Лучший педагог года

Методика обучения глобальному чтению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, имеющими нарушения речи

Соколова Анастасия Николаевна
Методика обучения глобальному чтению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, имеющими нарушения речи

Обучение детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития является наиболее сложным.

Есть такие дети, которые почти не взаимодействуют с окружающим миром, речь не используют.

Публикация «Методика обучения глобальному чтению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, имеющими нарушения речи» размещена в разделах

Другие произносят постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения, у следующих, отмечаются отдельные лепетные слова или словосочетания, произносимые ими с различными фонетическими искажениями. Третьи используют жестовую коммуникацию.

Нарушение речи носит стойкий характер и негативно влияет на психофизиологию ребёнка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.

Одной из жизненно важных компетенций коррекционного обучения является формирование навыка чтения. Он как нельзя лучше способствует социализации школьника, формированию умения прочитать название улицы, учреждения, лекарства и т. д.

I этап. Работа с именами существительными и именами собственными, со зрительной опорой на изображение.

1. Сначала учитель показывает ребенку картинку, проговаривая ее устно («Смотри. Это — сок»).

2. Затем кладет картинку перед ребенком и показывает табличку со словом, при этом подносит ее к своим губам и несколько раз четко произносит слово, проводя по табличке указательным пальцем свободной руки справа налево, тем самым побуждает ребенка провести указательным пальцем по табличке (если ребенок не может провести пальцем сам, учитель делает это «рука в руку» с ребенком).

3. Далее педагог подкладывает табличку под слово.

4. Затем такие же действия повторяются со вторым словом, например, сыр.

5. Далее учитель вместе с ребенком приклеивает картинки в альбом.

6. Затем учитель предъявляет ребенку такие же таблички со словами, которые приклеены под картинками в альбоме; читает их, проводя указательным пальцем по табличке. После этого предлагает ребенку «прочитать» слово и подложить его под нужную картинку.

7. Учитель закрывает приклеенные слова и побуждает ребенка подложить табличку к картинке, ориентируясь только на картинку.

8. Если ребёнок без помощи учителя подкладывает табличку под картинку, то учитель предлагает ему таблички, напечатанные цветным шрифтом.

Параллельно с глобальным чтением слов идет ознакомление с буквами. Дети учатся находить их в словах, которые читают глобально, составлять и читать из них слоги. По мере изучения буквы помещаются в кармашки разрезной кассы для дальнейшей работы по формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов.

II этап. Работа с именами существительными и именами собственными, без зрительной опоры на изображение.

1. Учитель выкладывает перед обучающимся таблички со словами, отличающимися по слоговой структуре (например, Сок и Молоко, и просит показать слово «Сок».

2. Ребенок указывает на нужное слово.

3. Постепенно количество слов, предлагаемых ребенку, увеличивается до 3–5.

На данном этапе предлагаем обучающимся задания :

- опираясь на печатное слово, сложи такое же в пустых клетках,

- определи, какой буквы не хватает.

III этап. Работа с глаголами.

1. Учитель подбирает картинки и пиктограммы с изображением различных действий и предлагает ребенку соотнести картинку с пиктограммой, обозначающей это действие (например, картинка «мальчик рисует» и пиктограмма «рисовать»).

2. Далее педагог подкладывает табличку со словом, которое обозначает действие, под пиктограмму.

3. Далее в «Альбом глобального чтения» в середину страницы вклеиваем картинку с изображением действия, под ней располагаем пиктограмму действия и под пиктограммой – карточку, обозначающую это действие. (В середину страницы располагаем картинки для того, чтобы ребенок мог подставлять таблички со словами перед пиктограммой-действием и после).

4. Далее работа ведется так же, как в I блоке.

IV этап. Составление простых предложений с опорой на пиктограммы-действия.

1. Ребенок открывает «Альбом глобального чтения» на тех страницах, где приклеены картинки и пиктограммы, обозначающие действия.

2. Учитель выкладывает перед ребенком несколько слов (например, ПАПА, АНЯ, СУП, КАША, ЕСТ).

3. Учитель предлагает ребенку задание: «Покажи слово АНЯ»

4. Ребенок указывает на нужное слово.

5. Далее учитель побуждает ребенка найти табличку с пиктограммой-действием.

6. Учитель просит ребенка взять третье слово и положить письменную табличку после пиктограммы-действия.

7. Таким образом, должно получиться предложение, составленное из двух письменных табличек и одной пиктограммы-действия (например, АНЯ ЕСТ СУП).

Примечание к IV этапу. Некоторым детям трудно перейти к работе с письменными табличками без опоры на картинки-изображения. Тогда вместо напечатанных слов мы выкладываем их перед ребенком. Для детей с множественными нарушениями временные рамки этого процесса увеличиваются. Но когда ребенок научится безошибочно выкладывать их перед и после пиктограммы-действия, то начинаем вводить печатные таблички, подкладывая их под нужные изображения.

V этап. Составление простых предложений без зрительной опоры на изображения.

1. Учитель выкладывает перед ребенком несколько письменных табличек.

2. Далее он просит ребенка взять соответствующие таблички (например, «Возьми слово ПАПА, возьми слово МОЕТ, возьми слово ЯБЛОКО»).

3. Ребенку необходимо по очереди взять слова и разложить их в той последовательности, которую задал учитель.

4. Далее учитель вместе с ребенком читает получившееся предложение. Чтение нужно сопровождать жестами. Учитель проводит пальцем ребенка под письменными табличками и сам прочитывает предложение. Необходимо побуждать ребенка к активному повторению, используя жесты.

Глобальное чтение помогает выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, повышает его самооценку и придает уверенность в собственных силах.

Таким образом, применение методики глобального чтения способствует развитию коммуникативных навыков, развивает понимание речи. Такая работа пронизывает все предметы учебной деятельности и бытового самообслуживания. Применение методики глобального чтения с детьми, которые имеют комплексные нарушения развития и не владеют устной речью, показывает свою эффективность. И мы говорим о необходимости коррекционной работы по развитию речи с помощью методики глобального чтения, с детьми, которые имеют комплексные нарушения развития и не владеют устной речью.

Публикации по теме:

Использование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зренияИспользование возможностей образовательной среды в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения Для успешного воспитания и обучения детей с нарушениями зрения создается коррекционно-развивающая среда, которая является важным реабилитационным.

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Использование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речиИспользование нетрадиционной техники рисования солью в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи Введение. Любое нарушение развития речи ребенка часто сопровождается нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики и влияет.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №98, компенсирующего вида», города Сыктывкар. Музыкальный руководитель.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Методика обучения чтению с первых произнесенных ребенком слов Методика обучения чтению помогает развитию зрительного восприятия. Благодаря методике обучения чтению вы способствуете формированию творческих.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методика обучения глобальному чтению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, имеющими нарушения речи
Опубликовано: 21 марта 2023 в 10:36
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД