Чтение художественной литературы как способ развития словаря детей с ОНР

Юлия Якимова
Чтение художественной литературы как способ развития словаря детей с ОНР

Не для кого не секрет, что главным помощником в развитие формировании и активизации словаря - является чтение художественной литературы. Уже с раннего возраста уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Взрослый должен понять, что дети не читатели, а слушатели. И то, какое у них будет отношение с книгой, зависит от взрослых. Очень много принципов подбора литературы для детей (по гендерному признаку, интересы и взгляды родителей, национальность, вероисповедание, но самый основной ориентир – это возраст ребенка. Младший, средний возраст – яркие книги с твердой обложкой, в основном русские народные сказки, небольшие стихи. С третьего года жизни происходит интенсивное психическое развитие, в этом возрасте активно развивается речь, словарный запас. Например,

в 2 года -300 слов

в 3 года – 1500 слов.

Старший дошкольный возраст – более «серьезные» произведения. У ребенка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной относительностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Сложность нашей работы заключается в том, что дети с ОНР имеют некоторые отклонения от принятой нормы. Поэтому очень важно использовать комплексный подход к развитию речи таких детей. Одним из сильнейших стимуляторов речи и является художественная литература.

Необходимо воспитывать любовь к литературе личным примером, но и не забывать отталкиваться от интересов детей – обыгрывать художественное произведение (театрализация). При играх в группе, у нас появилась «книга сказок».

Чтение художественной литературы как способ развития словаря детей с ОНР

На наш взгляд очень эффективно при знакомстве с художественной литературой, развитии и активизации словаря (можно использовать, как пособие для пересказа). Так как, даже тот ребенок, который не участвует в игре, в свободное время может самостоятельно воспользоваться книгой. Дети проявляют большой интерес, потому что видят знакомые лица, действия которым они были свидетелями.

Важно, чтобы детям читали не только в детском саду, но и в семье – нужно обратить внимание родителей на незнакомые ребенку слова, при чтении часто необходимо остановиться и проговорить «проиграть» это слово. В нашей группе мы предложили родителям такую форму работы с новыми словами как «Альбом подаренных слов», «Шкатулка умных слов» - во время чтения находятся незнакомые слова, которые попадают в ларец умных слов. Ребенок знакомит всех с новым словом, после этого слово попадает в «альбом подаренных слов». «Детский толковый словарь»- толкование незнакомых слов детьми, «Ларец мудрости» - подборка интересных стихов, поговорок, пословиц и др. Данная форма работы, позволяет детям знакомиться с новыми словами, активизирует как пассивный, так и активный словарь, развивает навыки коммуникации, поисковый интерес и творческую активность.

Читать необходимо и взрослым и детям - это

развивает мышление

• снижает стресс

• увеличивает словарный запас

• защищает от болезни Альцгеймера

• придает уверенности

• делает нас более творческими

• улучшает сон

• улучшает мозговую активность

• улучшает концентрацию

Публикации по теме:

Значение чтения художественной литературы в жизни детей раннего возрастаЗначение чтения художественной литературы в жизни детей раннего возраста Неотемлемой частью в жизни детей раннего возраста является чтение художественной литературы. С помощью ЧХЛ малыши знакомятся с окружающим.

Проект для второй младшей группы «Книги — лучшие друзья» Проект для второй младшей группы детского сада. «Книги лучшие друзья» Вид проекта: Познавательный; Детско-взрослый; Групповой; Краткосрочный.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Буквы, алфавит
  • Орфография
Автор публикации:
Чтение художественной литературы как способ развития словаря детей с ОНР
Опубликовано: 30 января 2014 в 05:14
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Нетрадиционная техника рисования-рисование солью.
Нетрадиционная техника рисования ( старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Полет в космос»...
Пасхальная радость
Пасха - Светлое Христово Воскресение. Пасха - Велия Радость для всех людей. В радостные Светлые дни православные христиане дарят друг другу красные яйца в...
Подвижная игра «Стукни по мячу» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Стукни по мячу» Цель игры. Учить детей делать подскоки на двух ногах в такт ударам мяча; учить бросать мяч двумя руками сверху вперед и...
Организация обучения и воспитания по физической культуре детей с общим недоразвитием...
Эффективность коррекционно – воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном...
Итоговое по конструированию подготовительная группа
Учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животных ( зайца, лису, утку) ; учить четко выполнять инструкции...