Папки-передвижки

Дидактические игры как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

Вахрушева Анастасия
Дидактические игры как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

МОУ ВСОШ №2 Дошкольное отделение №5

Сообщение по теме

«Дидактические игры, как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников»

Подготовила воспитатель 1КК

Вахрушева А. В.

Волоколамск 2024

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Публикация «Дидактические игры как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников» размещена в разделах

1. Что такое «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям-дошкольного возраста. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).

Главная особенность организации образовательной деятельности на современном этапе- это уход от чисто учебной деятельности к игровой с включением в процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ, проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Через игру дети входят в сложнейший мир познания. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

3. Почему дидактическая игра позволяет формирование предпосылок функциональной грамотности

Не секрет, что многие дети относятся к занятиям без энтузиазма. Причин тому много, но главная - отсутствие у детей интереса к учёбе, им просто скучно заниматься. Оптимальное решение этой проблемы применение дидактических игр.

Дидактическая игра это многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Мне остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Воспитатель, как наставник, должен обеспечить атмосферу доброжелательности, поддержки ребёнка, даже если он совершил ошибку. Дети не только познают какой - либо предмет, но и осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результат.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Но, если участник дидактической игры не овладевает знаниями, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Виды дидактических игр : игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры.

Какие игры проводила с детьми?

«Веселая пирамидка»

Цель: развитие моторики, изучение цветов, счет до 5ти.

«Подбери по форме».

Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

«Угадай какой знак»

Цель: учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

«Водители»

Цель: учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию.

«Профессии»

Цель: знакомство с профессиями, развивается память, обогащается словарный запас, расширяется кругозор, развивается умение общаться.

«Цвета»

Цель: закрепление знаний об основных цветах: красным, синим, желтым, зеленым, оранжевым, фиолетовым, голубым; развитие мелкой моторики рук, речи, внимания, памяти.

«Мозаика»

Цель: развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления, творческих способностей, памяти, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины, формы.

«Бизиборд»

Цель: развитие моторики, внимания, воображения и мышления ребенка по методике воспитания Монтессори.

«Лабиринт»

Цель: развитие логического мышления, пространственного восприятия.

«Четвертый лишний»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, логического мышления, связной речи.

«Летит, плывет, едет»

Цель: развитие лексической стороны языка (расширение глагольного словаря)

«Узнай по описанию»

Цель: развивать воображение, речь (составление описательных рассказов).

«Кто может совершать эти действия»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

«Хорошо-плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

«Мебель для куклы Кати»

Цель: закреплять умение различать, называть и использовать основные строительные материалы.

«Кто лишний»

Цель: закреплять знания детей о диких и домашних животных, развивать словарный запас.

«Не ошибись»

Цель: закрепить знания детей о частях тела, активизировать словарный запас, развивать сообразительность.

«На кухне»

Цель: закрепить знания детей о овощах, фруктах, посуды, счет в пределах пяти, воспитывать гостеприимство и умение слаженно работать в коллективе.

«Собери пазлы»

Цель: способствует развитию мышления, памяти, развивает мелкую моторику рук; учимся соединять части предметов в одно целое.

«Повтори движение»

Цель: развивается ловкость, подвижность, сообразительность.

«Подбери краски для картины»

Цель: учить выделять, подбирать и называть цвета и оттенки, которые воспитатель использовал для рисования своего рисунка.

Вывод

Оценивая роль дидактической игры, Александр Владимирович Запорожец писал: "Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей".

Во время своей работы я заметила, что систематическое применение на занятиях дидактических игр дает значительное улучшение навыков функциональной грамотности детей дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

umo-20-02_9ok2d.pptx | 14403,02 Кб
 
Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Дидактические игры для формирования представлений о здоровье и ЗОЖ у дошкольников ЗДОРОВЬЕ – ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖИЗНИ. Педагогическая стратегия формировании ЗОЖ должна способствовать самостоятельной выработке убеждений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 11:54
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД