Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ]

Фанура Маннапова
Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ]

Программное содержание:

- упражнять в дифференциации звуков «Ч», «Щ» в словах;

- упражнять в умении изменять слова с помощью суффиксов –ЧК и –ИЩ;

- закрепить умение выделять первый звук в словах, место звука в слове, умение делить

слова на слоги;

- воспитывать умение обращаться к другу ласково;

- воспитывать желание помочь другим;

- расширить знания о профессиях.

Демонстрационный и раздаточный материал:

Кукла – мальчик, игрушка щенок, картинки, игрушки со звуками «Щ», «Ч», полоски с пуговками, индивидуальные зеркала.

Словарная работа: щенок, щекочу, щётка.

Предварительная работа:

Д/И «Назови ласково», «Звук спрятался», артикуляционная гимнастика,

Литература: Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет».

Ход занятия:

1. Разминка для ума.

- Воспитатель: - Ребята, как всегда мы начинаем наше занятие с разминки. На этот раз вам надо представиться и назвать первый звук в вашем имени. Например: «Меня зовут Анна, моё имя начинается со звука «А»» (дети по очереди называют своё имя, определяют первый звук).

2. Артикуляционная гимнастика.

- Воспитатель: - Молодцы. А теперь садитесь за столы. Чтобы хорошо отвечать на занятии, нам надо потренировать ротик и язычок. Упражнения «Лопаточка, «Желобок», «Прятки», «Улыбочка».

3. Новый материал.

- Воспитатель: - С гимнастикой вы справились, а теперь я предлагаю вам послушать одну историю, но не просто послушать, но и самим в ней поучаствовать. Вы готовы?

В городе Муравленко, в одной хантыйской семье, жил-был мальчик. Имя у него было необычное – Чук. На 23 февраля родители подарили Чуку маленькую собачку. Мальчик очень обрадовался новому другу и назвал его Щен. Пока он радуется, давайте, мы определим первые звуки в словах Чук и Щен. (дети определяют звуки). Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.

Чук очень любил своего Щена, кормил, гулял, играл с ним. А ещё часто прихорашивал своего друга и при этом он приговаривал:

- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

- Найдите в стихе слова, которые начинаются со звука «Щ» (щёткой, щенка, щекочу)

- Теперь найдите слова, которые начинаются со звука «Ч» (чищу)

- А в каких словах встретились оба звука? (чищу, щекочу)

Давайте повторим это стихотворение (повторяется 1 раз хором, и 2-3 индивидуально).

- Очень умным пёсиком оказался Щен и решил Чук показать его своим друзьям. Пришли друзья, а щенок под кровать спрятался и не вылезает. Тогда Чук говорит: «Щен ещё маленький, многого боится. Надо вести себя спокойно. Когда он слышит звук «Ч», как в моём имени, то сразу успокаивается. Давайте, мы будем себя называть так, чтоб в наших именах слышался звук «Ч»». И дети стали называть себя не Таня, а Танечка, не Коля, а Колечка. Продолжайте теперь вы, ребята (воспитатель показывает на ребёнка, тот изменяет имя с помощью суффикса – ЧК).

4. Физминутка

- Воспитатель: - Очень дружили Чук и Щен. Любили играть в разные игры. Вот и сегодня они с вами поиграют в игру. (воспитатель предлагает пройти детям на ковёр и проводится игра – физминутка). Если вы услышите слово со звуком «Ч», то вы хлопаете, если в слове услышите звук «Щ», то прыгаете, а если услышите слово без этих звуков – приседаете.

Предлагаемые слова: чемодан, щека, собака, щука, веточка, чайник, зубы, ящерица, щётка, чашка, шишка, черепаха, сосна, щенок.

Молодцы, ребята. Поиграли в игру, а теперь снова садитесь на свои места.

- Воспитатель: - Скоро из щенка Щена вырастет большой пёс. И у него будут не глазки, а глазищи, не носик, а носище (дети образуют слова с суффиксом – ИЩ).

Предлагаемые слова: хвостик, лапки, шерстка, спинка, зубки, язычок.

5. Закрепление. Развитие мелкой моторики.

- Воспитатель: - Чук в детский сад не ходит, но очень хочет научиться делить слова на слоги и определять место звука в слове, а потом научить этому и Щена. А вы ведь умеете? А кто вас этому научил? Кто такой воспитатель? (ответы детей) .

- Давайте, покажем Чуку и Щену, как мы делим слова на слоги и определяем место звука в слове (дети прохлопывают слова, определяют количество слогов и с помощью планшета с пуговкой определяют место звука в слове: начало, середина, конец сначала со звуком «Ч», затем со звуком «Щ»). Предлагаемые слова: человек, мяч, речка, лещ, пещера, щука. Молодцы, ребята.

- Но самой любимой игрой для Чука и Щена было придумывание слов, где бы встречались звуки «Ч» или «Щ». Чук придумывал слова, а Щен радостно лаял, услышав знакомые звуки. Я предлагаю вам разделиться на пары и самим придумать слова, или пройтись по группе и найти игрушки или картинки со звуками «Ч» или «Щ». Когда вы найдёте слова с заданными звуками, то подходите к Чуку и Щену и дарите им свои слова: Чуку – со звуком «Ч», а Щену – со звуком «Щ» (ребята выполняют задание).

6. Итог:

- Воспитатель: - Нашим гостям пора домой. Они хотят узнать - с какими звуками вы сегодня работали? Чем они похожи? Вам понравилось занятие? Что вам больше всего понравилось?

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Дельфин»

конспект

занятия по развитию речи

в старшей группе

Тема: «Дифференциация звуков «Ч», «Щ»».

Воспитатель: Маннапова Ф. Р.

г. Сургут, 2012 г.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для автоматизации звуков «Весёлая дорожка».Дидактическая игра для автоматизации звуков «Весёлая дорожка». Хочу предложить игру, которая поможет автоматизировать поставленный звук (в данном случае звук [Л], можно сделать и для других звуков,.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Занятие по дифференциации звуков [Ч] и [Щ]
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 17:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по экспериментированию для воспитателей «Неизведанное рядом»
Мастер-класс по экспериментированию для воспитателей «Неизведанное рядом» «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, Приобретают способность сами ставить...
Отчёт о занятии. Рисование по представлению «Мы с мамой улыбаемся» (парный портрет...
Добрый день дорогие коллеги, друзья и гости моей страницы! Представляю Вашему вниманию отчёт о занятии. Рисование по представлению "Мы с мамой улыбаемся"...
Мастер-класс поделки «Красивый, вкусный, сочный плод» к празднику «Яблочный Спас»
Яблочный, ореховый, медовый – Августа торговые ряды, Где за полцены отдать готовы Лета бережливого труды! Наступил последний летний месяц –...
Мастер-класс по росписи камней «Морские камешки»
Здравствуйте, уважаемые посетители моего блога. Снова рада встрече с друзьями, коллегами, гостями. Отпускной период пролетел очень быстро. Однако он был...
Составление творческих рассказов по пословицам
Народом точно и справедливо замечено: без пословиц не проживешь. Они отражают в краткой образной форме все стороны человеческой жизни. Красота, вековая...