МААМ-картинки

Программа «Окружающий природный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок

Виктория Старикова
Программа «Окружающий природный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок

Настоящая программа по предмету «Окружающий природный мир» составлена с учетом особенностей обучающегося, его интеллектуального и физического развития в соответствии с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для детей с умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 2 вариант. Москва «Просвещение» 2017 год.

Публикация «Программа „Окружающий природный мир“, 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок» размещена в разделах

Структура программы учебного предмета окружающий природный мир соответствует требованиям ФГОС образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей и задач:

Цель программы :

Развитие элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире для успешной социальной абилитации и адаптации.

Задачи программы :

• Уточнение и обогащение знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;

• Формирование элементарных представлений и взаимоотношений в мире людей;

• Узнавание и называние конкретных предметов;

• Узнавание, называние предметов, изображений на рисунках;

• Работа с простой (ситуативной) картинкой; связные высказывания по картинке;

• Работа с простой картинкой, требующей установления несложных связей; связных высказываний по картинке;

• Чтение детям доступных по теме рассказов, сказок, беседа по содержанию прочитанного, пересказ по вопросам.

Коррекционные задачи:

• Активизация речевой и познавательной деятельности;

• Развитие чувственного познания;

• Побуждение к самостоятельному высказыванию;

• Формирование адекватного восприятия окружающего мира;

• Развитие интереса и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями; бережному отношению к своему здоровью

Общая характеристика предмета:

Важным аспектом обучения детей с умеренной умственной отсталостью является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Так как ребёнок затрудняются, а чаще и вовсе не отождествляют изображения с реальной действительностью, занятия проводятся поэтапно: от изучения конкретных предметов, реальных жизненных ситуаций до их изображений.

Занятия проводятся в форме игры, беседы, наблюдения, экскурсии.

Ознакомление с окружающим природным миром обогащает чувственный опыт ребёнка. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.

Место предмета в учебном плане

Программа учебного предмета «Окружающий природный мир» в 1 классе(2 год обучения) определена школьным учебным планом, годовым календарным графиком и соответствует:

Количество часов на изучение предмета «Окружающий природный мир» в 1 классе(2 год обучения)

Класс Количество часов на курс Количество часов в неделю

1 класс (2 год обучения) 17 0,5ч

Распределение количество часов по четвертям.

1четверть 2четверть 3четверть 4четверть Итого

4ч 3,5ч 5,5 4ч 17 ч.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий природный мир» 1 класс(2год обучения)

Личностные результаты освоения учебного предмета

Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

у учащегося будут сформированы:

- умения обращаться за помощью и принимать помощь

- интерес к учебному материалу;

учащийся получит возможность для формирования:

- умения использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем

Регулятивные учебные действия

Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

у учащегося будут сформированы:

- умения в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;

- умения работать с учебными принадлежностями

учащийся получит возможность для формирования:

- умения адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)

Познавательные учебные действия

Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

у учащегося будут сформированы:

- умения делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- умения наблюдать, работать с информацией;

учащийся получит возможность для формирования:

-умения работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми

и сверстниками в процессе обучения.

у учащегося будут сформированы:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учительученик, ученик–ученик, ученик–класс, учителькласс);

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

учащийся получит возможность для формирования:

- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Предметные планируемые результаты

-иметь представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека:

интерес к объектам живой природы;

-опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным;

-иметь представления о временах года, характерных признаках времен года.

Содержание учебного предмета «Окружающий природный мир» 1 класс (2 год обучения)

Наименование основных разделов Четверть

1ч. 2ч. 3ч. 4ч. Всего часов

1. Экскурсия по школьному двору 0,5 0,5 1 0,5 2,5ч

2. Экскурсия по детскому дому 0,5 - - - 0,5

3. Овощи 1 - - - 1

4. Фрукты 1.5 - - - 1,5

5. Комнатные растения 0,5 - - - 0,5

Времена года. Зима. Природа осенью и зимой - 0,5 - - 0,5

6. Звери и птицы зимой - 2 - - 2

Зимние праздники. Как люди встречают Новый Год. Итоговый урок на тему «Зима». 0,5 0,5

7. Дикие животные - - 3,5 - 3,5

8. Растительный мир весной - - - 1,5 1,5

9. Птицы - - 1 1 2

10. Насекомые - - - 1 1

Всего часов 4ч 3,5 5,5 4ч 17ч

Выполнение практической части программы

Чет-ть № п/п Практическая работа

1

четверть 1 Экскурсия по школьному двору.

2 Экскурсия по детскому дому.

Всего экскурсий-2

2

четверть 3 Экскурсия по школьному участку.

4 Вывешивание кормушки

Всего экскурсий-1

Практических работ-1

3

четверть 5 Экскурсия на школьный двор, Наблюдение за сезонными изменениями в природе. (Зима)

6 Экскурсия на школьный двор. Наблюдения за зимующими птицами.

Всего экскурсий-2

4

четверть 7 Экскурсия на школьный двор, Наблюдение за сезонными изменениями в природе. (Весна)

8 Экскурсия на школьный цветник. Узнавание и описание конкретных цветов

Всего экскурсий-2

Практических работ-1

Экскурсий-7

Выполнение практической части программы по четвертям.

Четверть Практическая работа Экскурсии

1 четверть - 2

2 четверть 1 1

3 четверть - 2

4 четверть - 2

Год 1 7

Тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир» в 1классе (2 год обучения)

№ Основные темы программы Коррекционная работа Характеристика деятельности учащегося

1 Экскурсия по школьному двору и детскому дому

-Развитие пространственного восприятия;

-Развитие пространственной ориентировки;

-Развитие зрительного восприятия;

-Развитие аналитической функции мышления;

-Развитие активного и пассивного словаря. -направление взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

-удержание взгляда на говорящем;

-выполнение пошаговых инструкций педагога;

-выполнять действия по образцу и по подражанию.

- использовать по назначению учебные материалы с помощью взрослого;

- выполнять задания в течение определенного периода времени;

- выполнять задания от начала до конца;

- выполнять задания с заданными качественными параметрами.

- самостоятельно или с помощью учителя переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т. д.

2 Овощи

-Развитие зрительного восприятия;

-Формирование мышления (анализ);

-Развитие произвольной памяти;

-Формирование словообразовательной функции речи;

-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации.

3 Фрукты

-Формирования умения составлять описательный рассказ;

-Развитие операций мышления (анализ, синтез);

-Коррекция зрительного восприятия;

-Развитие внимания;

-Формирование слухового восприятия.

4 Комнатные растения

-Развитие вербальной памяти;

-Коррекция зрительного восприятия;

-Развитие устной речи.

5 Звери и птицы зимой -Коррекция восприятия;

-Развитие операций мышления;

-Формирование произвольного внимания;

-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации;

-Развитие устной речи;

-Коррекция зрительного восприятия;

-Развитие операций мышления (анализ, синтез).

6 Дикие животные. -Расширение и обогащение словарного запаса;

-Коррекция вербальной памяти;

-Коррекция зрительного восприятия;

-Развитие устной речи;

-Развитие операций мышления;

-Формирование произвольного внимания;

-Развития умения концентрироваться на зрительных образах;

-Воспитание произвольного внимания.

7 Растительный мир весной

-Коррекция эмоционально-личностной сферы;

-Формирование фонематического слуха;

-Развитие слухового восприятия;

-Коррекция процесса запоминания;

-Развитие коммуникативных навыков;

-Развитие мелкой и общей моторики;

-Формирование процессов анализа, синтеза;

-Развитие умения сравнивать, обобщать.

8 Птицы

-Развитие мышления, операций сравнения ;

-Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи;

-Развитие связной речи;

-Формирование монологической речи.

9 Насекомые

-Развитие операций мышления;

-Формирование произвольного внимания;

-Коррекция операций обобщения, анализа и классификации;

-Развитие устной речи.

В тематическом планировании предмета предусмотрены следующие типы уроков:

- пропедевтический урок (используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика);

- урок изучения нового материала (на этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление);

- урок закрепления знаний и формирования ЗУН (предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний);

- урок обобщения и систематизации знаний (на этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами, в программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения);

- урок проверки и оценки знаний (применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения, он может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий);

- коррекционный урок (на этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении., при этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов).

Используются эффективные педагогические технологии:

-личностно-ориентированные;

-деятельностный подход;

-уровневая дифференциация;

-информационно-коммуникативные;

-здоровье-сберегающие;

-игровые технологии.

Основные межпредметные связи строятся по линии:

Окружающий природный мир - устная речь (звукоподражание животным)

Окружающий природный мир – чтение (слушание сказок о животных)

Окружающий природный мир – окружающий социальный мир (домашние животные)

Реализация НРЭО на уроках «Окружающего природного мира»

На реализацию НРЭО в соответствии с требованиями отводится 10-15% учебного времени в рамках учебного предмета. Содержание регионального компонента равномерно распределено по урокам, что позволяет систематически обращаться к местному материалу.

Сущность регионального подхода заключается в отражении специфических проблем региона в содержании географического образования, использованию краеведческого материала. Включение регионального содержания является важным средством воспитания и обучения, источником разносторонних знаний о жизни Уральского региона.

Распределение НРЭО по крупным темам:

Темы программы Количество часов НРЭО

1. Овощи 1

2. Фрукты 1

3. Звери и птицы зимой 1

4. Дикие животные 1

5. Растительный мир весной 2

6. Насекомые 1

Итого 7

Формами включения НРЭО в урок являются:

-элементы уроков № 4,7,20,24,25,26,30,33

№ ур. Тема урока Источник Тема и содержание НРЭО

4 Рассматривание овощей. Составление рассказа «Урожай». «Памятники природы Челябинской области», Челябинск, ю-уральское книжное издательство, А. П. Моисеев, М. И. Николаев, стр. 140. Познакомить учащихся с овощами, которые выращивают на Южном Урале. В какое время они созревают. Как собирают урожай.

7 Рассматривание фруктов. Составление рассказа из личного опыта, по образцу. «Памятники природы Челябинской области», Челябинск, ю-уральское книжное издательство, А. П. Моисеев, М. И. Николаев, стр. 140. Рассказать учащимся о фруктах выращиваемых на Южном Урале.

20 Рассказ учителя о диких животных: заяц. Презентация

art.ioso.ru/seminar/2011/projects/858-3kuznecova Познакомить учащихся с обитателем лесов-зайцем.

24 Экскурсия на школьный цветник. Узнавание и описание конкретных цветов Иллюстрации, картинки, фотографии с изображением цветов. Познакомить учащихся с цветами, которые можно выращивать на Южном Урале.

25,26 Наблюдение за птицами. Составление описательного рассказа. Презентация

https://www.google.ru/url

Познакомить учащихся с птицами обитающими на Южном Урале.

30 Экскурсия на школьный участок. Рассматривание деревьев (тополь, яблоня). Иллюстрации, картинки, фотографии с изображением деревьев. Познакомить учащихся с деревьями растущими в школьном саду : тополь, яблоня.

33 Наблюдения за насекомыми. «Природа Южного Урала» Е. В. Григорьева, Ю-У книжное издательство 2001г. Стр. 89 Познакомить учащихся с насекомыми обитающими на Южном урале

Система оценки достижений учащихся

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП образования обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития должна ориентировать образовательный процесс на введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, достижение возможных результатов освоения содержания АОП.

По итогам усвоения или не усвоения полученных знаний, умений и навыков учащимся выставляется «Усвоил» (у) либо «Не усвоил».(н/у) программный материал. Промежуточные отметки не выставляются.

«Усвоил» (у)

-действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;

-действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;

-действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (изображения или вербально);

-действие выполняется ребенком по подражанию или по образцу;

-действие выполняется ребенком полностью самостоятельно.

«Не усвоил».(н/у)

-действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним);

- невозможно выявить сформированность действий.

Учебно-методический комплекс.

Базовое обеспечение:

Матвеева М. Б., Котина С. М., Куртова Т. О. Живой мир. 1 класс : учебник. -М. : Просвещение, 2016

Матвеева М. Б., Котина С. М., Куртова Т. О. Живой мир. 1 класс : учебник. -М. : Просвещение, 2016

Дидактические пособия для учителя :

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования для детей с умеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 2 вариант. Москва «Просвещение» 2017 год.

2. Малер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжё лой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2003.

3. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение : Книга для учителя. – М: «Первое

сентября», 2002.

Публикации по теме:

Дидактическая игра экологического содержания «Парочки» (природный и рукотворный мир)Дидактическая игра экологического содержания «Парочки» (природный и рукотворный мир) «Парочки» Цель: собрать как можно больше пар (природный объект или явления и его аналог в рукотворном мире) Ход игры: В игре участвуют от.

Фотоотчёт «Мир насекомых» для детей группы «Особый ребёнок»Фотоотчёт «Мир насекомых» для детей группы «Особый ребёнок» Работа над лексической темой зависит от уровня развития группы в целом и от сложности изучаемой темы и может длиться от 2 до 4 недель, что.

Лэпбук «Природный мир саванны»Лэпбук «Природный мир саванны» Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию лэпбук на тему "Природный мир саванны". Это первый мой опыт изготовления лэпбука..

Окружающий мир в загадках Сорвал я красный гриб в лесу, Любуюсь на его красу. На белой он ножке, На шляпке - горошки. А люди говорят, Что в нем опасный яд. (Мухомор).

Перспективный план работы по правилам дорожного движения для детей группы «Особый ребёнок» месяц мероприятия сентябрь - Наблюдение «Знакомство с улицей», рассматривание макета улицы. Цель: учить выполнять словесную инструкцию «покажи,.

Планирование по теме «Весна. Животные и птицы весной» для детей группы «Особый ребёнок» Тема «ВЕСНА». (Закрепление. ДИАГНОСТИКА) Цель: коррекция и развитие познавательных процессов у детей с учетом индивидуальных и физиологических.

Планирование работы на летний период с детьми группы «Особый ребёнок» по теме «Здравствуй, лето красное!» Цель: знакомить со временем года – летом. Задачи: • расширять представления о временах года; • развивать интерес к окружающей действительности;.

«Лето. С неба смотрит солнышко». Планирование работы с детьми группы «Особый ребёнок» Цель: формировать интерес к совместной деятельности; дать элементарные представления об объекте природы - солнышке. Задачи: • расширять.

Программа дополнительного образования детей «Дельфинёнок» на 1 год обучения для детей 6–7 лет Структура программы Пояснительная записка Учебно- тематический план кружка Содержание программы Методические рекомендации к проведению.

Конспект урока по развитию психомоторных и сенсорных процессов в 3 классе «Особый ребёнок» по лексической теме «Овощи» лексическая тема: Овощи. Цели: Уточнить обобщение «Овощи». Расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме. Уточнить место.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Окружающий природный мир», 1 класс (2 год обучения), особый ребёнок
Опубликовано: 14 октября 2018 в 06:18
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД