Курбатова Регина Раисовна
Звук и буква Р на основе лексическом темы «Рыбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
https://sites.google.com/site/klybnayka
«Звук и буква Р на основе лексической темы «Рыбы» (логопедическое занятие)
Дошкольное образование (развитие речи)
Галиева Регина Раисована
Учитель-логопед
Детский сад №231 комбинированного вида» Московского района г. Казани
Ход занятия:
I. Вступительная часть (Дети заходят в кабинет как будто плывут как рыбки)
Публикация «Звук и буква Р на основе лексическом темы „Рыбы“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Рыбы и рыбки
- Темочки
Логопед: «Здравствуйте ребята, как вы думайте, о чем мы сегодня с Вами поговорим?»
Дети: «О рыбах».
Логопед: «Назовите Рыб, которых Вы видели?»
Дети: «Сом, щука»
Логопед: «А теперь назовите рыб, которых вы знаете, но никогда не видели?»
Дети перечисляют.
II. Основная часть 1 :
1. Логопед: «Давайте поиграем в игру «Океан и рыбка». Логопед сгибает одну руку в локте, рука перед собой, вторая рука это рыбка, как только рыбка идет под руку. То есть ныряет в воду. Дети должны хлопнуть в ладоши.
Только для начала вспомним, где еще живут рыбы кроме океана?».
Дети: «В реке, в озере, в пруду, в море, в океане, в аквариуме».
Логопед: «Молодцы. А теперь давайте поиграем»
Идет игра. Сначала логопед, потом можно, чтоб ребенок показывал.
2. Упражнения для мышц шеи
Логопед: «Ребята вот детей рыб называют мальки. Повторите за мной МАЛЬКИ. (дети повторяют). Они выводятся из икринок».
Логопед: «как называются дети рыб?»
Дети: «Мальки»
Логопед: «Из чего они выводятся?»
Дети: «Из икринок».
Логопед: «Вот давайте представим, что мы рыбки и ищем своих мальков.
Исходное положение: сидим на стуле, спина и шея прямая. Поворачиваем голову вправо и вдох носом, теперь прямо и выдох ртом. Теперь поворачиваем голову влево – вдох носом и прямо – выдох ртом. (выполняем упражнение несколько раз).
3. Упражнения для жевательно – артикуляционных мышщ.
Логопед: «Ребята, а что едят рыбки, которые живут в реке, в океане, в море?»
Дети: «Червями, моллюсками, насекомыми, растениями».
Логопед: «А кто корим рыб, которые живут в аквариуме?»
Дети: «Люди»
Логопед: «А чем корят аквариумных рыб?»
Дети: «Кормом для рыб, крошками хлеба».
Логопед: «Ребята давайте представим, что мы рыбки и нас кормят кормам. Открываем широко рот и закрываем рот (повторям несколько раз).
4. Упражнения для губ и щек
Логопед: «Скажите, пожалуйста, а какие рыбы про опасности надуваются как шар?»
Дети: «Рыба-еж»
Логопед: «Правильно, а кого боится рыба-еж? И какая самая опасная и хищная рыба?»
Дети: «Тех, кто наподдает. А самая опасная и хищная рыба – акула».
Логопед: «Давайте представим, что мы рыба-еж и нас напугала акула. Надуваем щеки. Все она уплыла – раздуваем. (Несколько раз).
III. Основная часть 2 :
1. Логопед: «Ребята скажите, а слово РЫБА на какую букву начинается?»
Дети: «Р».
Логопед: «Подумайте и назовите рыб, в которых есть звук и буква Р»
Дети: «Карась, ерш, рыба-кролик, пиранья,
Логопед: «Молодцы. Вот сегодня мы с Вами изучим звук и букву Р».
Звук Р - согласный, дрожащий, сонорный, звонкий, твердый.
Парного ему глухого звука в русском языке нет, парный по мягкости звук Р. Давайте порычим громко и тихо. И показ буквы Р.»
Дети: «рычат».
Логопед: «Ребята, что есть на воде?»
Дети : «Волна»
Логопед: «Давайте откроем тетрадь и нарисуем волну.
Дети рисуют.
Логопед: «Так как у нас Р может быть и согласной твердой и согласный мягкий. Давайте в тетрадке нарисуем синюю и зеленую рыбку».
Дети рисуют.
Логопед: «Вот теперь я буду называть Вам слова, в которых есть буква Р, а вы думайте и напишите под той рыбкой, которая означает или мягкость, или твердость. Р - твердая под синей рыбкой. Р - мягкая под зеленой рыбкой.»
(слова пишем разными ручками, гласные красными, согласные синей или зеленой).
Слова:
Пора Репка
Дыра Ряба
Дороги Ириска
Уроки Дарю
2. Логопед: «Давайте подумаем и сравним части тела у человека и у рыбы. Что есть у человека и у рыбы?»
Дети: «Туловище, глаза, спина, голова, рот».
Логопед: «А что нет у нас, что есть у рыб?»
Дети: «Хвост, плавники, жабры»
Логопед: «Вот у нас тело покрыто – кожей. А вот у рыб – чешуей».
3. Звукобуквенный анализ (Написанные слова делим на слоги).
4. Логопед: «Ребята, рыбы живущие в море (какие) - морские».
Логопед: «Ребята, рыбы живущие в реке (какие)»
Дети: «Речные»
Логопед: «Ребята, рыбы живущие в озере (какие)».
Дети: «Озерные».
Логопед: «Ребята, рыбы живущие в аквариуме (какие).»
Дети: «Аквариумные».
IV. Итог занятия:
Логопед: «Каких рыб вы еще узнали?. Что вы узнали нового о рыбах?. Какую букву проходили? Какие слова писали»?».
Дети отвечают.