Конспект подгруппового логопедического занятия «Осенние посиделки» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и Нвонр

Светлана Филиппова
Конспект подгруппового логопедического занятия «Осенние посиделки» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и Нвонр

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Осенние посиделки» с применением элементов фольклора для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и НВОНР

Коррекционно-образовательные задачи: Активизация словаря по устному народному творчеству Автоматизация звуков «С,Сь», «З,Зь» в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря. Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие: Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, логического мышления, координации речи с движением, моторики пальцев рук. Профилактика дисграфии (дислексии).

Коррекционно-воспитательные задачи: Воспитание интереса к занятию, желание правильно говорить, доброжелательности, умения работать в коллективе, художественно-эстетического вкуса.

Оборудование: ИКТ (презентация, музыка Осени, костюм бабушки –загадушки, стульчики по количеству детей, мостик, предметные картинки в конвертах, корзинка с листочками, панно с правильно и неправильно написанными буквами С,З

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забылось, не пропало. Оно бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли. Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки.

Ребята, сегодня я- бабушка –Загадушка. Я пришла не с пустыми руками, у меня в корзинке много разного волшебства. Достает осенний листик-А расскажу вам о том, что ЗАГАДКА— игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто, что представлено в ином образе, ином качестве. И это нужно не просто узнать, а отгадать. Доля гаданий, т. е. сверхусилия, озарения, в этой игре значительна.

- Отгадайте загадки.

Всю ночь летает, Мышей добывает,

А станет светло, Спать ляжет в дупло. (Сова)

«Весной вырастают, осенью опадают»(листья)

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья (Осень)

-Посмотрите вокруг, осень-царствует. Все деревья разукрасила в свой прекрасный наряд. Нам надо обязательно попасть в осенний лес. Как же мы туда попадём? (переход по брёвнышку) Дети переходят по «брёвнышку» на ковёр.

II. Знакомство с темой

1. Показ слайдов

- Итак, какое сейчас время года?

- Сколько месяцев длится осень?

- А какие же это месяцы? А как приходит к нам осень?

Бабушка –Загадушка достает осенний листочек и говорит «А в старину существовали ЗАКЛИЧКИ. С их помощью обращались с просьбами об урожае, благополучии. Отсюда и название — заклички, от слова «закликать» — звать, приглашать, обращаться. Вот какая закличка про дождик

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай (Дети повторяют, обращаясь к дождику, ударяя пальчиком по ладошке (капельки дождя)

-Ребята, а теперь давайте послушаем музыку и полюбуемся осенью (показ слайдов).

- Музыка помогает передать настроение. Эта мелодия передала нам настроение осени - прекрасной поры. Об осени можно сказать много слов. Какие слова вы подберете? (сказочная, солнечная, чудесная, прекрасная, шуршащая, долгожданная,грустная, мокрая, теплая, сырая, холодная, радостная, светлая, радужная, дождливая, сухая).

2. Выделение звуков

- Ребята, а какие звуки чаще всего слышатся в этих словах? (Звуки С, З)

- И мы будем правильно, четко и уверенно произносить слова со звуками «С,Сь,З,Зь».

3. Артикуляция звуков

- Давайте вспомним, какое положение принимают губы, зубы, язык при произнесении звуков «С», «З».

1) Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов.

2) Зубы сближены или сомкнуты.

3) Кончик языка упирается в нижние передние зубы.

4) Воздух выдыхаем с силой посередине языка.

4. Характеристика звуков Давайте дадим характеристику звукам.

III. Основная часть.

Бабушка-Загадушка Я принесла в корзиночке ПРИБАУТКИ. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка. Повторите за мной

«Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик —

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.»

1. Речевая зарядка

Логопед - Теперь у нас речевая зарядка. Четко, не торопясь, повторим чистоговорки. Я начинаю произносить, а вы повторяете за мной (показ слайдов).

- Усто-усто- усто – в огороде пусто.

Ства- ства – ства – желтая листва.

Оска – оска – оска – осенняя берёзка.

2. Игра “Назови ласково ”

Логопед Ребята, давайте поиграем в игру “Назови ласково ”. Я называю слова, а вы говорите о них ласково. Солнце – солнышко. Зонт – зонтик. Дождь-дождичек. Лес-Лесочек

Бабушка-Загадушка: Я принесла еще в корзиночке ПРИГОВОРКИ, это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила. Пригововьте пальчики и покажите из пальчиков Улитку(. Кулачки лежат на столе, локти чуть разведены

Дети обращаются к улитке «Улитка, улитка,

Высунь рожки —

Дадим лепешки,

Свиные ножки,

Каши горшок,

Хлеба ворошок!»(Пальчиковое упражнении)

(Улитка пугливая, боязливая, рожки показывает не все сразу.)

1. большие пальцы обеих рук «появляются» из кулака и ложатся на стол, затем мизинцы и указательные пальцы).

2. все пальчики убегают и прячутся в кулак).

3. большие пальцы обеих рук вновь ложатся на стол, мизинцы, указательные пальцы).

4. все пальцы вновь собираются в кулак).Дети, будьте внимательны, рожки улитки показывают по очереди: большой — мизинец — указательный.

III. Физминутка Бабушка-Загадушка листик НЕЛЕПИЦЫ, чепуха, небывальщина — прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, здоровая пища для детской души, удовлетворяющая ненасытную потребность ребенка в смехе, веселье, радости.

Лошадь ела сало, а мужик — овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

IV. Дифференциация звуков С,З,Сь, Зь в предложениях

Бабушка-Загадушка достает листик Приметы — прекрасный образец «земледельческой мысли» народа.

Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд.

Если журавли летят высоко, не спеша — будет хорошая осень.

Плачет октябрь холодными слезами.

Октябрьский гром — зима снежная.

Ноябрь — ворота зимы. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

V. Работа с буквамиРебята, вы помните, как выглядят буквы С и З. А я что-то забыла? Помогите мне, пожалуйста. На панно буквы правильно и неправильно написанные. Дети подходят и указкой показывают только «правильные» буквы.

VI. Творчество детей

Бабушка-Загадушка Вы сегодня хорошо потрудились! Но у меня для вас ещё одно задание. Посмотрите, у меня в корзинке остался листик). СКОРОГОВОРКИ. Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

На былинке пылинка,

Пылинка на былинке

Прохлопать ритм скороговорки.

Произнести скороговорку хором, индивидуально.

ДРАЗНИЛКИСодержание традиционной народной дразнилки — «чепуха», нелепица.

Андрей-воробей, не гоняй голубей,

гоняй галочек из- под палочек

VII. Итог- Вы молодцы, ребята! Правильно, четко и уверенно произносили слова со звуками «С,СЬ, З,ЗЬ».

- Мне очень понравилось, как вы отгадывали загадки, проговаривали чистоговорки, составляли предложения. Были активными и внимательными. На память о нашей встрече бабушка –Загадушка принесла вам дары Осени -вкусные яблочки.

Уход детей в группу под музыку Осени

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Юные пожарные» по образовательным областям: коммуникация, здоровье,.

Конспект фронтального логопедического занятия на тему «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”. Программное содержание: 1) коррекционно-образовательные задачи: - обогащать знания детей.

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [Ш] в словах» «Автоматизация звука Ш в словах». Цель: Ребенок научится произносить звук Ш в середине слова. Задачи: закрепить произношение звука Ш в.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект подгруппового логопедического занятия «Осенние посиделки» для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и Нвонр
Опубликовано: 20 ноября 2017 в 00:27
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Снежинки-половинки»
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры "Снежинки-половинки" Уважаемые посетители моей странички, предлагаю вашему вниманию мастер-класс по...
Сценарий утренника «Новогоднее такси» для детей старшего дошкольного возраста
Под весёлую музыку дети входят в зал парами. Снегурочка. Шире круг! Шире круг! Здравствуй, наш весёлый друг! Зима. Хвойная одёжка, смоляная ножка! День...
Мастер-класс «Цветы из ткани»
Для нашего танцевального номера не хватало яркого оформления. Объемные цветы-нежные, но в то же время выразительные могли добавить некую изюминку ! Почему...
Фотоотчёт о досуге «Письмо Дедушке Морозу»
Что такое Новый год? Новый год – самый любимый и желанный праздник для детей и взрослых. Это сказка, это чудо, это волшебство и конечно же это подарки!...
Консультация для воспитателей «Экологическая акция в ДОУ «Покормите птиц зимой!».
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно -эстетическое,...