение В. Д. Динабурского «Мой город» (презентация стихотворения «Мой город» на экране, читает школьник «На зеленых холмах, как на страже…»)
Воспитатель:А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Скажи о Брянске красиво» (Правила игры: дети становятся в круг и, передавая друг другу по очереди мяч, говорят красивое слово о Брянске, используя слова: древний, молодой, цветущий, каштановый, колокольный, тютчевский, толстовский, партизанский, многоэтажный, современный, зимний, самый любимый, красивый, родной)
Итог занятия
Воспитатель задает вопросы к детям:
- О каких поэтах и писателях Брянского края мы сегодня вели разговор?
- Что нового вы для себя сегодня узнали?
-Что было интересно? (ответы детей)
Воспитатель:Молодцы, ребята! Мне бы очень хотелось, чтобы вы рассказали свои родителям дома то, что вы сегодня узнали в нашей библиотеке, а в выходной день посетите с родителями библиотеку для того, чтобы узнать о других поэтах и писателях и их творчестве. А сейчас я предлагаю вам послушать песню о Брянске! (презентация песни)