«Весенние сельскохозяйственные работы». Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР

Ольга Владимировна Савкина
«Весенние сельскохозяйственные работы». Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР

Лексическая тема «Весенние сельскохозяйственные работы».

Коррекционно – образовательные цели. Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представлений о труде людей весной на селе. Расширение и активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (рабочий, хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть; весенний, черный, влажный, белый; пахать, боронить, рыхлить, копать, белить. сеять). Формирование навыка образования сложных слов. Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация произношения звука [Р] в предложении. Развитие общей и мелкой моторики. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

Коррекционно – воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, картинки по теме «Труд на селе весной», предметные картинки с изображениями инструментов и орудий труда, массажный мячик среднего размера, мяч среднего размера.

Предварительная работа. Организация сюжетно – ролевой игры «Трактористы», расширение и уточнение словаря (трактор, плуг, борона, сеялка, пахать, боронить, сеять). Разучивание стихов о труде людей весной на селе, подвижной игры «Грядка». Работа на участке детского сада (рыхление почвы, посев семян цветов и овощных растений, высадка рассады).

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков. ]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям занять места за столом.

Л о г о п е д. Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне и поговорим о труде людей весной на селе. Расскажите стихотворение, которое вы выучили с воспитателями. Старайтесь говорить четко, выразительно, правильно произносить все звуки. Кто хочет сделать это?

1 –й р е б е н о к.

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода

Побежит за трактористом

К синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

В. Степанов

Л о г о п е д. О ком говорится в этом стихотворении?

2 – й р е б е н о к. В этом стихотворении рассказывается о трактористах.

Л о г о п е д. Что делают трактористы весной?

3 – й р е б е н о к. Они пашут землю.

4 – й р е б е н о к. А потом поля засевают зерном.

2. Упражнение с мячом «Попробуй так же». [Формирование навыка образования сложных слов. Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Развитие тонкой моторики, развитие тактильной чувствительности. ]

Логопед достает небольшой мячик.

Л о г о п е д. Давайте образуем названия профессий людей, работающих на селе. Овощи выращивает, разводит овощевод. А кто работает в саду, разводит сад?

1 – й р е б е н о к. Садовод.

Л о г о п е д. А разводит домашних птиц?

2 – й р е б е н о к. Птицевод.

Л о г о п е д. Кто работает на ферме и разводит кроликов?

3 – й р е б е н о к. Кроликовод.

Л о г о п е д. Кто работает в рыбоводческом хозяйстве и разводит рыбу?

4 – й р е б е н о к. Рыбовод.

Л о г о п е д. Молодцы. А хлеб растит, работает для того, чтобы хлеб вырос, хлебороб. Повторите это слово.

Д е т и. Хлебороб.

Л о г о п е д. И тракторист, и комбайнер – хлеборобы, механизаторы. Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены люди, работающие на селе.

Логопед убирает мячик.

3. Рассматривание картинок по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». [Расширение и уточнение знаний о труде людей весной на селе, расширение и уточнение словаря. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).]

Логопед помещает на магнитную доску четыре картинки.

Л о г о п е д. Рассмотрите картинки, расскажите, что делают люди, изображенные на них.

1 – й р е б е н о к. Тракторист пашет землю плугом (рисунок 4).

2 – й р е б е н о к. Тракторист рыхлит землю бороной (рис 5).

Л о г о п е д. Можно сказать боронит, боронует, делает землю более рыхлой. Повторите эти слова.

Д е т и. Боронит, боронует.

3 – й р е б е н о к. Тракторист сеет зерно (рис 3).

Л о г о п е д. Для этого он прицепил к трактору сеялку и наполнил ее зерном.

4 – й р е б е н о к. Овощевод высаживает рассаду в поле (рис 1,2).

Л о г о п е д. Правильно. Овощеводы вырастили рассаду капусты в теплице, а теперь высаживают ее в поле.

Логопед помещает на доску второй комплект картинок и убирает первый.

1 – й р е б е н о к. Садовод окапывает яблони (рис 1).

Л о г о п е д. Он делает это для того, чтобы к корням яблони хорошо поступали воздух, вода, питательные вещества.

2 – й р е б е н о к. Садовод белит стволы яблонь (рис 2).

Л о г о п е д. Этим он защищает кору яблонь от солнечных ожогов, а саму яблоню от вредителей.

3 – й ребенок. Пастух пасет телят (рис 3).

Л о г о п е д. Верно. Он выгнал телят на пастбище со свежей молодой травкой и пасет их.

4 – й р е б е н о к. Птицевод сыплет курам зерно (рис 4).

Л о г о п е д. Птицевод пришел на птицеферму, чтобы накормить кур зерном.

Логопед убирает картинки.

Л о г о п е д. Вы очень хорошо рассказали о том, что делают люди весной на селе.

4. Пальчиковая гимнастика «Весна». [Развитие тонкой моторики. ]

Солнце светит ярко, Сжимаем – разжимаем руки в кулак.

Ребятишкам стало жарко. Машем ладошками в лицо.

5. Подвижная игра «Грядка». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. ]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение, предупредив о том, что им следует говорить четко, выразительно, правильно произносить звуки.

Я давно весну ждала, Д

У меня свои дела.

Мне участок в огороде,

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку Мягкой грядка быть должна

Это любят семена Посажу на ней морковку

И редиску, а с боков, Будут кустики бобов.

Глушенко

6. Игра с мячом «Назови ласково» [Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением. ]

Логопед берет в руки мяч.

Л о г о п е д. Я качу мяч одному из вас и называю один предмет. Вы останавливаете мяч, называете этот предмет ласково.

Л о г о п е д. Лопата.

1 – й р е б е н о к. Лопатка.

Л о г о п е д. Ковш.

2 – й р е б е н о к. Ковшик.

Л о г о п е д. Грабли.

3 – й р е б е н о к. Грабельки.

Л о г о п е д. Кисть.

4 – й р е б е н о к. Кисточка.

7. Упражнение «Раздели и забери». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. ]

Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором стоят предметные картинки (плуг, сеялка, трактор, комбайн, лопата, грабли, ведро, лейка, кисть).

Л о г о п е д. Рассмотрите картинки и вспомните названия изображенных на них предметов. Назовите картинку и разделите ее название на слоги. Если вы сделаете это правильно, то возьмете картинку себе. Победит тот, у кого будет наибольшее количество картинок.

1 – й р е б е н о к. Плуг. В этом слове один слог. (И т. п.)

Дети называют картинки, делят их названия на слоги, а потом определяют победителя.

8. Игра «Назови словечко».

Логопед зачитывает детям загадки – складки о профессиях, дети отгадывают слова по смыслу:

Л о г о п е д. Под весенний птичий свист

Пашет землю….(тракторист).

Груши, яблони, крыжовник

Посадил весной (садовник).

Чтоб амбар нам был с зерном,

Нужен в поле (агроном).

9. Окончание работы. [Оценка работы детей. ]

Логопед проводит итог занятия,. предлагает детям рассказать, чем они занимались, что нового узнали, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе Тема «День Знаний» Цель: Развивать познавательный интерес, интерес к школе, книгам. Закреплять знания детей о школе, о значении обучения.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Весна
Автор публикации:
«Весенние сельскохозяйственные работы». Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР
Опубликовано: 13 мая 2013 в 16:25
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Музей «Паровозы России» Фоторепортаж
Сегодня я хочу рассказать о музее под открытым небом «Паровозы России». В музее собраны локомотивы от мала до велика — начиная с небольших паровозиков,...
Конспект занятия по рисованию в смешанной технике «Летний пейзаж»
Задачи: учить детей рисовать летний пейзаж в смешанной технике: фон – в технике монотипия, деревья – в технике кляксография с трубочкой, а также...
Методические рекомендации из опыта работы «Коррекция памяти на уроках и внеклассных...
Одной из основных высших психических функций человека является память. Человек, лишённый памяти, перестаёт, по сути дела быть человеком. Память –...
Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие "Домик для...
Краткосрочная образовательная практика «Шарики — липучки-забавные игрушки»
Краткосрочная образовательная практика «Шарики-липучки - забавные игрушки» ( Конструктор «Репейник») Актуальность: Полноценное развитие ребенка зависит...