Чтение художественной литературы как способ развития словаря детей с ОНР

Юлия Якимова
Чтение художественной литературы как способ развития словаря детей с ОНР

Не для кого не секрет, что главным помощником в развитие формировании и активизации словаря - является чтение художественной литературы. Уже с раннего возраста уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Взрослый должен понять, что дети не читатели, а слушатели. И то, какое у них будет отношение с книгой, зависит от взрослых. Очень много принципов подбора литературы для детей (по гендерному признаку, интересы и взгляды родителей, национальность, вероисповедание, но самый основной ориентир – это возраст ребенка. Младший, средний возраст – яркие книги с твердой обложкой, в основном русские народные сказки, небольшие стихи. С третьего года жизни происходит интенсивное психическое развитие, в этом возрасте активно развивается речь, словарный запас. Например,

в 2 года -300 слов

в 3 года – 1500 слов.

Старший дошкольный возраст – более «серьезные» произведения. У ребенка в 3 – 5 лет центральное место занимает процесс овладения четкой предметной относительностью слов и их конкретными значениями, а в 5 – 6 лет – системой так называемых житейских понятий, но в которых по-прежнему доминируют эмоционально-образные, наглядные связи.

Сложность нашей работы заключается в том, что дети с ОНР имеют некоторые отклонения от принятой нормы. Поэтому очень важно использовать комплексный подход к развитию речи таких детей. Одним из сильнейших стимуляторов речи и является художественная литература.

Необходимо воспитывать любовь к литературе личным примером, но и не забывать отталкиваться от интересов детей – обыгрывать художественное произведение (театрализация). При играх в группе, у нас появилась «книга сказок».

Чтение художественной литературы как способ развития словаря детей с ОНР

На наш взгляд очень эффективно при знакомстве с художественной литературой, развитии и активизации словаря (можно использовать, как пособие для пересказа). Так как, даже тот ребенок, который не участвует в игре, в свободное время может самостоятельно воспользоваться книгой. Дети проявляют большой интерес, потому что видят знакомые лица, действия которым они были свидетелями.

Важно, чтобы детям читали не только в детском саду, но и в семье – нужно обратить внимание родителей на незнакомые ребенку слова, при чтении часто необходимо остановиться и проговорить «проиграть» это слово. В нашей группе мы предложили родителям такую форму работы с новыми словами как «Альбом подаренных слов», «Шкатулка умных слов» - во время чтения находятся незнакомые слова, которые попадают в ларец умных слов. Ребенок знакомит всех с новым словом, после этого слово попадает в «альбом подаренных слов». «Детский толковый словарь»- толкование незнакомых слов детьми, «Ларец мудрости» - подборка интересных стихов, поговорок, пословиц и др. Данная форма работы, позволяет детям знакомиться с новыми словами, активизирует как пассивный, так и активный словарь, развивает навыки коммуникации, поисковый интерес и творческую активность.

Читать необходимо и взрослым и детям - это

развивает мышление

• снижает стресс

• увеличивает словарный запас

• защищает от болезни Альцгеймера

• придает уверенности

• делает нас более творческими

• улучшает сон

• улучшает мозговую активность

• улучшает концентрацию

Публикации по теме:

Значение чтения художественной литературы в жизни детей раннего возрастаЗначение чтения художественной литературы в жизни детей раннего возраста Неотемлемой частью в жизни детей раннего возраста является чтение художественной литературы. С помощью ЧХЛ малыши знакомятся с окружающим.

Проект для второй младшей группы «Книги — лучшие друзья» Проект для второй младшей группы детского сада. «Книги лучшие друзья» Вид проекта: Познавательный; Детско-взрослый; Групповой; Краткосрочный.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Орфография
  • Орфография
Автор публикации:
Чтение художественной литературы как способ развития словаря детей с ОНР
Опубликовано: 30 января 2014 в 05:14
+20
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Создание макета «Живой уголок леса» для центра познания и экспериментирования группы....
Формирование экологической культуры у детей является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в ДОУ. Цель экологического образования ДО–...
«Новогодние игрушки — своими руками» фотоотчёт
Прошли новогодние праздники. Но осталось хорошее впечатление о том, как готовились к Новогоднему празднику. В группе бала создана «Новогодняя...
Паспорт предметно — пространственной развивающей среды в подготовительной группе
Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека подвижных...
Фото отчёт конкурса совместных поделок родителей и детей «Ёлочка-красавица»
Вот и прошли новогодние праздники, многие приготовления и заботы позабылись и остались в прошлом году. Но одним из них я хочу с вами поделиться. В конце...
Неделя здоровья в подготовительной к школе группе «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу»
Тема недели: «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу» Цель ознакомление детей дошкольного возраста с внешним и внутренним строением человеческого...