Зоя Григорьевна Сидорова
Знакомство со строением комнатных растений. Конспект занятия в старшей группе «Стебель — часть растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное
содержание:
• Систематизировать знания детей о внешнем строении растений, обобщить представление о назначении каждого органа растения /корень, стебель, лист, цветок, семя/.
• Дать представление о стебле – одной из частей растения.
• Познакомить с внешним разнообразием стеблей (может быть большими и толстыми /кактус/, укороченный /хдорофитум, фиалка/, цепляющимся и вьющимся /плющ, декоративный виноград/.
• Развивать умение более полно описывать растение, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений.
Публикация «Знакомство со строением комнатных растений, Конспект занятия в старшей группе „Стебель — часть растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.
Оборудование: комнатные растения /бальзамин, монстера, кактус, хлорофитум, колеус и др. /, 2 прозрачных стакана с водой, чернила для подкрашивания воды, дневники наблюдений, цветные карандаши.
Ход образовательной деятельности:
1. Д/Игра: «Что изменилось?»
Задача. Запомнить расположение предметов, найти изменения в их расположенности, закрепить название комнатных растений.
Ход: Комнатные растения ставят на стол в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить растения и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. Дети должны показать, как растения стояли раньше.
2. Знакомство с внешним разнообразием стеблей.
Стебель - вегетативный орган растения, имеющий радиальное строение, верхушечный рост в длину.
• У некоторых растений стебли выполняют функции листьев
(например, у кактусов).
• Стебель может быть большим и толстым, как у кактуса,
• Укороченным, как у хдорофитума, фиалки,
• цепляющимся и вьющимся, как у плюща, декоративного винограда.
/Рассмотреть с детьми необходимые комнатные растения, показывая разнообразие стеблей/.
2
В различных экологических условиях развиваются следующие виды стеблей:
• Прямостоячие / лимон, пеларгония/,
• Приподнимающиеся /бегония/,
• лежачие (стелящиеся,
• ползучие (плети и усы – хлорофитум, камнеломка,
• лазающие и вьющиеся стебли /монстера/.
По форме сечения стебли бывают:
• цилиндрические /пеларгония/,
• продольно ребристые (трехгранные, четырехгранные /колеус/, многогранные - у кактусов,
• плоские - у опунции и др.
Метаморфозы (видоизменения) стебля:
• клубни,
• луковицы,
• корневища –
способствуют переживанию растениями неблагоприятных условий
(засуха, зимний период и т. п.). В них происходит запасание питательных веществ для последующего развития.
Луковица - укороченный подземный побег. Стебель его недоразвит, имеет дисковидную форму и называется донцем, от которого отходят
придаточные корни и многочисленные листья (луковичные чешуи (лук, чеснок, лилии).
Корневище - видоизмененный подземный побег. Запасные питательные вещества откладываются в стеблевой части побега. Корневище внешне похоже на корень (ландыш, пырей ползучий, валериана и др.).
3. Функции стебля следующие:
• место образования листьев и цветков, а в их пазухах - пазушных почек;
• транспорт воды, минеральных и органических веществ из корня к листьям и обратно;
• запасание питательных веществ и воды;
• вегетативное размножение.
4.Малоподвижная игра “Вспоминай, быстро называй”.
Ход игры: Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет комнатное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.
3
4. Опытническая деятельность
Как же влага поднимается по стеблю?
Цель опыта: увидеть, как влага поднимается по стеблю
Содержание опыта: отрезать две веточки с голыми стебельками. Поставить одну из них в чистую воду, другую – в подкрашенную красными или синими чернилами воду.
Поставив обе веточки рядом, сравнивая цвет стеблей, можно скоро заметить, как внутри стебелька, поставленного в подкрашенную воду, поднимаются кверху красные или синие полоски. Это по сосудам поднимается подкрашенная вода.
Чем дольше простоит растение в красителе, тем влага поднимется. Иногда окрашиваются листья и цветы. Особенно хорошо видно изменение цвета на белых цветах.
Вывод: наблюдая за двумя черенками во время опыта, можно сделать вывод, что вода к листьям поднимается по стеблю. В стебель же она попадает через корни.
5. Работа в дневниках наблюдений.
Задание: зарисовать поэтапно результаты опыта.
6. Итог занятия: подвести детей к выводу, что вода поднимается из почвы через корень по стеблю к листьям и цветам. Ответить на вопросы:
• Какое новое комнатное растение вы узнали сегодня?
• Почему его называют «плаксой»
• Как вода попадает в растение?