МААМ-картинки

Современные компьютерные программы для логопедического обследования и обучения лиц с ОВЗ

Марина Мачехина
Современные компьютерные программы для логопедического обследования и обучения лиц с ОВЗ

Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И. К. Воробьев, М. Ю. Галанина, Н. Н. Кулишов, О. И. Кукушкина и др.).

Публикация «Современные компьютерные программы для логопедического обследования и обучения лиц с ОВЗ» размещена в разделах

Необходимо отметить, что у дошкольников с речевыми нарушениями наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать таких детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые технологии. Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-образовательной деятельности использование компьютерных программ может служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

От правильно проведенной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но и часто его судьба. В настоящее время специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, нуждаются в универсальных, удобных в применении, гуманных по отношению к ребенку диагностических методиках.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать ИКТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Основными преимуществами использования мультимедиаресурсов на логопедических занятиях являются :

- повышение мотивации для исправления недостатков речи детей;

- обеспечение психологического комфорта на занятиях;-

- развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности;

- совершенствование навыков пространственной ориентировки, развитие точности движений руки;

-развитие всех сторон речи, сенсорных функций, артикуляционной и мелкой моторики;

- совершенствование познавательной деятельности, прежде всего мышления, памяти, внимания;

- формирование личности ребёнка в целом;

- повышение качества обучения и работоспособности детей.

1. Обзор компьютерных программ для диагностики лиц с ОВЗ

Компьютерная комплексная психолого-педагогическая коррекционно-диагностическая программа «Цицерон. ЛОГО диакорр 1»

Варианты программ :

1. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста (5,6 – 10,5 лет)

2. Для детей младшего школьного возраста (7,6 – 10,5 лет)

3. Для детей дошкольного возраста (5,6 – 7,5лет)

«Цицерон. ЛОГО диакорр 1» — инновационная, здоровьесберегающая программа для проведения объективизированной диагностики и целенаправленной коррекции неречевых и речевых психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Программа является профессиональной и обладает новшествами и преимуществами, наличие которых позволяет считать ее технически современным, профессиональным инструментарием в оснащении рабочего места специалиста. Программа не имеет аналогов в мировом профессиональном сообществе.

Новизна программы

1. Первая компьютерная, профессиональная логопедическая Программа, предназначенная для специалистов

2. Впервые как в логопедической, так и в психологической практике Программа является одновременно диагностической и коррекционной

3. В основе Программы лежит тестовый принцип проведения логопедической диагностики и коррекции

4. Программа предоставляет специалисту готовые разработанные анкеты и текстовые выводы и осуществляет автоматический выбор вариантов диагностических текстовых выводов в зависимости от балла, полученного ребенком за выполненные задания

5. Программа содержит блок статистической обработки, который позволяет получить шесть типов отчетов, включая индивидуальные и групповые, по результатам коррекционно-диагностических сеансов.

Компьютерная программа "Диагностика речевого развития ребенка дошкольного возраста" (DiagLite)

Авторы:

Мельникова Олеся Александровна, к. п. н., учитель-логопед;

Кирюшкин Максим Александрович, программист.

Год выпуска: 2014

Предназначена программа для диагностики речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Адресована логопедам-практикам дошкольных учреждений, развивающих детских центров.

Программное обеспечение включает в себя три основных блока:

- база данных, в которой хранятся общие сведения о детях и их родителях, анамнестические данные;

- электронные речевые карты с последующим автоматическим формированием индивидуального коррекционного образовательного маршрута; Согласно современной научной точки зрения, речевая патология является одной из форм сложного когнитивного эффект, которое включает в себя не только избирательное нарушение речевой функции, но и отклонение других высших психических функций и процессов, поэтому речевя карта содержит материал для комплексной психоречевой диагностики.

- отчетная документация.

Методика "Логопедическое обследование детей" (В. М. Акименко)

Компьютерная программа тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» предназначена для диагностики речевого развития детей с 4 до 8 лет. Это уникальный инновационный продукт, разработанный производителем компьютерных обучающих технологий «ООО «Студия «ВиЭль» совместно с автором методики В. М. Акименко.

«Логопедическое обследование детей» представляет собой комплекс, включающий компьютерную программу и набор методических материалов.

Уровневый подход, реализованный методикой, существенно упрощает процедуру обследования и постановки логопедического заключения. В ходе анализа полученных результатов специалист имеет возможность обосновать заключение в рамках психолого-педагогической классификации (НПОЗ, ФНР, ФФНР, ЛГНР, ОНР (I - IV уровни) и составить схему индивидуальной коррекционной работы.

Компьютерная программа «Диагностика речи детей дошкольного и младшего школьного возраста» (авторы Нурминский Е. В. и др.) создана на основе ранее изданных научно-методических материалов (Безрукова О. А., Каленкова О. Н. «Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста», М., 2007, 2010).

Данная программа позволяет оценить уровень сформированности речеязыковой компетенции детей 4-, 5- и 6-летнего возраста. Согласно вышеназванной «Методике…» уровень сформированности речеязыковой компетенции определяется на основе совокупной оценки результатов выполнения тестовых заданий по трем основным показателям:

-состояние лексикона (объем словарного запаса и его системная организация);

-грамматическая компетенция (словоизменительные, словообразовательные и синтаксические навыки и умения);

-фонетико-фонологическая компетенция (фонематический слух, просодика, слоговая структура слова, навыки звукового анализа и синтеза).

В соответствии с этими показателями диагностический материал для детей каждой возрастной группы распределен по блокам.

2. Обзор компьютерных программ для обучения и развития лиц с ОВЗ

Среди развивающих и обучающих компьютерных программ используются :

Специализированная компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи "Игры для Тигры"

Технология "Игры для Тигры" построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Г. А. Каше, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой. Она представляет собой единый программно-методический комплекс и содержит компьютерную программу "Игры для Тигры" и учебно-методическое пособие с подробными методическими рекомендациями ее пошагового применения в коррекционно-образовательном процессе.

Программа "Игры для Тигры" предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих настоящему уровню и зоне ближайшего развития ребенка. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню развития ребенка и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Специализированная компьютерная логопедическая программа "Солнечный замок"

Специализированная компьютерная логопедическая программа "Солнечный замок" представляет собой серию упражнений направленных на коррекцию фонетико - фонематической стороны речи. Программа позволяет эффективно работать с детьми, имеющими различные речевые нарушения. Программа "Солнечный замок" предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 лет, среднего дошкольного возраста (4 - 5, старшего дошкольного возраста (5 -6 лет, может применяться при работе с младшими школьниками.

Специализированная логопедическая программа "Солнечный замок" адресована прежде всего специалистам - логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии квалифицированного консультирования.

Компьютерная программа "Солнечный замок" предназначена для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работа с данной программой происходит при первостепенной роли учителя - логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог - компьютер - ребенок.

Логопедический тренажер "Дэльфа-141"

В 1995-96 гг. в серию был выпущен Логопедический тренажер "Дэльфа-141" Помимо упражнений на коррекцию произношения, программа включала в себя модуль подготовки детей к пользованию компьютером, изучение клавиатуры, микрофона и мыши, а также упражнения на дифференциацию в письменной речи парных глухих и звонких согласных. В условиях дефицита специализированных программ для специального образования упражнения Логопедического тренажера часто использовались практиками не только по прямому назначению, но и для решения сходных педагогических задач.

Методика работы с тренажером Дэльфа-142 (О. Е. Грибова)

Обновленный компьютерный тренажер вобрал в себя все лучшее от своих предшественников и включает упражнения, направленные на коррекцию и совершенствование всех сторон речи дошкольника. Кроме того, авторами предлагается ряд принципиально новых заданий, направленных на формирование связной речи. Тренажер успешно используется в системе работы по формированию устной и письменной речи, а также в других типах учреждений, где обучаются дети с недоразвитием речи различного генеза. Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению.

Направления работы с тренажером

- Коррекция звукопроизношения, речевого дыхания и голоса

- Формирование фонематического восприятия

- Обучение грамоте

- Формирование и коррекция навыка чтения

- Формирование лексико-грамматической стороны речи

- Формирование связного высказывания

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск», 2008 г.) представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Программа содержит четыре раздела:

- Неречевые звуки ( знакомство со звуками предметного мира: музыкальные инструменты, транспорт, бытовые приборы и др., знакомство со звуками мира природы: звуки в лесу в разные времена года и др.).

- Звукоподражание (знакомство со звуками животного мира, разнообразием человеческих голосов).

- Речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка).

-Развитие связной речи (обучение построению связной речи от словосочетания до текста).

Особенности программы :

- Развитие и коррекция речи, навыки грамотного произношения.

- Все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи.

- Несколько уровней сложности в каждом задании.

- Программа разработана совместно с учителями-логопедами.

-Рекомендации по работе с программой для родителей и воспитателей.

«Учимся читать. Страна Буквария» («Новый диск»,2010) Авторы поставили цель сформировать подходы использования методики одновременного и взаимообусловленного обучения грамоте и пропедевтики информатики. При работе с этой программой у детей формируются :

- Понятие буквы как графического символа звука,

- Понятие слова как упорядоченного множества букв,

- Смыслообразующая роль буквы в слове,

- Символ как обозначение объекта (пиктограмма)

В заключение хочется отметить, что необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Использование компьютерных технологий позволит нам сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для ребенка. но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно- коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Литература

1. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). // Москва – Воронеж, Изд-во Моск. псих. -пед. ин-та. Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

2. Вренева Е. П. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // «Логопед» №5, 2010.

3. Кадочникова Н. К. Использование интерактивной доски на логопедических занятиях. // «Логопед» №1, 2012.

4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. – 1998. – № 1.

5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. – № 5.

6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. //М. : Педагогика. 1988.

7. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения : проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5.

8. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5.

9. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. – № 2.

10. Фадеева Ю. А., Жилина И. И. Образовательные проекты в группе для детей с ОНР. // М. – 2012.

Публикации по теме:

Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения.Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения. 1 Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним.

Конспект НОД для детей с ОВЗ «Жили у бабуси» (второй год обучения)Конспект НОД для детей с ОВЗ «Жили у бабуси» (второй год обучения) Драматизация русской народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся». Цель: Создание условий для развития познавательного интереса у детей,.

Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов Методика проведения логопедического обследования детей с общим недоразвитием речи и оценка полученных результатов. I. Сбор анамнестических.

Параметры логопедического обследования и мониторинг коррекционной логопедической работы, проводимый по результатам Успешность и эффективность коррекционной работы напрямую зависят от проводимого в начале обучения логопедического обследования, которое.

Протокол логопедического обследования Протокол обследования речевого развития (6-7 ЛЕТ) Ф. И. О. ребенка Дата рождения Устная речь: Общее звучание речи Выразительность: невыразительная,.

Содержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 5 классаСодержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 5 класса Раздел I Введение 2 часа. 1. Вводное занятие «Я – гражданин России». Цель: Актуализация имеющихся знаний. 2. Диагностика ЗУН на начало.

Содержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 6 классаСодержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 6 класса «Любить свою Родину – значит жить. с ней одной жизнью» (Юрий Яковлев). Раздел I Введение - 2 часа. 1. Вводное занятие «Я - человек, патриот,.

Содержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 7 группыСодержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 7 группы Мы любим родину не потому, что она большая, а потому, что она своя. Раздел I. Введение – 2 часа. 1. Вводное занятие «Я - человек, патриот,.

Содержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 8 группыСодержание воспитательной программы «Расту гражданином» для детей с ОВЗ 8 группы Раздел I. Введение – 2 часа. 1 Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель: Актуализация имеющихся знаний. 2 Диагностика ЗУН.

Воспитание самостоятельности у лиц с ОВЗ в условиях коррекционно-развивающего пространства интерната Формирование самостоятельности у лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является одной из актуальных задач, стоящей перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные компьютерные программы для логопедического обследования и обучения лиц с ОВЗ
Опубликовано: 11 октября 2017 в 11:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД