Фотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развития

Оксана Добрецова
Фотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развития

Обучение рассказыванию - одна из наиболее важных и сложных задач речевого развития детей дошкольного возраста. В то же время особенности детей с ЗПР (меньший объем восприятия, его замедленный темп, трудности концентрации внимания, низкая мотивация к речевой деятельности и др.) усложняют данную задачу и требуют поиска новых форм и методов формирования связной речи.

Работу по развитию речи и коммуникативных умений у данной категории детей необходимо проводить в тесной связи с их эмоциональным и социально-личностным развитием, с формированием представлений о себе, об окружающей действительности, поэтому для реализации поставленной цели был разработан проект "Фоторепортёры".

Коррекционно-развивающая работа по формированию связной речи с детьми с ЗПР может начинаться с простого нераспространенного предложения и постепенно усложняться, переходя к связному краткому рассказу.

Деятельность в рамках проекта осуществляется в процессе повседневной деятельности (сюжетно-ролевые, театрализованные игры, прогулка, режимные моменты, в ходе игровых занятий, экскурсий, походов. Дети выступают в роли фотографов, участников фотосъёмок, а затем фоторепортёров, рассказывающих о произошедших событиях и своих впечатлениях сверстникам, опираясь на сделанные фотографии.

Родители принимают активное участие в процессе подготовки фотоисторий (рассказов) из личного опыта детей («Как я провёл выходные», «Первое выступление» и т. д., создают фотоколлажи, фотоальбомы, серии последовательных фотографий вместе с детьми.

Специально организованные игровые занятия, направленные на развитие связной речи, проводятся 1 раз в неделю. Дети имеют возможность рассказать о значимых для них событиях, своей семье, любимых играх в форме репортажа, рассказа.

Рассказывание по фотографиям, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей, является доступным, понятным, эмоционально привлекательным видом речевой деятельности для дошкольников с ЗПР и позволяет им построить план речевого высказывания, правильно определить последовательность событий и составить связный рассказ.

Представленный проект является частью коррекционно-развивающей работы по формированию связной речи и осуществляется во взаимосвязи с другими направлениями развития связной речи дошкольников.

Цель проекта: формирование и развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи:

- обогащать и активизировать словарный запас детей;

- стимулировать познавательную активность детей, расширять и систематизировать их знания об окружающем мире;

- развивать способности детей самостоятельно составлять цельное и связное высказывание на основе овладения детьми рассказом (рассказ из личного опыта, рассказ по фотографии, рассказ по серии фотографий);

- развивать планирующую и обобщающую функцию речи путем стимулирования детей к вербальному программированию предстоящих действий и оценке её результатов;

- обучать рассказыванию по фотографиям, содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

- развивать у детей чувства эмоционального удовлетворения от выполненной деятельности;

- развивать способности детей к рассказыванию о собственных впечатлениях;

- формировать коммуникативные умения.

Длительность: октябрь 2017 г. – май 2018 г.

В реализации проекта принимают непосредственное участие:

1. Родители детей, посещающих группу компенсирующей направленности для детей с ЗПР;

2. Педагоги группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР:

В проекте принимают участие 8 детей и их родители.

Деятельность в рамках проекта строится в соответствии со следующими принципами:

- Систематичности и последовательности;

- Доступности;

- Наглядности;

- Личностно – ориентированного подхода к воспитанию детей.

Поскольку основным видом деятельности дошкольников является игра, поэтому именно в рамках игрового общения происходит формирование и совершенствование речевых высказываний детей.

В процессе разработки проекта был составлен план взаимодействия с родителями воспитанников:

- консультации "Моя первая история" (Как составить связный рассказ, "Расскажи-ка о. " (Методы и приёмы, используемые при обучении рассказыванию) и т. д. ;

- подготовка фотоисторий, создание фотоальбомов о событиях из жизни ребёнка;

- разработка памятки для родителей "Расскажем вместе" (составление рассказа о событии);

- выпуск детско-родительских стенгазет ("Квест-поход" и др.);

- знакомство родителей с циклом игр, направленных на развитие связной речи;

- просмотр и обсуждение видеосюжета "Расскажем обо всём на свете".

А также определены формы работы с воспитанниками: игровые ситуации, игровые занятия, сюжетно-ролевые игры ("Репортёры", "Фотографы" и др., беседы, создание фотоколлажей, знакомство с техническими средствами (микрофон, фотоаппарат).

Реализация проекта продолжается, но можно отметить первые результаты: в рассказах детей появились такие фразы, как: "Я вам расскажу", " Мне очень понравилось", "Мне запомнилось" и др. ; отмечается высокая заинтересованность детей, усложняются речевые высказывания детей.

Итогом реализации проекта предполагается создание видеосюжета "Расскажем обо всём на свете" для родителей воспитанников, позволяющего увидеть успехи и достижения детей.

Фотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развития
Публикации по теме:

ИКТ, как средство развития речи детей с задержкой психического развития «ИКТ как средство развития речи детей с задержкой психического развития».Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием.

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин,.

Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей» Консультация для родителей. «Мнемотехника – как средство развития связанной речи у детей». У ребенка пятого года жизни появляется ряд новых.

Консультация для родителей «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Мнемотехника, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Если ребенок молчит, покажите.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Фотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развития
Опубликовано: 24 мая 2018 в 21:41
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День памяти и скорби — 22 июня
Конкурс чтецов «Нет войне» Организация конкурса дело сложное, воспитанники старших и подготовительных к школе групп откликнулись на предложение. В конкурсе...
Конспект по рисованию в 1-ой младшей группе по теме «Одуванчики»
Конспект по рисованию в первой младшей группе. Тема занятия : « Одуванчики ». Цели занятия : учить передавать в рисунке красоту цветущего луга, упражнять...
Конспект занятия во второй младшей группе «Однажды хозяйка с базара пришла»
( подгрупповое сюжетное рисование) Цель: знакомство с овощами, предметами круглой и овальной форм. Задачи: продолжать знакомить детей с круглой и...
Подготовка к конкурсу детского рисунка «Звериная семейка»
Доброго времени суток всем, кто в эти минуты гостит в моём блоге! В прошлом году мы участвовали в городском конкурсе детского рисунка, который организовывал...
Фотоотчет «Кукольные театры своими руками»
Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется играя, а в игре он познает мир! ( С. И. Мерзлякова ) Как много значит, он для детского сердца, с каким...