МААМ-картинки

«По дороге к Азбуке». Занятие в старшей группе «Звуки[з]-[с], [з’]-[с’]. Свистящие согласные звуки»

Ирина Андреева
«По дороге к Азбуке». Занятие в старшей группе «Звуки[з]-[с], [з’]-[с’]. Свистящие согласные звуки»

ЗАНЯТИЕ 52

Тема: ЗВУКИ [3] - [С], [3']- [С']. СВИСТЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

Цели: формирование представления о свистящих согласных и различение звуков внутри этой группы по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости и способу произнесения; развитие фонетико-фонематических процессов, способности производить сложный звуковой и слоговой анализ слов без опоры на наглядность; совершенствование умения преобразовывать слова путём добавления, исключения, замены и перестановки звуков и слогов, умения сравнивать слова по звуковому и слоговому составу; обогащение словаря; развитие связной речи, памяти, мышления, внимания, предупреждение возможных ошибок в письменной речи.

Публикация «„По дороге к Азбуке“, Занятие в старшей группе „Звуки[з]-[с], [з’]-[с’], Свистящие согласные звуки“» размещена в разделах

Наглядность: - иллюстрации в пособиях; - картинки к тиру, - разноцветные стрелы (красные,зелёные,розовые,синие)

-обозначение звуков [3], [3'], [С], [С'];

-картинки на звуки [3]-[С], [3']-[С'] в словах;

Ход занятия I. Повторение

- Расскажите о звуках [3] и [3'].

-Чем они отличаются?

-Назовите слова со звуком [3], далее с [3'].

-Что пообещал Лисенок доктору-зебре?

II. История про Ёжика, Лисёнка и Мудрую сову.

Прощаясь с игрушками, доктор-зебра посоветовал им сходить в тир и объяснил, как к нему пройти.

И мы ребята с вами давайте тоже отправимся с нашими героями в ТИР.

«Свистящие стрелы», - читает Воспитатель, когда дети подошли к тиру.

«Почему ваш тир так называется?» - поинтересовалась Воспитатель у хозяина-суслика. На это суслик с гордостью ответил, что в его тире все стрелы во время полета издают свистящие звуки. Красные стрелы летят со звуком [С], синие - со звуком [С'], зеленые - с [3'], а розовые - с [3].

Воспитатель предлагает детям задержаться в Тире и пострелять. А пока дети выбирают себе стрелы, давайте поговорим о свистящих звуках.

III. 1) Знакомство с понятием «свистящие согласные».

- Как вы думаете, почему звуки [С], [3], [С'] и [3'] называются свистящими?

-Попробуйте долго потянуть звук [Ц]. Можно ли его тоже назвать свистящим? (Можно.)

-Перечислите еще раз все свистящие звуки. ([3] - [С], [3']- [С'], [Ц])

2)Различение звуков [С], [3], [С'] и [3'].

- Чем отличаются звуки [С] и [3]? ([С]-глухой,[З]-звонкий)

-Что у них общего? (Согласные, твердые, свистящие.)

-Что общего у звуков [С'] и [3']? (Согласные, мягкие, свистящие.)

-Чем они отличаются?

3)Дидактическая игра на выявление «свистящих звуков»

-Ну вот, мы уже готовы к стрельбе. Скажите, с каким звуком полетят ваши стрелы. Для этого надо только определить, какой свистящий звук слышится в названии цвета стрелы.

-Какого цвета стрела Воспитателя? (Розового.)

-Какой свистящий звук есть в слове розовый? ([3]).

-В названии, каких мишеней (т. е. картинок для стрельбы) слышится звук [3]? (Зонт, ваза и т. д.)

-С каким звуком полетит стрела Стёпы? (Со звуком [3'].)

-Почему вы так решили? (Потому что у Стёпы зеленые стрелы, а в слове зеленый есть звук [3' ].)

-В какие мишени он будет целиться? (В зебру, в корзину и т. д.)

Аналогично выявляются звуки [С'], [С] и соответствующие им мишени.

4) Физкультминутка.

Зарядка

На зарядку, на зарядку,

На зарядку становись!

Начинаем бег на месте,

Финиш — метров через двести!

Раз! Раз-два, раз-два,

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились

Наклонились, выпрямились.

Наклонились, выпрямились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Выдох, вдох,

Раз-два, раз-два,

Раз-два, раз-два!

Раз-два!

Хватит-хватит, прибежали,

Потянулись, подышали!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И — направо! И еще

Через левое плечо!

Хватит. Выдохнуть, вдохнуть.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом.)

IV.5) Замена звуков : Игра «Волшебники»

а) - Скажите со звуком [С] вместо [3], а [3] вместо [С] : ро-са (ро-за, Ли-за (ли-са). забор,слой.

б)- Скажите со звуком [С'] вместо [3'], а [3'] вместо [С'] : Си-ма (зи-ма, бу-си-на (бу-зи-на)

6) Определение «Свистящего звука» в слове:

Игра «Доскажи словечко» (дети угадывают слово и поднимают карточку с услышанным «свистящим звуком»)

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь, поздно!

Потому что мать – луна,

А дочурки (звёзды) [3]

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю (зарядку) [3]

Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла (зима) [3'],

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг - вспорхнули яблоки.

Ведь это (снегири) [С]

Грянул гром, весёлый гром,

Засверкало всё кругом!

Рвутся в небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют!

Это праздничный (салют) [С]

Верещунья, белобока,

И зовут её (сорока) [С]

7) Восполнение слогового состава слов:

- Чем отличаются слоги СА и ЗА?

- Добавьте слог СА или ЗА в конце слова: гла (за, голо (са, гро (за, поль (за, кляк (са, сле (за,зано (за, берё(за).

- Скажите со слогом СА или ЗА в начале слова: _-ни (сани, -мок (замок, - ша (Са)ша,

-пах (запах,- яц (заяц, -дик (садик, -втрак (завтрак).

-Чем отличаются слоги СЫ и ЗЫ?

- Добавьте слог СЫ или ЗЫ в конце слова: водола (зы, анана (сы, моро (зы,подно (сы, воло (сы, парово (зы, поло (сы, арбу (зы, какту (сы, расска (зы, зака (зы, фоку (сы, бу (сы).

- Чем отличаются слоги СИ и ЗИ?

- Добавьте слог СИ или ЗИ в конце слова: прине (си, приве (зи, отве (зи,отне (си, зане (си, гу (си, ло (си, кара (си).

8)Работа с рисунком. Определение одинаковых слогов в словах (с. 43).

-Назовите пары слов и определите одинаковые слоги: такСИ-караСИ, рюкЗАК-каЗАК, касСЕ-та-СЕмечки, корЗИна-миЗИнец, пылеСОС-СОСка.

9 Игра «Звук заблудился» Развитие фонематического слуха. (дети показывают карточку с правильным свистящим звуком)

Закричал охотник: «Ой,

Двери (звери) гонятся за мной

Говорят один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом! (сом)

На пожелтевшую траву

Бросает лев (лес) свою листву.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызёт, похрустывая, пушки! (сушки)

IV. Итог занятия.

- О каких звуках мы сегодня говорили?

-Чем отличаются звуки [С] и [3], [С'] и [3']?

-Про какой из этих звуков можно сказать : согласный, глухой, мягкий; согласный, звонкий, твердый; согласный, звонкий, мягкий; согласный, глухой, твердый?

Автор публикации:
«По дороге к Азбуке». Занятие в старшей группе «Звуки[з]-[с], [з’]-[с’]. Свистящие согласные звуки»
Опубликовано: 5 июня 2014 в 10:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД