Папки-передвижки

Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воздуха»

Аджигельдиева Лейла
Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воздуха»

Область познания: познавательно-исследовательская деятельность, речевая, коммуникативная.

Задачи:

1) Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование, умение проводить опыты, высказывать свои предложения, демонстрировать результаты при помощи действия и слова, закрепить знания о свойствах воздуха;

2) Активизация словаря: лаборатория, научные исследования, эксперимент, конференция, свойства воздуха;

3) Создать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение к персонажам и друг к другу;

Публикация «Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности „Свойства воздуха“» размещена в разделах

4) Развивать умение воспроизводить целостный образ предмета, коммуникативные навыки;

5) Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детей на всех этапах занятии, закреплять положительные эмоции;

Предварительная работа:

Наблюдение за температурой воздуха, игры с ветром, беседы о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.

Оборудование:

Стаканы с водой, трубочки, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары, мыльные пузыри, пенопласт, шпажки, бумага для паруса, веера из бумаги.

Организационный момент:

(Видеоролик)

Г. А. : Ребята, сегодня в детский сад принесли необычную телеграмму и посылку, адресована она именно вам, прочтите и убедитесь сами. (На телеграмме написано: «Детский сад № 16 «Ивушка», группа «Светлячок»).

Текст телеграммы: «Здравствуйте, дорогие ребята, из группы «Светлячок», нам нужна ваша помощь. Нашего профессора Чудакова, который должен был проводить научные опыты, пригласили на Всемирную конференцию. В лаборатории все готово, медлить нельзя, если во время не провести эксперимент, то пропадает подготовительная работа целого месяца. Результаты исследований надо представить Старшей научной комиссии. Мы вас очень просим помочь нам. Фиксики.»

Воспитатель: Ребята, нас приглашают помочь в проведении исследований в настоящую «Научную лабораторию». Ребята, вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)- это помещение, где проводят разные опыты, ставят исследования. В лаборатории есть много разного оборудования, необходимого для проведения опытов. Ребята, а что это за слова «научная конференция», куда уехал профессор Чудаков? (Это место в каком либо городе, где ученые, профессора, рассказывают о своих экспериментах, успехах, делятся своим опытом). Как вы думаете, мы справимся, сможем помочь сотрудникам лаборатории и представить Старшей научной комиссии результаты? (ответы детей). Интересно, что же в посылке? (рассматривают содержимое посылки. Воспитатель открывает посылку, в ней фартуки и нарукавники для всех детей).

Ход занятия

Дети вместе с воспитателем входят в лабораторию, здороваются.

Воспитатель: А вы, уважаемые, кто такие? (обращается к педагогам)

Г. А. : Мы и есть Старшая научная комиссия, которая будет следить за правильностью проведения экспериментов.

Пора отправляться в лабораторию

Воспитатель: Ребята, вот мы и с вами пришли в «Экспериментальную научную лабораторию» для проведения исследований. Как здесь интересно, посмотрите, сколько здесь всяких баночек, пробирок.

(В это время из-за ширмы слышится шепот).

Симка: Ты говори.

Нолик: Нет, ты говори.

Воспитатель: Ой, ребята, кажется мы здесь не одни, кто-то здесь есть еще.

Симка: Здравствуйте ребята, мы так рады, что вас не оставили в трудный момент. Это мы отправили вам телеграмму. Нашего профессора Чудакова, который должен был проводить сегодня исследования, пригласили на Всемирную научную конференцию, а мы не знаем, что делать, ведь вдвоем мы не справимся. Мы решили отправить вам телеграмму. Все вместе мы справимся с заданием. Ведь друзья всегда должны помогать друг другу. Правда, ребята вы нам поможете?

Симка: Но прежде чем приступить к опытам и начать наши исследования, вы должны соблюдать ряд правил нашей лаборатории, обратите внимание на экран:

1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя (видео на экране)

2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим (видео на экране)

3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус (видео на экране)

4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.

Воспитатель: Симка, мы с ребятами обещаем соблюдать все правила. Обещаем ребята?

Дети: Да, обещаем!

Нолик: Но, мы еще не сказали ребятам, что профессор Чудаков оставил записку, вот она (дают воспитателю). Может быть по ней, вы, угадаете на какую тему мы, будем проводить эксперименты.

Записка: «Через нос проходит в грудь и обратно держит путь.

Он не видим, но все, же без него мы жить не можем,

Он нам нужен чтоб, дышать, чтобы шарик надувать,

Чтобы чувствовать цветы, ароматы красоты.

С нами рядом каждый час, но не видим, он для глаз.»

Воспитатель: Что- же это? (воздух)

Нолик: Ребята - это волшебник!

Воспитатель: Ребята, мы должны с вами провести ряд экспериментов, чтобы доказать так ли это, неужели и вправду воздух такой волшебник,как о нём написал профессор Чудаков. И чтобы мы не забыли, какие мы будем проводить опыты, мы будем обозначать их символами.

Воспитатель:

Опыт №1

«Он проходит через нос и обратно держит путь»

Проверим, так ли это.

Симка: А вы знаете, что человек может прожить без еды 30 дней, без воды 14 дней, а без воздуха несколько секунд. И для вашего эксперимента у меня есть песочные часы.

Воспитатель: Ой как интересно, Симка, а вот за песочные часы спасибо, они

сейчас нам пригодятся. Мы сейчас зажмём нос и рот. Наберём полный рот воздуха и не будем дышать,посмотрим сколько мы выдержим без воздуха.

Пока сыплется песок, мы попробуем не дышать. (Дети вместе с воспитателем выполняют эксперимент) Выпускаем воздух. Человек не может жить без воздуха. А кто ещё не может жить без воздуха (Птицы, насекомые, рыбы, растения, деревья)

Без дыхания жизни нет, без дыханья меркнет свет, дышат птицы и цветы, дышат он и я,и ты. Значит, для чего нужен воздух? (Ответы детей)

Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? А когда можно увидеть воздух,который мы выдыхаем (Зимой, изо рта выходит пар)

Воспитатель: Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко – легко (медленный вдох- выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрёй

И к тебе придёт покой (вдох-выдох одной ноздрёй, указательным пальцем закрыть другую ноздрю.)

«НАСОС»

Глубокий вдох – руки вверх

Выдох - руки через стороны вниз

- Для чего человеку важно правильно дышать? (Что бы, не болеть)

При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в лёгкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на земле следят учёные – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать,чтобы меньше загрязнялся воздух.

-Что в нашей жизни загрязняет воздух? (Дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (НА заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары, сажать деревья, кусты, цветы, проветривать помещения, протирать пыль.)

Первый символ (на экране)

ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ БЕЗ ВОЗДУХА

Воспитатель: Продолжим наши исследования. Мы доказали, что без воздуха мы жить не сможем. А сможем ли мы его увидеть?

Опыт №2 «С полиэтиленовыми пакетами»

Нолик: Давайте это проверим, но как мы это сделаем, ведь он не видимый. (поворачивает голову вправо-влево)

Воспитатель: Да воздух невидимый, мы его не можем увидеть, но мы его можем поймать. Ведь он где-то прячется

Симка: Ой, здорово, сейчас ям возьму сачок и буду ловить воздух. Нолик, что ты стоишь и ты возьми сачок и лови воздух, вдвоём мы его быстрее поймаем.

Воспитатель: Не торопитесь Нолик и Симка, сачком вы ничего не поймаете. Ведь сачок, он сделан из сеточки, через неё воздух сможет легко убежать. А вот с помощью полиэтиленового пакета мы легко сможем его поймать. Я покажу, как это надо сделать. (Встряхивает пакет и поворачивается вокруг своей оси)

-А теперь вы вместе с нашими друзьями попробуйте повторить опыт (дети ловят воздух).

Фиксик: Ух, ты как здорово, я поймал воздух!

Воспитатель: Где мы взяли воздух? (ответы детей)

-Правильно, воздух есть вокруг нас, и мы его поймали и поместили в пакет. Форму чего приобрёл пакет? (ответы детей)

Нолик: А мы ещё можем поместить воздух в шарик.

Воспитатель: Да конечно. Берёте шарик, надуваете его, завязываете, чтобы воздух не убежал от нас. (показывает детям)

- А сейчас форму чего приобрёл воздух? (ответы детей)

- У меня на подносе лежат шарики на красном шарики для мальчиков, на жёлтом для девочек. Попробуйте их надуть. (дети надувают)

-Ребята, скажите, имеет ли свою форму воздух? (ответы детей)

- Правильно, воздух форму не имеет, а приобретает форму предмета, в который мы его помещаем. А ещё он может приобретать много разных форм. Посмотрим на экран. (видео на экране)

ВТОРОЙ СИМВОЛ (на экране)

ВОЗДУХ ФОРМУ НЕ ИМЕЕТ, А ПРИОБРЕТАЕТ (видео на экране)

Опыт №3 «Воздух передаёт звуки»

Нолик: А я знаю, что ещё можем сделать с помощью воздуха. С помощью воздуха, мы можем передавать звуки.

Воспитатель: Совершенно верно. Посмотрите как здесь много музыкальных инструментов. Что нужно сделать, чтобы они зазвучали (Ответы детей)

-Правильно, благодаря воздуху, мы не только дышим, но и слышим, говорим,

поём (видео на экране).

Нолик: Как здорово мы поиграли. Только вот не могу понять, откуда мы брали воздух для того чтобы играть на музыкальном инструменте?

Воспитатель: Ребята откуда мы брали воздух? (ответы детей). Всё верно,ведь внутри нас тоже есть воздух.

Нолик: Это что получается, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас?

Воспитатель: Да Нолик, совершенно верно. Воздух есть внутри нас.

Опыт №4 «Воздух внутри нас»

Дети садятся за столы

Воспитатель: Сейчас мы покажем,воздух есть внутри нас (на столах стаканы с водой и трубочка) .Подуем в трубочку,опущенную в воду и посмотрим, что произойдёт (дети дуют в трубочку).

-Что вы видите, когда дуете в трубочку? (Ответы детей)

-Правильно выходят пузырьки. Что это значит (ответы детей)

-Совершенно верно внутри нас воздух. А какие ещё можно выдувать пузырьки? (мыльные)

Нолик: Точно мыльные, как мы сами не догадались. А ведь в лаборатории тоже есть мыльные пузыри (достаёт из-за ширмы и даёт воспитателю)

Воспитатель выдувает мыльные пузыри, дети ловят. Даёт детям подуть.

Воспитатель: И так значит, воздух есть не только вокруг нас, но и внутри нас

обозначим это символом (видео на экран)

Симка: Я всё поняла, если воздух есть вокруг нас, внутри нас, значит воздух

есть ещё где-то?

Воспитатель: Да Симка, ты права. Ребята как вы думаете где ещё может быть воздух (ответы детей)

-Правильно, воздух есть везде. Он вокруг нас, внутри нас и ещё во многих предметах. Мы сейчас это проверим.

Опыт №5 «Воздух есть везде»

Воспитатель: Продолжим наши опыты. В коробке предметы: сахар, губка, мел, баночка из под «киндера».

-Ребята попробуем опустить все предметы в воду и понаблюдаете,что же произойдёт (дети бросают предметы в ёмкость с водой)

Воспитатель: Что произошло? (ответы детей) из предметов выходили пузырьки. А что же это за пузырьки? (ответы детей) Да это воздух, значит, воздух есть везде. Обозначим это символом (видео на экран).

Воздух есть везде

Опыт №6 «Воздух не имеет запаха»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что ещё говорилось в записке? (Воздух нужен, чтобы чувствовать цветы ароматы красоты)

-Попробуйте, втяните носом воздух. Вы чувствуете что-то? Воздух имеет запах? (ответы детей)

-Воздух не имеет запаха, но умеет передавать другие запахи. У вас на столах волшебные баночки и вы по запаху должны определить, что же в них находится? Ну что ж, ребята, проверим, имеет ли воздух запах или не имеет?

(На столах 9 баночек с разными наполнителями: чеснок, лук, апельсин, шоколад, кофе, духи, яблоко)

-Отгадайте, что же лежит в этих баночках? (дети нюхают и определяют, что находится в баночках) Две баночки воспитатель передаёт комиссии.

Симка: Молодцы, как вы точно определили запахи.

Нолик: Симка, оказывается, воздух может передавать другие запахи. И мы сейчас в этом убедились сами.

Воспитатель: Значит, можно сделать вывод, что воздух запаха не имеет, а приобретает его от того предмета от которого, пахнет.

Обозначим это символом. Воздух, не имеет запаха, а приобретает.

(Видео на экран)

Опыт №6 «Ветер- это движение»

Воспитатель: Сейчас немного поиграем. Возьмите веера и помашите ими. Что вы чувствуете? (Ответы детей)

-Ветер – это движение воздуха. Мы не можем увидеть ветер, но можем понаблюдать, как плывут облака, колышутся ветки деревьев, летят листья (видео на экран).

-Мы можем почувствовать ветер. А можем сами создать лёгкий ветерок. Я вам предлагаю самим сделать парусные лодки и пустить их в воду. Перед вами на столах детали, которые нужно соединить и у нас получится лодка.

(Дети изготавливают лодку)

Воспитатель: А сейчас я прошу подойти к нашему волшебному морю и пустить лодки в воду. С помощью вееров создать ветер и мы посмотрим как лодки поплывут.

Симка хлопает в ладоши.

Симка: Как здорово. Вы такие молодцы! Вы помогли нам разгадать тайну загадки и выполнить столько опытов. Без вашей помощи мы бы не справились.

Воспитатель: Нолик и Симка, спасибо вам большое за то, что нас сюда пригласили. Ребята, а давайте вспомним и повторим, сколько свойств воздуха мы раскрыли. Подготовим отчёт для нашей Старшей Научной комиссии. (Видео на экран)

1 Воздух- невидимка.

2 Воздух - есть везде.

3 Воздух – не имеет формы.

4 Воздух – есть внутри нас.

5 Воздух – есть во многих предметах.

6 Воздух - не имеет запаха.

7 Воздух – помогает передавать звуки.

Воспитатель: Ещё мы узнали, что такое ветер. Ветер – это движение воздуха. Ребята приготовили стихотворение о ветре.

Лёгкий ветерок гулял,

С морской волною поиграл,

Пошелестел листвой в лесу,

И травою на лугу,

Улыбнулся небесам,

Прикоснулся к волосам,

Штору в комнате поднял,

Шляпу с головы сорвал.

Никуда он не спешит.

-Здравствуй!- всем он говорит.

-Я теперь спешу в дорогу,

Нужно всем помочь немного:

-Чтоб успеть бельё сушить;

-И прохладу приносить.

А ещё успеть с лугов,

Разнести семена цветов.

Птице он помог летать

А в лесу лисе след взять,

И поймать зайчишку, или полевую мышку.

Поднял в небо дельтаплан,

А затем воздушный шар,

Подхватил воздушных змей;

С флюгерами поиграл,

Направленье указал.

С мельницами поработал,

Чтобы завтра из муки испекли нам пироги.

Опять на воду побежал,

Парус в море надувал,

Парусникам помогал,

Бегал силу набирал,

Волны выше поднимал,

Серфингисту помогал,

Сам сердился и кричал,

Шторм на море создавал,

Этот ветер – ураган,

Ведёт себя как хулиган,

Никуда он не спешит.

-Здравствуй!- всем он говорит.

(Симка хлопает в ладоши)

Симка: Какие же вы молодцы ребята! Спасибо вам, что не оставили нас в беде и пришли на помощь.

Нолик:Это вам на память от нас мыльные пузыри!

Спасибо вам ребята.

(Играет музыка, дети уходят из лаборатории)

Воспитатель: Что нам скажет старшая научная комиссия, мы справились с заданием?

(ответы комиссии)

Дети прощаются с комиссией и уходят из зала.

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства»Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о ходе НОД в средней группе на тему "Магнит и его свойства" Цель: формирование навыков.

Конспект НОД в старшей группе с использованием исследовательской технологии «Свойства воздуха» .

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги»Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги» Конспект ООД познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства бумаги» Программное содержание: • расширять представления.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Песок и его свойства» Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе на тему: «Песок и его свойства». Цель: - Изучение.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности: «Вода и ее свойства» (в средней группе).Конспект по познавательно-исследовательской деятельности: «Вода и ее свойства» (в средней группе). Цель:развитие позновательной активности детей в процессе экспериментирование с водой. Задачи: Образовательне:закрепить и расширить знания.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Волшебные свойства магнита» Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, развитие речи. Образовательные задачи: сформировать у детей представление.

Конспект экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект занятия по эксперементально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель: познакомить детей.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Тайна воздуха» в подготовительной группе Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Тайна воздуха» Цель: создать условия.

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Методическая разработка открытого мероприятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха».

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства масла» Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Удивительные свойства растительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воздуха»
Опубликовано: 3 февраля 2018 в 17:46
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД