Папки-передвижки

Использование метронома в системе работы музыкального руководителя

Ирина Родионова
Использование метронома в системе работы музыкального руководителя

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТРОНОМА

В СИСТЕМЕ РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Родионова И. А.

МБДОУ № 17

Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, формирование у них адекватных способов взаимодействия с окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Публикация «Использование метронома в системе работы музыкального руководителя» размещена в разделах

В данное время происходит переосмысление развивающе-коррекционной работы с учетом новых федеральных государственных требований. Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения мы определили строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Для достижения положительных результатов в коррекционной работе c детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, музыкальный руководитель совместно с учителем-логопедом внедряют в практику современное полифункциональное оборудование на занятиях логопедической ритмики. Базовой составляющей логоритмики является темпо-ритм.

Таким образом, в современных исследованиях прослеживается тенденция к поиску и обновлению методов и приёмов темпо-ритмической организации речи и движений.

Исследование темпо-ритмической организации речи и практическое использование метронома в коррекционной работе позволило раскрыть возможности данного вида полифункционального оборудования и разработать ряд упражнений и игр, способствующих совершенствованию ритмической способности.

Авторская методика учителя-логопеда Новиковой Е. Л. «Использование метронома в логопедической практике» заинтересовала меня как специалиста и дала большие возможности применения его своей работе.

Мы знаем, что в человеческом организме есть внутренний метроном, т. е. человек знает, что такое ритм, потому что есть сердце, кровь пульсирует по телу. Все в нашей жизни — это ритм: день-ночь, вдох-выдох.

У разных людей биоритмы не совпадают. Если слушать биение их сердец, оно не будет синхронным. Всё пронизывает ритм, и в нашем организме метроном имеется. А есть внешний метроном.

Метроном – способный производить произвольное количество тактовых долей времени на слух и служит для установления точного темпа. Движение маятника автоматически отслеживается даже боковым зрением. Чистый натуральный щелчок настоящего механизма не напрягает, собирает внимание, организует начало действия, определяет границы протяженности. Чёткие щелчки и движения стрелки маятника метронома воздействуют на слуховой и зрительный анализаторы. Задача метронома заключается в том, чтобы почувствовать ритм и задать темп исполнителю.

Основная цель игровых упражнений с метрономом - развитие восприятия ритма и темпа речи.

Частными задачами могут быть:

- совершенствование некоторых психомоторных способностей, а именно, скорость, переключаемость, координация;

- формирование самоконтроля;

- формирование основ выразительной речи;

- развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, голосообразования, нервной системы организма, а также коррекции слуха и зрения;

- развитие творческого воображения.

Игровые упражнения с метрономом можно использовать как самостоятельный этап работы в комплексном коррекционном занятии, организационный момент или динамическую паузу.

Рассмотрим возможности использования метронома в разных разделах логоритмического занятия.

Слушание музыкальных произведений

«Определи темп» - соотнесение музыкальных произведений с заданным темпом метронома:

1) слушание музыкального произведения;

2) беседа с детьми по определению темпа, характера и музыкального образа услышанного произведения;

3) соотнесение-контроль – слушание произведения с выставленным на метрономе темпом.

Игра на детских музыкально-шумовых инструментах

* Первый способ – игра на каждый клик. Осуществляется она следующим образом: мы просто играем в каждый клик. Наша задача – максимально точно попадать в каждый клик. Сначала играем по два удара одной рукой, затем – одиночные удары попеременно правой - левой рукой.

* Следующий способ игры – в клик умещать два удара.

* Третий способ – смещение метронома относительно внутреннего. Каждый клик воспринимаем как сильные и слабые доли такта. Играем на инструментах, выделяя только сильную, либо слабую долю.

Регуляция дыхания.

Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится под счёт метронома, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижёрский жест и образец педагога. Работа ведётся над отдельными компонентами дыхательного цикла: выдох – вдох – пауза - выдох.

* «Подстрой-дыхание» - дети выполняют двухфазное дыхание без пауз на каждый клик.

* «Дыши и не спеши» - дети выполняют трёхфазное дыхание (выдох – вдох – пауза – выдох).

Пение

* Воспроизведение темповой характеристики музыкальной фразы сопряженно с педагогом в заданном темпе под метроном;

* Воспроизведение темповой характеристики музыкальной фразы отраженно, вслед за педагогом в заданном темпе под метроном;

* Самостоятельное воспроизведение определенного темпа музыкальной фразы в заданном темпе под метроном;

* Упражнения на развитие высоты голоса (повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков на каждый клик);

*Тренировка динамического диапазона голоса при пении гласных звуков — громко, тихо, с постепенным затиханием голоса, с постепенным усилением голоса на каждый клик.

Движение

(танцевальные миниатюры, элементарные танцы, хороводы)

Включение метронома в комплекс танцевальных элементов и движений, выполняя равномерно или с акцентом в разных темпах:

* положения (позиции) рук, ног;

* удары в ладони,

* притопы;

* наклоны и повороты туловища;

* простой, приставной шаги;

* прыжки, подскоки, галоп.

Таким образом, включённость игровых упражнений с метрономом в систему работы музыкального руководителя позволяет повысить показатели двигательной и музыкальной памяти, фонематического восприятия, выразительности речи; улучшить слухо-зрительные координации; координацию движений, стабилизирует поведенческие реакции, улучшает внимание.

Включение метронома в систему музыкального воспитания позволяет разнообразить методы и приемы работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи и повысить её эффективность.

Список литературы

1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи [Текст] / Под ред. Г. А. Волковой – СПб. : КАРО, 2005.-176с.

2. Власова, Т. М. Фонетическая ритмика в школе и детском саду [Текст] / Т. М. Власова, А. Н. Пфафенродт. – М. : учебная литература, 1997.

3. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] : учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология» / Г. А. Волкова. – М. : Просвещение, 1985. – 191 с.

4. Гуськова, А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет [Текст] / А. А. Гуськова. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. (Развитие речи шаг за шагом).

5. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике [Текст] : методическое пособие / Г. В. Дедюхина. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 64 с. – (Библиотека логопеда-практика).

6. Куликовская, Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей [Текст] : пособие для педагогов и родителей / Т. А. Куликовская. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2008. – 128 с.

7. Новикова, Е. Л. Логопедические игры с метрономом как средство развития темпо-ритмической организации речи детей с ОНР // Материалы V городской науч. -практ. конф., 27 апреля 2011г., г. Миасс / под ред. Н. В. Богдан. - Челябинск-Миасс : ИЦ «Уральская академия», 2011. – 64с. (с. 41-45)

8. Фирилёва, Ж. Е. Лечебно-профилактический танец [Текст] : «ФИТНЕС-ДАНС». Учебное пособие / Ж. Е. Фирилёва, Е. Г. Сайкина. -СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

Публикации по теме:

Годовой план работы музыкального руководителя Годовой план работы музыкального руководителя на 2018-2019 уч. г. Задачи М А Д О У на 2018- 2019 уч. год. : 1. Развитие основных видов движений.

Годовой план работы музыкального руководителя на 2019–2020 учебный год Годовой план работы музыкального руководителя на 2019-2020 учебный годЗадачи МАДОУ на 2019 - 2020 уч. год. : 1. Поддержка детской инициативы.

Годовой план работы музыкального руководителя с родителямиГодовой план работы музыкального руководителя с родителями ЗАДАЧИ Установить партнерские отношения с семьей, объединив усилия в музыкальном воспитании и развитии ребёнка. Диагностировать характер.

Использование ИКТ в работе музыкального руководителя Использование презентаций расширяет возможности работы музыкального руководителя; их применение становится неотъемлемой частью в процессе.

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя ДОО .

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Консультация музыкального руководителя «Использование мнемотехники для разучивания песен» Сначала еще раз повторим: Что такое МНЕМОТЕХНИКА? Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию.

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Мастер-класс «Использование цветных лент в работе музыкального руководителя»Мастер-класс «Использование цветных лент в работе музыкального руководителя» Не секрет, что музыкальные руководители многие пособия для работы с детьми изготавливают своими руками. Вот некоторые причины этого: точно.

Опыт работы музыкального руководителя по теме «Нравственно-патриотическое воспитание» Одним из актуальных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является нравственно-патриотическое воспитание, базой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метронома в системе работы музыкального руководителя
Опубликовано: 28 января 2020 в 11:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД