МААМ-картинки

Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности (1 фото)

Мария Семенченко
Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности

Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности

«Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний

в процессе проектной и исследовательской деятельности

в контексте ФГОС ДО»

Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности» размещена в разделах

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения, что подразумевает создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

В условиях перехода на новую модель образования, внедрения ФГОС - дошкольные учреждения должны стать эталоном экологической культуры общества, где необходимо уделять внимание экологическому развитию всех субъектов образовательного процесса.

Наукой доказано, у дошкольников формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Свою работу по экологическому воспитанию, над которой работаю пятый год, начинала с детьми младшей группы. В процессе работы над темой данного опыта, я применяла несколько видов исследований для выявления уровня развития дошкольников, которые позволили уточнить недостаточно изученные темы и наметить путь устранения данных пробелов:

наблюдение

игровые задания

тестирование

Для выбора методов и методик я изучила литературу по экологическому воспитанию детей: С. А. Веретенникова «Ознакомление детей с природой»; М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду»; Технология Н. Н. Кондратьевой - «Мы»; Н. А. Рыжова «Наш дом природа»; Л. Б. Поддубная «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова «Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева «Система работы по экологическому воспитанию».

Необходимым было ознакомление с программами дошкольного экологического образования, которые в настоящее время весьма многочисленны, поэтому по своему характеру их объединяют в несколько групп.

Программы первой группы - акцентируют внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т. п.). К таким программам можно отнести программы С. Н. Николаевой "Юный эколог", Н. Н. Кондратьевой "Мы" (Санкт-Петербург, А. В. Королевой "Экологическая дорожка" (Калининград, Ж. Л. Васякиной-Новиковой "Паутинка" (Москва).

Для программ второй группы - характерно акцентирование внимания на эстетическом и нравственном воспитании детей, при этом вопросы непосредственно экологии отходят на второй план. Природные объекты в рамках данного типа программ рассматриваются с позиций "стихий" (земля, воздух, вода, огонь). К данной группе можно отнести программы В. И. Ашикова, С. Г. Ашиковой "Семицветик", И. Г. Белавиной, Н. Г. Найденской "Планета - наш дом", Т. И. Поповой "Мир вокруг нас".

Программы третьей группы - выделяется по степени преобладания в их содержании вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т. п.). К программам данной группы относятся программы Н. Н. Вересова "Мы - земляне" (г. Мурманск, Т. В. Потаповой "Детский сад XXI века", Л. М. Клариной "Экономика и экология" (Москва).

Так в программе С. Н. Николаевой "Юный эколог" отмечается, что материал программы должен реализовываться через различные виды практической деятельности: уход за животными и растениями, ведения календаря природы, проведение опытов, участие в подготовке и проведении акций.

Основной целью программы является формирование у ребенка правильного отношения к природным явлениям, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

В программе представлено пять разделов:

первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания

третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза - роста и развития отдельных видов растений и высших животных

в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать

пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой

Таким образом, программа позволяет широко использовать проектную деятельность для реализации ее задач. С учетом изученного материала, я применяю на практике разнообразные методы и приемы в работе, стараюсь использовать инновационные методы.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых, распространенных разновидностей исследовательской деятельности, как для взрослых, так и для детей, является метод проектов.

В своей работе я использовала методы и приемы:

1. Исследовательский метод: (метод исследовательских проектов) основывается на формировании навыков освоения окружающего мира с использованием научной методологии. Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную скорее на приобретение новых знаний, чем на интеграцию уже имеющихся.

2. Метод проектов: с помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально.

Среди таких качеств - умение:

работать в коллективе

брать ответственность за решение

разделять ответственность

анализировать результаты своей деятельности

3. Словесные: (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание и прослушивание аудиодисков, дидактические и словесные игры, придумывание рассказов и сказок познавательного характера к своему художественному творчеству).

4. Наглядные: (рассматривание объектов живой природы, иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов; просмотр видео и презентаций, наблюдения в природе).

5. Практические: (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций и исследований, анализ, творческие задания, сюжетно – ролевые игры, творческая деятельность детей).

Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

элементарный анализ (причинные связи)

сравнение

экспериментирование

применение информационно-коммуникативных технологий

Методы, стимулирующие эмоциональную активность:

игровые

воображаемые ситуации

игры драматизации

сюрпризные моменты

элементы новизны

Методы, способствующие установлению связи между видами:

обучение способу установления связи между разными видами

деятельности

перспективное планирование

развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую

Методы обучения и развития творчества:

эмоциональная насыщенность окружения

мотивирование детской деятельности

исследование предметов и явлений живой неживой

природы (обследование)

игровые приемы

прогнозирование

проблемные ситуации и задачи

Для удобства работы, я разбила используемые методы и приемы на три группы:

1. Группа методов используемых в работе с детьми

метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта

метод демонстрации

метод объяснения нового материала

рассказ воспитателя

рассказ ребенка

чтение литературы

метод детского исследования

метод проектов

метод моделирования проблемных ситуаций

метод рассуждения

метод решения проблемных задач, ситуаций

метод игры

2. Группа методов используемых в работе со специалистами:

педагогические советы

методические объединения

распространение педагогического опыта работы

интернет ресурсы

диспуты

проведение индивидуальных и групповых консультаций и

мероприятий для педагогов и специалистов

проектная деятельность

педагогические выставки

педагогические конкурсы

открытые занятия

семинар – практикум

3. Группа методов используемых в работе с родителями:

анкетирование

беседы

консультации при помощи информационных коммуникативных технологий

диспуты – постановка перед родителями проблемных вопросов

собрания с применением информационных коммуникативных технологий

памятки

рекомендации

проекты

исследования

круглые столы

субботники, десанты

акции

семинары

информационные стенды

дни открытых дверей

привлечение к совместному творческому труду

досуги, праздники

При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка на долгосрочное взаимодействие.

Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта

2. Разработка плана движения к цели

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта

4. Составление плана – схемы проекта

5. Сбор, накопление материала

6. Включение в план – схему проекта занятий по всем видам детской деятельности

7. Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения

8. Презентация проекта, открытое занятие

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, родителей и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)

в каких источниках можно найти информацию

какие предметы использовать для достижения цели

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

В настоящее время проекты классифицируются:

по составу участников

по целевой установке

по тематике

по срокам реализации

В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов:

1. Исследовательско–творческие:

дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. Ролево–игровые:

с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по–своему поставленные проблемы

3. Информационно–практико–ориентированные:

дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы

4. Творческие:

оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна 5. Смешанные типы:

предметно – содержательные области являются меж предметными

творческие – моно проектами

Учитывая возрастные и психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

По продолжительности они бывают:

краткосрочными

средней продолжительности

долгосрочные до года

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей

развитие познавательных способностей

развитие творческого мышления

развитие коммуникативных навыков

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста

В младшем дошкольном возрасте – это:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию - ведущая роль педагога

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации - вместе с педагогом

формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности

В старшем дошкольном возрасте – это:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности

Проектно - исследовательскую деятельность я осуществляю не зависимо от конкретных условий ДОО, она дает широкое пространство для творчества. В любой местности ДОО можно обнаружить подходящие для наблюдения природные объекты: различные растения, насекомых, птиц, которые могут стать объектами проектно-исследовательской деятельности.

При использовании проектного метода происходит изменение роли дошкольников, поскольку они становятся не пассивными, а активными участниками педагогического процесса. При этом происходит формирование собственного аналитического взгляда детей на проблему, имеющуюся информацию, перестает действовать заданная сверху оценочная схема: "это - верно, а это - неверно". Появляется свобода в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Кроме того, проектно-исследовательская деятельность объединяет дошкольников, педагогов различной направленности (воспитатели, учителя экологии, физ. инструкторы, муз. руководители и др., а также родителей, при этом задачи распределяются в соответствии с возможностями каждого из них.

Таблица взаимодействия в экологическом воспитании при применении проектного метода

Исследовательская деятельность должна иметь результат. Однако ее ценность как метода образовательного процесса состоит не в самом результате, а в процессе исследования. Практическая значимость при этом является желательным, но совсем не обязательным эффектом.

В опыте используются методики, инновационные технологии, нацеленные на культурно – экологическое образование детей, родителей, которые адаптированы к возрастным особенностям дошкольников. В любом случае, независимо от того, где, как и с чьим участием организуется проектно-исследовательская деятельность, целесообразно придерживаться следующих рекомендаций, предложенных Н. А. Рыжовой : (приложение)

Придерживаясь данных рекомендаций, можно сделать проектно-исследовательскую деятельность эффективным инструментом формирования знаний, умений, а самое главное - понимания необходимости бережного отношения к природе, которое будет сформировано исходя из личного опыта ребенка.

По определению профессора У. Х. Киллпатрика, который разработал «метод проектов», «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью»

Принципы использования форм и методов для проектно-исследовательской деятельности

Для эффективной организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников, в своём опыте работы, я использовала следующие принципы:

принцип регионализации экологического воспитания: применение регионального подхода позволяет основательно усвоить детям основные цели экологического воспитания, вовлечь их в посильную практическую деятельность

принцип доступности: крайне важен для ребенка определенного возраста

принцип системности и последовательности: важна последовательность усвоения знаний. Имеет особое значение в обучении дошкольников, так как его применение способствует их умственному развитию в целом

принцип непрерывности (оптимизации) - постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией

принцип гуманизации: ориентирован на высшие общечеловеческие понятия – любовь к природе

принцип дифференциации: создать оптимальные условия для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о природе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного опыта, особенностей, эмоциональной и познавательной сферы

принцип интеграции: реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, краеведческим музеем, в сочетании с разными видами деятельности

принцип наглядности: соблюдение требований к подбору наглядно-демонстрационного материала к культуре показа и оформления наглядности

принцип развивающего обучения: воспитывать творческую личность, умеющую разрешать нестандартные ситуации

принцип целостного подхода к образованию и воспитанию

принцип целенаправленности

принцип комфорта: страх, дискомфорт резко снижают мотивацию социального взаимодействия

принцип деятельности: усваивается то, что многократно повторяется, развивается то, что тренируется

принцип ассоциаций: способствует планомерному освоению знаний нового пространства, не содержащего «белых пятен»

принцип общения: позволяет чувствовать себя частью группы

принцип достижения результата: как превращения знаний, навыков, достижения качественно новой оценки себя и коллектива

принцип природосообразности

принцип культуросообразности

принцип воспитания в коллективе

принцип здоровьесберегающий

принцип безопасности

Классическая структура педагогического процесса представлена в виде шести взаимосвязанных компонентов: цель - принципы - содержание - методы - средства – формы, отражена в таблице.

Рекомендации:

применяя в проектно - исследовательской деятельности структуру педагогического процесса, необходимо всегда помнить о главном - нельзя делать за дошкольника то, что он может сделать самостоятельно

не следует стремиться к большому количеству выполняемых работ - лучше меньше, да качественнее

не следует стремиться к выполнению работ требующих слишком больших затрат времени

Актуальность

Давайте, дошколята, природу созидать!

О ней ни на минуту не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Черное, Азовское море - это только некоторые адреса кричащих экологических проблем.

Не обошли стороной экологические бедствия и Краснодарский край. На территории Краснодарского края осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с природопользованием, свыше 15,0 тыс. промышленных, строительных, сельскохозяйственных и транспортных предприятий, оказывающих негативное воздействие на качество окружающей природной среды.

В краснодарском крае в 2000 г., был принят ряд законодательных актов, регулирующих отношения в области природопользования и охраны окружающей природной среды на территории Краснодарского края.

Постановление главы администрации края от 01.03.2000 г. № 135 "О мероприятиях по усилению охраны морских биологических ресурсов бассейна Азовского моря в 2000 г. ". Постановление мэрии г. Краснодара от 30.03.2000 г. № 623 "О проведении весенних посадок зеленых насаждений в г. Краснодаре".

Для предотвращения загрязнения Кубани необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Сегодня возрастает социальная значимость проектно - исследовательских работ дошкольников в области экологии и это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как «общество», «семья», «культура».

В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Опыт показал, что дошкольники, воспитатели и родители с удовольствием, и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.

Несмотря на то, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать дошколят, подтолкнуть их к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда - ежедневно, ведь задача педагога, говоря словами В. Розова:

«. разгребать груды камней - а вдруг под ними окажется человек»!

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Благодаря этому возможны формирование у детей: экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, через процесс проектно – исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО.

Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей. Если в группе будет создана система проектно – исследовательской работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников и их родителей, то возрастёт уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их экологическая культура, а природно-развивающая среда группы и участка будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Дошкольники, получающие определенные экологические знания, методом проекта, бережнее относятся к природе и в будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране, а соответственно и в нашем Кубанском крае.

«Проект» - переводится как «брошенный вперед», что подчеркивает направленность проектной деятельности в будущем, а значит и актуальность!

Литература:

1. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения - М. : Издательство Института профессионального образования МО России, 1995г. - 112с.

2. Новоселов С. А., Зверева Т. В. Феномен проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе. //Педагогическое образование. -2009г-№3.-с. 38-42

3. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду. М. : Мозаика Синтез, 2009.

4. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2008.

5. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. М. : Айрис-Пресс, 2008 - 208 с.

6. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. - М. : Айрис-Пресс, 2007 - 192 с.

7. Киселёва Л. С. Проектный метод деятельности дошкольного учреждения, М. : Аркти, 2003 - 96 с.

8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Под ред. Саморуковой П. Г. - М. : Просвещение, 1991 - 240 с.

9. МЫ Программа экологического образования детей /Н. Н. Кондратьева и др. - СПб: Детство-пресс, 2001. - 240 с.

10. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. - М. : Академия, 2005 - 336 с.

Публикации по теме:

Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы у детей дошкольного возраста «Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил.

Формирование основ экологических знаний у детей третьего года жизни в процессе ознакомления с явлениями неживой природы Прежде чем давать ребёнку знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Актуальность проблем экологии в системе.

Формирование ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности "Формирование экологической ответственности у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности" Социальный заказ.

Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста Матвеевская Л. М. Формирование первоначальных экологических знаний об озере Байкал у детей старшего дошкольного возраста Аннотация: в статье.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельностиФормирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Китайская пословица Одним из эффективных методов познания.

Формирование экологических представлений посредством проектной деятельности «Как винегрет на грядке вырос» Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Бесконечно разнообразный.

Опыт работы. «Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности» Слайд 1. Формирование этнокультурной компетенции детей дошкольного возраста в проектной деятельности Тема проекта: «Чем дальше в будущее.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» Проект «Формирование экологических знаний у младших дошкольников в процессе ухода за комнатными растениями» Воспитатель Неизвестных Татьяна.

Развитие исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности Результатом ускоряющегося информационно-технического прогресса стало быстрое устаревание знаний и технологий. Именно поэтому основным способом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и исследовательской деятельности
Опубликовано: 22 марта 2017 в 21:02
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД