МААМ-картинки

Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до

Наталья Васильевна Фулавкина
Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до

Сл. 1 Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

Сл. 2 Какую роль играет экологическое воспитание в формировании личности ребёнка? Какие формы, методы и приемы целесообразно использовать в работе с детьми по формированию экологической грамотности? На эти вопросы я стараюсь ответить всякий раз, когда планирую свою работу в детском саду по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. Воспитание экологической культуры является богатым источником познавательного развития детей. Во время прогулок, экскурсий, занятий - ребёнок развивается всесторонне. У него воспитываются многие положительные качества, такие как чувства доброты, заботливости, сопереживания, гуманизма и т. д.

Публикация «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах

Сл. 3 К таким выводам я пришла из опыта работы и наблюдения за детьми. Так, за годы работы в детском саду, обратила внимание на то, что детей удивительно привлекает растительный и животный мир, что они с удовольствием наблюдают за объектами природы, но нередко проявляют при этом жестокость, равнодушие к ним. Причин такого отношения очень много. Сл. 4Но, выражаясь словами Себастьяна Бранта «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему», можно прийти к самой популярной - «вечная» занятость родителей. Отсюда - недостаток общения с детьми, потеря определенного мировоззрения, отношения к окружающим, элементарное незнание правил взаимодействия с объектами природы. Результат: вред человеку и природе.

Сл. 5А ведь именно в дошкольном возрасте закладывается основа конкретных представлений и знаний о природе, именно природное окружение предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования экологической культуры и, как следствие, развитие нравственных, патриотических чувств и интеллектуальных способностей.

Сл. 6 В соответствии с ФГОС ДО, основная цель экологического воспитания — с первых лет жизни воспитать гуманную, социально активную, творческую личность, способную понимать и любить природу, окружающий мир и бережно относиться к ним. [3,с. 9]

Сл. 7 Исходя из этого, работая с детьми дошкольного возраста, определила для себя цель: формирование первоначальных основ экологической культуры, накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельности.

Сл. 8 Моя работа по формированию основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста строится на основе парциальной программы С. Н. Николаевой. Составляющие экологической культуры личности дошкольника, по мнению Светланы Николаевны, — «это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в повседневной жизни, в различной деятельности (в играх, в труде, в быту)». [2,с. 9]

Достичь поставленной цели и разнообразить работу с детьми по познавательному развитию, сделать её интересной, насыщенной позволяют мне следующие методы и формы :

Сл. 9-опытно-экспериментальная деятельность - имеет огромный развивающий потенциал. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать и экспериментировать». Главная ценность этого метода в том, что дошкольники изучают объект с разных сторон, рассматривают взаимоотношения с другими объектами и со средой обитания; развивают свою речь, так как необходимо рассказать об увиденном, сформулировать закономерности и выводы; Сл. 10 учатся целеполаганию, самостоятельности, способности преобразовывать явления и предметы для достижения определенного результата; обогащают память, активизируют мышление, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. [1,с. 7] Сл. 11Данный метод применяю на занятиях по познавательному развитию, как отдельный вид деятельности, в играх, на прогулках как часть наблюдения, в режимных моментах или в предметно-манипулятивной деятельности.

Сл. 12В детском саду создан опытно-экспериментальный центр, оснащенный необходимым оборудованием, материалами для опытов и экспериментов, а также там размещены комнатные растения и живой уголок (черепаха и улитки, рекомендованные программой. Посещая данный центр, дети с удовольствием наблюдают за обитателями уголка, ухаживают за растениями. Так, познакомившись с черепахой, дети узнали, чем питается, чем дышит, что необходимое условие жизни – воздух и вода.

Сл. 13 Важную роль по формированию первоначальных основ экологической культуры играет

- непрерывная образовательная деятельность. Так, например, при знакомстве детей с разными видами деревьев и кустарников, ребята учатся различать их по стволу, ветвям, форме листьев, плодов. При проведении цикла занятий на тему «Домашние и дикие животные», у детей расширяются представления о разных видах животных и их детёнышах, их отличительных особенностях.

Сл. 14- метод наблюдения – является одним из основных, ведущих методов в дошкольном образовании. С помощью наблюдения дети знакомятся с природой, с происходящими в ней изменениями в разное время года. Наблюдения в своей работе использую систематически. Дети учатся свои наблюдения за погодой отмечать в календаре.

Сл. 15-экологические игры, оказывающие благоприятное воздействие на расширение знаний детей об окружающем мире : настольно-печатные, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, творческие, игры – путешествия и др. Игры использую в свободной деятельности детей, включаю в НОД, в целевые прогулки, в экспериментальную деятельность. Чтобы игра проходила успешно, ребята знакомятся с изображениями на картинках, вношу в знакомые игры более сложные задания, которые требуют активной умственной работы. Например, в игре «Сложи картинку» дети составляют целый предмет из его частей.

Сл. 16Подбираю такой дидактический материал, чтобы дети могли обследовать и активно действовать с ним, играть. Например, в играх «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» (овощи, фрукты) дети отгадывают знакомый предмет на ощупь и на вкус по характерным признакам.

Использую подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с образом жизни и подражанием повадкам животных: «Зайцы и волк», «Воробышки и кот», «Лягушата и цапля», «Кот и мыши». Навыки, приобретаемые в игре, развивают не только физические качества, но и интерес к природе.

Сл. 17-праздники и развлечения экологического содержания – объединяют в себе огромное разнообразие видов детской деятельности и имеют наибольшее воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. Для того чтобы праздники и развлечения были запоминающимися, использую сюрпризные моменты, приглашаю героев, привлекаю детей к активному участию. Систематически провожу развлечения по временам года, где дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с миром животных, растений. Учатся бережно относиться к миру природы.

Сл. 18-Большое значение в становлении первоначальных основ экологической культуры у детей имеет и использование

- метода проектирования. Так один из последних экологических проектов был проведён с детьми в летний период на тему «Мир насекомых». Дети знакомились с видами насекомых, их разнообразием, внешним видом, пользой и вредом человеку и растениям. Использование метода проекта позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.

Сл. 19 Немаловажное значение в формировании экологических представлений у детей играет

- организация озеленения участка на территории детского сада. Совместно с детьми в летний и осенний период наблюдаем за ростом растений, их изменением, принимаем участие в уходе. Считаю важным приобщить к трудовой деятельности каждого ребенка, т. к. в процессе труда формируются практические знания. Сл. 20

Широко использую в своей работе нетрадиционный метод экологического образования Сл. 21

– сказки, театрализованную деятельность. Экологический театр является методом, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. С детьми старшего дошкольного возраста поставлены экологические сказки «Берегите природу» и «Спасение леса».

Участие детей в постановке экологических сказках позволило мне добиться того, что дети стали проявлять активный интерес к объектам живой и неживой природы.

Сл. 22 Достижение определённых результатов в работе по экологическому воспитанию невозможно без сотрудничества с семьёй, поэтому особое внимание уделяю работе с родителями. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей. Для достижения этой цели провожу консультации и беседы экологического содержания. Привлекаю родителей к изготовлению практического материала для игр. Родители проявляют большой интерес к информации на родительских стендах, принимают активное участие в выставках художественных работ и поделок. Сл. 23 Планомерная работа с родителями позволяет мне добиться активного участия в различных мероприятиях, появилась заинтересованность в самостоятельном повышении экологической культуры своих детей.

Сл. 24 Таким образом, из всего выше сказанного, могу с уверенностью сказать: что только благодаря систематическому использованию всех перечисленных форм, методов и приемов работы с детьми, можно добиться хороших результатов в формировании основ экологической культуры детей и экологического воспитания в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС до
Опубликовано: 5 декабря 2022 в 15:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД