Получи документы

Нейропсихологические приемы по развитию сенсомоторных функций у детей с РАС на основе методических разработок А. В. Семенович

Райана Дайсанова
Нейропсихологические приемы по развитию сенсомоторных функций у детей с РАС на основе методических разработок А. В. Семенович

На сегодняшний день число детей с расстройствами аутистического спектра неумолимо растет. Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления : это когнитивные методы, чаще всего направленны на преодоление трудностей в обучении и формировании высших психических функций, и методы двигательной коррекции, которые направленны на снятие телесного напряжения, развития невербальных компонентов общения. В сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход в коррекции и абилитации психического развития ребенка в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния.

Публикация «Нейропсихологические приемы по развитию сенсомоторных функций у детей с РАС на основе методических разработок А, В, Семенович» размещена в разделах

В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход коррекции и сопровождению психического развития (Семенович А. В., где предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам. Фундаментальным здесь выступает метод замещающего онтогенеза (далее МЗО, который является базовой нейропсихологической технологией коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития. Уникальность данного метода заключается в универсальности применения при различной патологии психологического развития у детей.

Основная его цель – развитие мозгового обеспечения психического онтогенеза.

В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза (А. В. Семенович) в каждом занятии описаны четыре основных блока упражнений :

• дыхательные упражнения;

• глазодвигательные упражнения;

• растяжки;

• упражнения двигательного репертуара.

Дыхательные упражнения:

В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.

Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно. Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать, самомассажу и другим заданиям.

Глазодвигательные упражнения:

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции (речь, внимание, память).

Глазодвигательные упражнения помогают устранить те синкинезии, которые когда – то в младенчестве были «выгодны» ребёнку, а теперь их уже можно считать патологическими и нужно с ними работать, избавляться от них.

В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета глазами на разных уровнях и по пяти направлениям: право, лево, верх, низ, к переносице (сведение глаз к центру) и от переносицы, а также по четырём вспомогательным (диагональным) направлениям.

По мере освоения таких упражнений в этот процесс постепенно добавляются движения языка. Упражнения, как правило, сначала выполняются отдельно глазами, потом языком, потом глазами и языком вместе, потом опять врозь. Желательно добавлять в упражнение дыхание, но, если ребёнку трудно, можно добавлять дыхание позже, когда ребёноксможет выполнить это упражнение.

Растяжки и упражнения двигательного репертуара:

Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо- или гипертонусов, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.

Осознание ребёнком своего тела происходит через освоение пространства собственного тела и пространства вокруг тела.

Упражнения представлены в опредёленном порядке и повторяют последовательно те движения, которые требуются ребёнку на первом году жизни в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития : перевороты со спины на живот, ползание по-пластунски, сидение, хождение на четвереньках и т. д.

Приемы нейропсихологической коррекции подбираются индивидуально для каждого ребенка. При соблюдении последовательности программы можно добиться явных положительных результатов.

Ограничения и противопоказания!

Предполагаемый комплекс занятий применим для детей от 5 до 12 лет. Особое вниманиенеобходимо обращать при работе с:

• детьми с повышенной эпилептической готовностью (необходимо постоянное клиническое сопровождение эпилептолога);

• дети с психиатрическими или обще патологическими диагнозами;

• детьми с генетическими синдромами;

• детьми с заболеваниями соединительной ткани (дисплазии, сердечной недостаточностью);

• детьми с заболеванием бронхиальная астма.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Таким образом, применение нейропсихологических приемов в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра позволяют научить ребёнка осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развитие моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.

Публикации по теме:

День защиты детей. Сценарий мероприятия для детей с РАС Дети с мамами 2 – мя паровозиками противоходом въезжают в зал под музыку из мультфильма «Паровозик из Ромашково». Вед. Ребята, у нас сегодня.

Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб»Дидактическое игровое пособие из решетки для развития сенсомоторных качеств у детей «Сенсорный куб» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с Вами своими наработками, которые использую в свободной игровой деятельности.

Нейропсихологические игры для детей с СДВГ Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои.

Особенности игры детей с РАС Когда мы наблюдаем за тем, как другой человек выполняет какие-то физические действия, двигательные или зеркальные нейроны в нашем мозге.

Особенности включения в детский коллектив детей с РАС «Особенности включения в детский коллектив детей с расстройствами аутистического спектра» 1. По данным всемирной организации здравоохранения.

Сценарий праздника для детей с РАС «День защиты детей» Под музыку Лето дети входят в зал, танцуют. Вед. Ребята, у нас сегодня замечательный день 1 июня – День защиты детей. Наступило лето! Будем.

Краевой фестиваль методических разработок «Образовательное событие духовно-нравственной направленности» Краевой Фестиваль методических разработок «Образовательное событие духовно-нравственной направленности» Пояснительная записка.

Сенсомоторная коррекция детей с РАС Сенсомоторная коррекция детей с РАС. Отечественные психологи в 1990-1997 годах разработали метод сенсомоторной коррекции. В специальной.

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок 1. Необходимым условием успешной.

Закаливание детей — укрепление всех функций организмаЗакаливание детей — укрепление всех функций организма .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нейропсихологические приемы по развитию сенсомоторных функций у детей с РАС на основе методических разработок А. В. Семенович
Опубликовано: 2 октября 2018 в 22:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД