Лучший педагог года

Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения в условиях внедрения ФГОС

Наталья Ротарь
Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения в условиях внедрения ФГОС

Комплексный подход к коррекции звукопроизношения

Коррекция звукопроизношения - одна из важнейших задач работы логопеда. Необходимость именно комплексного подхода к коррекции звукопроизношения назрела особенно остро в современных условиях, когда использование только одного-двух методов логопедического воз-действия дает слишком медленную положительную динамику. Практика показывает, что необходимо подключать комплекс приемов и методов для успешной коррекции.

Трудности коррекции звукопроизношения

Публикация «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения в условиях внедрения ФГОС» размещена в разделах

Звукопроизношение - самая видимая сторона нарушения речи. Нарушенный грамматический строй, несформированные фонематический слух и связная речь ребенка не бросаются в глаза среднестатистическому обывателю, не тревожат родителей.

Как же в норме происходит формирование звукопроизношения? В таблице 1.1 показано развитие у ребенка фонетической стороны речи в онтогенезе по М. Е. Хватцеву, Н. И. Жинкину и А. И. Максакову.

Таблица 1.1

Возраст

ребенка Развитие фонетической стороны речи

0 мес. Неустойчивые гласные комплексы типа У-А, Э-Э, А-Й

1 мес. Намеки на звуки согласного типа М, П, Б (появляются в слогоподобном комплексе в сочетании с последующим гласным)

2 мес. Слоги типа ГЫ, КХЫ

2-3 мес. Звуковые комплексы из протяжных звуков : А-А-А, А-ГУ, А-ГЫ, БУ, БУМ-БУ

3-4 мес. Стадия гуления: МАМ, АММ, ТЛЬ, ПЛЬ

5-6 мес. Хорошо различимые звукосочетания : МА, ПА, БА, ДА, НА. Вступление в стадию лепета: МА-МА-МА, БА-БА-БА, ПАПА-ПА, ДЯ-ДЯ-ДЯ, НА-НА-НА.

В этом периоде появляются сначала губные согласные Б, П, М, потом переднеязычные мягкие ДЬ, ТЬ.

Иногда в лепетном периоде произносятся звуки Ш, Ж, Ч, Р

9 мес. Подражание звукам окружающих : ВАУ-ВАУ, КИС-КИС, ТУТУ, ТИК-ТАК.

Ритмическое сочетание разных слогов: ТЭН-ТА, КЭН-БЭ

1 год Четко произносит гласные звуки А, У, И и согласные П, Б, М, Н, Т, Д, К, Г.

2 года Активно произносятся гласные звуки Э и И.

Большинство звуков формируется через промежуточные, переходные звуки : смягченные (ДЬ, ТЬ, НЬ, СЬ, ЦЬ, РЬ, ЛЬ); сходные по способу артикуляции (вместо Р-Л, вместо С-Т, двугубное Л или В вместо Л, Б вместо В)

3 года Появляются четкие звуки Ы,С, З,Ф, ФЬ, В,ВЬ, ЛЬ

4 года В речи появляются шипящие звуки : Ш, Ж, Ч, Щ и Ц

4-5 лет Возникают твердые звуки Л, Р и РЬ

5 лет Все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом

Важно понимать:

• этапы развития фонетической стороны речи, представленные в таблице, характерны для ребенка с речевым развитием без патологии;

• каждый нормально развивающийся ребенок может проходить этапы фонетического развития с незначительными отклонениями.

Обычно к логопеду приходят родители малыша с жалобой на не-правильное произношение того или иного звука. Недоразвитие всех остальных сторон речи, пока это не мешает процессу обучения, мало волнует родственников ребенка. Задача логопеда - объяснить важность своевременной сформированности всех сторон речи у ребенка, ну и, если это необходимо, начать коррекцию.

В настоящее время очень редко встречаются неосложненные нарушения речи. Функциональная дислалия - редкое явление у современных дошкольников. Обычно нарушения речи сочетаются с:

• Неврологической симптоматикой.

Ее проявления фиксируются в изменении мышечного тонуса. Тип нарушений мышечного тонуса, прежде всего, зависит от локализации вызвавшего его повреждения центральной нервной системы. Один из видов патологии - гипертонус - это повышенный тонус в мышцах языка, губ, лица, а также в мышцах шеи. Другим видом патологии мышечного тонуса является его снижение, или гипотонус. Изменения мышечного тонуса в мускулатуре артикуляционного аппарата также могут выражаться в виде непостоянного, меняющегося характера мышечного тонуса - мышечной дистонии.

• Поведенческими особенностями.

Наиболее встречаемое нарушение - это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Выделяют три варианта течения этого синдрома в зависимости от преобладающих признаков:

1) синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2) синдром дефицита внимания без гиперактивности;

3) синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (на практике это наиболее распространенный вариант).

• Нарушениями в строении и функционировании артикуляционного аппарата.

Дети с неправильным прикусом, укороченной подъязычной уздечкой, артикуляторной диспраксией или апраксией как вследствие вышепере-численных нарушений, так и без них.

В коррекционной работе с такими детьми логопед встречается со следующими трудностями:

• Сложности вызывания звука.

• Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы.

• Трудности автоматизации вызванного звука в речи.

Сложности вызывания звука. В чем же заключается данная трудность? Ребенок не в состоянии уловить правильную артикуляционную позу, удержать органы артикуляции в нужном положении. Как бы ни старался специалист по подражанию или с помощью инструментария выстроить нужное положение артикуляционных органов, результата можно добиться только с очень большим трудом, на достижение поставленной цели уходит значительное количество времени.

Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы. Ребенок не запоминает артикуляцию звука. Алгоритм правильного произнесения не остается в памяти ребенка, успешное произнесение звука не сохраняется до следующего занятия.

Трудности автоматизации вызванного звука в речи. Звук вызван, но ребенок не употребляет его в речи. Многократные повторения слов, стихов и скороговорок не оказываются эффективными. Существует понятие «кабинетная речь» : войдя в кабинет логопеда и видя специалиста, ребенок старается правильно произносить в речи все вызванные звуки. Выходя за пределы кабинета и теряя из вида логопеда, ребенок возвращается к дефектному произношению звуков.

Отсюда следует вывод: традиционные упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики недостаточны для коррекции звукопроизно-шения. Здесь необходим комплексный подход.

Составляющие комплексного подхода

Что же входит в понятие «комплексный подход к коррекции звуко-произношения»?

Это:

• Логопедический массаж.

• Дыхательная гимнастика.

• Артикуляционная гимнастика.

• Пальчиковая гимнастика.

• Развитие фонематического восприятия.

• Нейропсихологическая коррекция.

• Речедвигательная ритмика.

Логопедический массаж. В настоящее время нарушения произношения так осложнены, что редко когда можно обойтись без логопедического массажа. К логопедическому массажу можно отнести специальные приемы массажа языка, лица, воротниковой зоны, массаж рук.

Существуют различные виды данного массажа: ручной, зондовый, точечный и др. Современному учителю-логопеду необходимо овладеть навыками логопедического массажа для эффективной коррекции тяжелых речевых нарушений.

Дыхательная гимнастика. Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. На каждом занятии желательно выполнять одно-два дыхательных упражнения. Упражнения выполняются обычно перед комплексом артикуляционной гимнастики. Для эффективности эти упражнения рекомендуется выполнять перед зеркалом, логопед использует специальные дидактические игры, предметные и сюжетные картинки, стихи.

Артикуляционная гимнастика. Несомненно, традиционно базовым приемом коррекции звукопроизношения была и остается артикуляционная гимнастика.

Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка, губ и щек. Для этого и была создана артикуляционная гимнастика. Существуют активная и пассивная артикуляционные гимнастики, традиционная и нетрадиционная. Для каждого ребенка создается индивидуальный комплекс упражнений, которые подбираются соответственно нарушению звукопроизношения. Упражнения необходимо располагать в определенном порядке:

- от простого к сложному;

- от статики к динамике.

М. Ф. Фомичева указывала: «Упражнения должны быть целена-правленными: важно не их количество, а правильный подбор и качество выполнения».

Упражнения выполняются перед зеркалом, количество повторов варьируется в пределах от 5 до 7 раз.

Для эффективного выполнения артикуляционной гимнастики ис-пользуются предметные и сюжетные картинки, фотографии, дидактические игрушки, стихи и сказки.

Пальчиковая гимнастика. Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Логопеды, руководствуясь результатами этих исследований, широко использовали пальчиковую гимнастику в системе работы с детьми с ограниченными речевыми возможностями.

Опыт показывает, что пальчиковая гимнастика и игры благотворно влияют на развитие ребенка, в том числе и на его речевое развитие. Это заметили еще в древности: в русском фольклоре и в фольклоре других стран (например, в английском, болгарском и т. д.) существует множество игр и стихов, которые сопровождаются движениями пальцев. В Японии с малышами начинают выполнять гимнастику для пальчиков уже в два-три месяца.

У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недо-статочность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Даже нормально развивающемуся ребенку не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

В коррекционной работе с современными детьми с ограниченными речевыми возможностями пальчиковая гимнастика, а также и массаж рук, незаменимы и необходимы.

Пальчиковая гимнастика, так же как и артикуляционная, бывает активная и пассивная. Упражнения сопровождаются стихами и потешками. Сначала следует выполнять упражнения без речевого сопровождения. Затем рекомендуются пальчиковые игры, синхронизированные с речью.

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия. Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Фонематический слух - умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох - вход, сон - нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля - капля, кит - кот).

Фонематическое восприятие - звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:

• умение определять наличие или отсутствие звука в слове;

• умение определять позицию звука в слове;

• умение определять последовательность звуков и их количество.

Развитие фонематического слуха - неотъемлемая часть коррекции звукопроизношения. Конечно, в процессе вызывания и автоматизации звука происходит развитие фонематического слуха. Однако необходимо дополнительно развивать это умение у детей.

Одним из видов работы на этапе коррекции звукопроизношения явля-ется развитие у ребенка умения улавливать разницу между правильным и дефектным звуками. При замене ребенком одного звука другим логопед проводит дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидактическим материалом служат картинки-символы. Используется картинный материал, предложенный М. Ф. Фомичевой или Т. А. Ткаченко.

На помощь приходят и современные логопедические компьютерные программы («Игры для тигры», «Учимся говорить правильно»).

Нейропсихологическая коррекция. Современная логопедическая работа неразрывно связана с нейропсихологической коррекцией. Идеально, если у логопеда есть возможность работать с ребенком совместно с нейропсихологом. Если такой возможности нет, можно использовать элементы нейропсихологических программ в своих занятиях.

Нейропсихология - это отрасль науки, находящаяся на стыке психологии, медицины и физиологии. Она изучает, как функционирует и развивается мозг человека.

Детская нейропсихология - наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе (процессе развития). Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии и возрастной психофизиологии.

Наш мозг можно условно разделить на три блока:

• Первый - энергетический блок — находится на нижнем уровне (ствол и подкорковые структуры). Он отвечает за подачу энергии на два вышележащих уровня.

• Блок памяти, восприятия предметов и пространства занимает второй уровень в средних отделах мозга (темя, виски, затылок). Здесь осуществляется прием, хранение и переработка информации.

• На третьем уровне - передние (лобные) отделы мозга - блок про-граммирования и регуляции деятельности, которому принадлежат планирующие и смыслообразующие функции.

Мозг ребенка развивается неравномерно, мозаично. Каждый из этих отделов может иметь те или иные органические изменения и нарушения, может произойти задержка функционирования какого-либо отдела.

Причины многообразны: от недостаточного снабжения кислородом во время беременности до неправильного прохождения ребенком всех фаз развития: подъем головы, сидение, ползание, вставание на ноги и т. п.

Нейропсихологическая коррекция строится с учетом индивидуальных особенностей детей, предусматривается развитие всех необходимых функций (программа «Логоритм» автор – учитель-логопед, нейропсихолог А. А. Блудова).

Когда нарушение звукопроизношения осложнено неврологической симптоматикой либо нарушением поведения, то положительной динамики можно достичь в комплексе с нейропсихологической коррекцией.

Например, нейропсихологическая программа Т. Н. Ланиной «Дель-фины» содержит упражнения на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционные упражнения, которые помогают скорректировать речевое недоразвитие ребенка, в том числе и произношение.

Важно помнить, что нейропсихологической коррекцией профессиональ-но может заниматься только квалифицированный нейропсихолог. С этим специалистом логопед должен работать одновременно, постоянно обсуждая динамику коррекции каждого ребенка, вырабатывая общую стратегию и решая общие задачи. При отсутствии возможности сотрудничества с данным специалистом логопед может только частично использовать игры и упражнения, разработанные нейропсихологами, на своих занятиях.

Речедвигательная ритмика. Автоматизация вызванных звуков происходит эффективно, если соблюдать определенную последовательность:

• автоматизация изолированного звука;

• автоматизация звука в слогах;

• автоматизация звука словах;

• автоматизация во фразе;

• автоматизация в стихотворных текстах;

• автоматизация в рассказах;

• автоматизация в самостоятельной речи.

Необходимо помнить, что речевой материал для включения нового звука в речь должен содержать все усвоенные и хорошо произносимые звуки. Также важно на начальном этапе автоматизации помещать закре-пляемый звук в ударный слог, так как именно этот слог произносится в слове наиболее четко.

При затруднениях вызывания и автоматизации вызванных звуков очень эффективна речедвигательная ритмика.

Речедвигательная ритмика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Эта ритмика рассматривается автором как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррек-ционных мероприятий для детей с речевой патологией.

Характеристика основных звеньев речедвигательной ритмики:

Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений : развитие темпа и ритма дыхания, продолжительность выдоха, развитие орального праксиса, просодики речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения.

Средствами речедвигательной ритмики являются:

• Двигательные упражнения, направленные на нормализацию мы-шечного тонуса.

• Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений.

• Упражнения на развитие дыхания.

Речедвигательная ритмика - это система знаков. Занимаясь изучением возникновения и первоначального развития языка, многие ученые подчер-кивали значимость системы языковых знаков в речевой деятельности. Зна-комая коммуникация - это коммуникация, предполагающая отражение.

Каждому звуку соответствует физиологически обусловленное определенное движение. Сочетая произнесение звука с движением, можно добиться вызывания искаженного звука, а затем эффективно автоматизировать звук в речи. Сопровождающее движение по мере автоматизации звука постепенно убирается, оставляя закрепленное правильное произношение звука.

Эффект упражнений заметен и при трудной автоматизации смягчаемых звуков, при разведении увулярного и правильного звука Р.

Необходимо помнить, что звуки у детей вызываются в определенной последовательности. А. В. Ястребова предлагает такую последовательность устранения недостатков произношения: п, п’, б, б’, т, т’, д, д’, к, к’, г, г’, с, с’, з, з’, ш, ж, р, р’, л, л’, ч, щ, ц; и последовательность дифференциации звуков : б-п, т-д, к-г, с-з, ш-ж, с-ж, ж-з, р-л, ч-т’, щ-с’, щ-ч, щ-т’, ц-с, ц-т, ц-ч. Последовательность звуков для коррекции звукопроизношения, представленная М. Ф. Фомичевой: а, у, о, и, э, б, б’, п, п’, м, м’, в, в’, ф, ф’, т, т’, д, д’, н, н’, к, к’, г, г’, х,х’, ы, я, е, е, ю, ш, ж, ч, щ, л, л’, р, р’. Однако важно понимать, что в каждом индивидуальном случае эта последовательность может варьироваться в зависимости от наличия у ребенка фонетически правильных звуков и от предпосылок к вызыванию какого-либо звука. Например, если у ребенка есть изолированный звук Р, но дефектное произношение свистящих звуков, естественно, логопеду необходимо начать автоматизацию звука Р, не дожидаясь появления правильного С. Вызывание звука С будет проходить одновременно с автоматизацией звука Р.

Итак, осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода при коррекции звукопроизношения, где логопед будет грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы.

Литература

1. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб. : Библиополис, 1995.

2. Краузе Е. Н. Логопедия. - СПб. : Корона. Век, 2012.

3. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. - СПб. : Корона. Век, 2011.

4. Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика. - М. : АСТ, 2010.

5. Поваляева М. А. Справочник логопеда. - Ростов н/ Д: Феникс, 2010.

6. Сименович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. - М. : Генезис, 2008.

7. ФомичеваМ. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - Институт практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997.

8. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». - М. : Просвещение, 1989.

9. Хватцев М. Е. Логопедия. Кн. 1, 2. - М. : Владос, 2009.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ» «Расскажи.

Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС до «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.

Использование инновационных педагогических технологий в условиях внедрения ФГОС ДО. Метод дидактического синквейна Развитие речевых способностей у детей — это одна из главных задач дошкольного образования. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего.

Отчет по самообразованию «Оптимизация работы педагогических кадров дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС до»Отчет по самообразованию «Оптимизация работы педагогических кадров дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС до» Отчет о работе по самообразованию воспитателя МКДОУ детский сад №2 старшая группа Скляренко З. В. Тема: «Оптимизация работы педагогических.

Педагогический пробег. Традиционные и инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми Педагогический пробег. Традиционные и инновационные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Подготовила Манжосова Е. П. воспитатель.

Психология управления педагогическим коллективом в условиях внедрения ФГОС (игры и упражнения). Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный.

Родительское собрание «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Плана-конспекта проведения родительского собрания Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного.

Семинар воспитателей «Инновационные подходы в деятельности педагога к реализации ФГОС» Семинар воспитателей Тема: «Инновационные подходы в деятельности педагога к реализации ФГОС». Тема сообщения Корецкой М. Н. к семинару:.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС. Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Тема: «Развитие связной речи дошкольников через игру в условиях внедрения и реализации ФГОС ДО» План по самообразованию воспитателя МБДОУ ЦРР – д/с №11 д. Шаталово Новиковой Любови Александровны Тема: «Развитие связной речи дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения в условиях внедрения ФГОС
Опубликовано: 25 апреля 2017 в 21:24
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД