МААМ-картинки

Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального состояния детей в период адаптации в группах с ОНР

Татьяна Гадеева
Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального состояния детей в период адаптации в группах с ОНР

I. Психологические особенности дошкольников с ОНР.

Дети с общим недоразвитием речи зачастую обладают яркими личностными особенностями. Педагогам коррекционных групп нужно обязательно знать психолого-педагогические особенности дошкольников с ОНР. Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо для определения тех черт и качеств дошкольников, которые могут быть скорректированы в ходе обучения и воспитания.

Публикация «Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального состояния детей в период адаптации в группах с ОНР» размещена в разделах

Достаточно часто общее недоразвитие речи детей сочетается с рядом неврологических и психологических синдромов. Среди неврологических синдромов, сопутствующих речевому недоразвитию можно выделить следующие:

1. Церебрастенических синдром, который проявляется в виде повышенной нервно-психологической истощаемости и эмоциональной неустойчивости. У таких детей выражены нарушения активного внимания, памяти и восприятия учебного материала. В одних синдром сочетается с повышенной возбудимостью и двигательным беспокойством, в других с преобладанием вялости, пассивности, заторможенности.

2. Синдром двигательных расстройств, характеризующийся изменением мышечного тонуса геми-моно парезов, парезов мышц языка, либо его тремора и насильственных движений, а также проявление спастического напряжения отдельных мышц. Нарушения артикуляционной моторики у таких детей носят стойкий характер и нередко диагностируются как стертая псевдобульбарная дизартрия.

В группах детей с ОНР встречаются дети, которые, помимо указанного, имеют следующие особенности :

- выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);

- агрессивность, драчливость, конфликтность;

- повышенная впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;

- чувство угнетённости, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;

- энурез;

- онанизм;

- повышенная обидчивость, ранимость;

- склонность к болезненному фантазированию.

Характерологические особенности детей с ОНР заметны любому педагогу, отработавшему в специальной группе хотя бы одну смену. Отклонение от нормы у таких детей наблюдаются на занятиях, в игровой, бытовой и прочей деятельности. Так на занятиях одни из них намного быстрее своих нормально развивающихся сверстников утомляются, отвлекаются, начинают вертеться, разговаривать, т. е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают или отвечают невпопад. Задания не воспринимают, а иногда не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети обнаруживают повышенную возбудимость, а иные, наоборот, вялость, апатию. Педагоги постоянно сталкиваются с необходимостью искать подход к трудным и неконтактным детям.

II. Адаптация ребёнка в новом коллективе.

Первый месяц учебного года является и для педагогов и для детей наиболее сложным. Логопедические группы комплектуются обычно из разных групп детей : никогда не посещавших детский сад (так называемые «неорганизованные дети», посещавших его эпизодически, обучавшихся в массовых группах постоянно.

Для ребенка, начавшего посещать логопедическую группу, многое в ней пугает новизной: дети, помещение, педагоги, занятия, необходимость выполнения домашних заданий и мн. др. Незнакомая среда требует привыкания и адаптации.

Педагоги группы должны создать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Педагоги должны уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное воздействие в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Я думаю, что в наших группах важным фактором является не только профессионализм педагогов, но и личностные качества. От того, как воспитатель встретит ребенка, как продемонстрирует ему свою радость, будет зависеть настроение и самочувствие детей.

В дошкольном возрасте ребенок наиболее ориентирован на взрослого, находящегося рядом. Поэтому педагогу важно быть для ребенка примером и образцом подражания в словах, манерах и поступках.

III. Работа с родителями – важный этап в коррекционно-воспитательной работе.

Для некоторых родителей необходимость перевода их детей в логопедическую группу воспринимается достаточно сложно. Поэтому очень

важно создать психологический настрой. В данной ситуации желательно рассказать о преимуществах данной группы, о квалификации педагогического персонала, а самое главное о педагогической помощи детям с ОНР. Соответствующий положительный настрой передается от родителей к ребенку.

Чтобы лучше узнать каждого ребенка и сделать его пребывание в группе более комфортным предлагается проводить в начале учебного анкетирование среди родителей. Нами был разработан ряд вопросов:

1. Испытывает ли Ваш ребенок желание идти в детский сад?

2. Считаете ли Вы важным психологически готовить ребенка перед посещением детского сада?

3. В какие игры ребенок предпочитает играть дома?

4. Кто из домашних пользуется большим авторитетом у ребенка?

5. Всегда ли он спит в дневное время?

6. Какой у ребенка аппетит?

7. Какие блюда не рекомендованы ребенку по состоянию здоровья?

8. Какие особенности характера, по Вашему мнению, необходимо учитывать педагогам (раздражительность, плаксивость, тревожность, впечатлительность, ранимость, драчливость и т. п. ?

9. Какие индивидуальные физиологические особенности присущи вашему ребенку (замедленный темп деятельности, излишняя подвижность и т. д. ?

10. Каково отношение ребенка к сверстникам (желание общаться, наблюдает со стороны, любит одиночество?

11. Какие психические функции ребенка, по Вашему мнению, требуют коррекции или развития (внимание, память, речь?

Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального состояния детей в период адаптации проходит путем наблюдения за детьми во время режимных моментов, во время игры, трудовой и бытовой деятельности. Т. А. Ткаченко предлагает записывать данные наблюдения в разработанный ею

«Дневник воспитателя логопедической группы». Хочется отметить, что такая диагностика должна осуществляться в соответствии с нормами профессиональной этики. Она призвана помочь педагогам правильно строить общение с детьми.

Данные такого изучения могут послужить надежным основанием для выбора наиболее эффективных путей коррекционной работы с каждым из детей группы.

Это могут быть следующие методы педагогического воздействия:

- индивидуальные консультации для родителей;

- знакомство с социально-бытовыми условиями воспитания ребенка;

- консультации с психологом;

- дополнительные индивидуальные занятия;

- медикаментозная помощь (по назначению специалистов);

- дополнительная физическая нагрузка;

- поиск индивидуальных мер воздействия.

В наше время количество детей с нестандартным поведением увеличивается. Необходимо искать, подбирать особый «ключик» к каждому из них. Все мы знаем, что ранимого ребенка нельзя при всех порицать, впечатлительного – пугать, заторможенного наказывать за отставание. Каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний.

Психологический климат в группе складывается из отношений к детям каждого педагога, а также из взаимоотношений самих педагогов. Если их требования доступны, разумны, едины – в группе будет создана доброжелательная комфортная обстановка, в которой мы увидим положительную динамику развития каждого ребенка.

Литература:

1. В. Юртайкин, П. Жиянова. Адаптация детей с отклонениями в развитии к дошкольным учреждениям. Жур. Д\В № 3 2001г.

2. Н. Л. Крежева. Мир детских эмоций. Академия развития. Ярославль, 2000г.

3. Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Логопедия. Екатеринбург, «Детство – Пресс», 1998г.

4. Т. А. Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. Санкт-Петербург, «Акцидент», 1997г.

5. Т. А. Ткаченко. В первый класс - без дефектов речи. Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 1999г.

Публикации по теме:

Использование музыкального дизайна для создания комфортного эмоционального состояния и активизации мыслительной деятельности Одна из задач современного образовательного учреждения – создание условий, максимально способствующих преодолению имеющихся у детей проблем.

Мастер-класс «Организация ППРС группы в период предшкольной подготовки с учётом гендерных особенностей детей» Мастер-класс «Организация ППРС группы в период предшкольной подготовки, с учётом гендерных особенностей детей». Проблема: Как организовать.

Модель организации взаимодействия специалистов ДОО в период адаптации в группах раннего возраста Доброе утро, уважаемые коллеги! Меня зовут Ишкулова Лилия Ураловна, я работаю педагогом -психологом в данном детском саду. Я рада приветствовать.

Презентация «Обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка раннего возраста 2–3 лет в период адаптации к ДОУ» Для реализации поставленных задач предлагать ребёнку несколько занимательных занятий «завлекалок», чтобы облегчить расставание с родителями.

Консультация «Особенности эмоционального состояния ребенка 2–3 лет» Особенности эмоционального состояния ребенка 2-3 лет В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение.

Портфолио «Обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка в период адаптации к ДОУ средствами ИЗО-деятельности» Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. часто адаптация сопровождается нервными эмоциональными.

Пособие для дошкольников «Изучение свойств швейной текстильной фурнитуры»Пособие для дошкольников «Изучение свойств швейной текстильной фурнитуры» Для изучения детьми свойств резинок, кружева, декоративных лент я придумала интересное пособие Дети могут сами держать в руках и изучать.

Программа кружка для укрепления здоровья, улучшения физического развития и эмоционального состояния «Гармония» Пояснительная записка. Программа кружка «Гармония» направлена на укрепление здоровья, улучшение физического развития и эмоционального.

Тренинг для педагогов «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей» Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого, как опоследующий фактор эмоционального состояния детей» Цель: Повышение.

Эмоциональное благополучие педагога как условие положительного эмоционального состояния детей Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального состояния детей в период адаптации в группах с ОНР
Опубликовано: 9 апреля 2019 в 18:51
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД