«Весенние сельскохозяйственные работы». Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР

Ольга Владимировна Савкина
«Весенние сельскохозяйственные работы». Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР

Лексическая тема «Весенние сельскохозяйственные работы».

Коррекционно – образовательные цели. Расширение представлений о необходимости и значении труда взрослых людей. Формирование представлений о труде людей весной на селе. Расширение и активизация словаря по теме «Весенние сельскохозяйственные работы» (рабочий, хлебороб, овощевод, садовод, пастух, поле, сад, огород, теплица, пастбище, пахота, сев, побелка, трактор, плуг, борона, лопата, грабли, семена, ведро, кисть; весенний, черный, влажный, белый; пахать, боронить, рыхлить, копать, белить. сеять). Формирование навыка образования сложных слов. Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация произношения звука [Р] в предложении. Развитие общей и мелкой моторики. Учить образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

Коррекционно – воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, наборное полотно, картинки по теме «Труд на селе весной», предметные картинки с изображениями инструментов и орудий труда, массажный мячик среднего размера, мяч среднего размера.

Предварительная работа. Организация сюжетно – ролевой игры «Трактористы», расширение и уточнение словаря (трактор, плуг, борона, сеялка, пахать, боронить, сеять). Разучивание стихов о труде людей весной на селе, подвижной игры «Грядка». Работа на участке детского сада (рыхление почвы, посев семян цветов и овощных растений, высадка рассады).

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Развитие диалогической речи, общих речевых навыков. ]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает детям занять места за столом.

Л о г о п е д. Сегодня мы с вами продолжим разговор о весне и поговорим о труде людей весной на селе. Расскажите стихотворение, которое вы выучили с воспитателями. Старайтесь говорить четко, выразительно, правильно произносить все звуки. Кто хочет сделать это?

1 –й р е б е н о к.

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода

Побежит за трактористом

К синей речке борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

В. Степанов

Л о г о п е д. О ком говорится в этом стихотворении?

2 – й р е б е н о к. В этом стихотворении рассказывается о трактористах.

Л о г о п е д. Что делают трактористы весной?

3 – й р е б е н о к. Они пашут землю.

4 – й р е б е н о к. А потом поля засевают зерном.

2. Упражнение с мячом «Попробуй так же». [Формирование навыка образования сложных слов. Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Развитие тонкой моторики, развитие тактильной чувствительности. ]

Логопед достает небольшой мячик.

Л о г о п е д. Давайте образуем названия профессий людей, работающих на селе. Овощи выращивает, разводит овощевод. А кто работает в саду, разводит сад?

1 – й р е б е н о к. Садовод.

Л о г о п е д. А разводит домашних птиц?

2 – й р е б е н о к. Птицевод.

Л о г о п е д. Кто работает на ферме и разводит кроликов?

3 – й р е б е н о к. Кроликовод.

Л о г о п е д. Кто работает в рыбоводческом хозяйстве и разводит рыбу?

4 – й р е б е н о к. Рыбовод.

Л о г о п е д. Молодцы. А хлеб растит, работает для того, чтобы хлеб вырос, хлебороб. Повторите это слово.

Д е т и. Хлебороб.

Л о г о п е д. И тракторист, и комбайнер – хлеборобы, механизаторы. Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены люди, работающие на селе.

Логопед убирает мячик.

3. Рассматривание картинок по теме «Весенние сельскохозяйственные работы». [Расширение и уточнение знаний о труде людей весной на селе, расширение и уточнение словаря. Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам).]

Логопед помещает на магнитную доску четыре картинки.

Л о г о п е д. Рассмотрите картинки, расскажите, что делают люди, изображенные на них.

1 – й р е б е н о к. Тракторист пашет землю плугом (рисунок 4).

2 – й р е б е н о к. Тракторист рыхлит землю бороной (рис 5).

Л о г о п е д. Можно сказать боронит, боронует, делает землю более рыхлой. Повторите эти слова.

Д е т и. Боронит, боронует.

3 – й р е б е н о к. Тракторист сеет зерно (рис 3).

Л о г о п е д. Для этого он прицепил к трактору сеялку и наполнил ее зерном.

4 – й р е б е н о к. Овощевод высаживает рассаду в поле (рис 1,2).

Л о г о п е д. Правильно. Овощеводы вырастили рассаду капусты в теплице, а теперь высаживают ее в поле.

Логопед помещает на доску второй комплект картинок и убирает первый.

1 – й р е б е н о к. Садовод окапывает яблони (рис 1).

Л о г о п е д. Он делает это для того, чтобы к корням яблони хорошо поступали воздух, вода, питательные вещества.

2 – й р е б е н о к. Садовод белит стволы яблонь (рис 2).

Л о г о п е д. Этим он защищает кору яблонь от солнечных ожогов, а саму яблоню от вредителей.

3 – й ребенок. Пастух пасет телят (рис 3).

Л о г о п е д. Верно. Он выгнал телят на пастбище со свежей молодой травкой и пасет их.

4 – й р е б е н о к. Птицевод сыплет курам зерно (рис 4).

Л о г о п е д. Птицевод пришел на птицеферму, чтобы накормить кур зерном.

Логопед убирает картинки.

Л о г о п е д. Вы очень хорошо рассказали о том, что делают люди весной на селе.

4. Пальчиковая гимнастика «Весна». [Развитие тонкой моторики. ]

Солнце светит ярко, Сжимаем – разжимаем руки в кулак.

Ребятишкам стало жарко. Машем ладошками в лицо.

5. Подвижная игра «Грядка». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. ]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение, предупредив о том, что им следует говорить четко, выразительно, правильно произносить звуки.

Я давно весну ждала, Д

У меня свои дела.

Мне участок в огороде,

Нынче мама отвела.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку Мягкой грядка быть должна

Это любят семена Посажу на ней морковку

И редиску, а с боков, Будут кустики бобов.

Глушенко

6. Игра с мячом «Назови ласково» [Учить образовывать слова с уменьшительно – ласкательным значением. ]

Логопед берет в руки мяч.

Л о г о п е д. Я качу мяч одному из вас и называю один предмет. Вы останавливаете мяч, называете этот предмет ласково.

Л о г о п е д. Лопата.

1 – й р е б е н о к. Лопатка.

Л о г о п е д. Ковш.

2 – й р е б е н о к. Ковшик.

Л о г о п е д. Грабли.

3 – й р е б е н о к. Грабельки.

Л о г о п е д. Кисть.

4 – й р е б е н о к. Кисточка.

7. Упражнение «Раздели и забери». [Совершенствование навыка слогового анализа слов. ]

Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором стоят предметные картинки (плуг, сеялка, трактор, комбайн, лопата, грабли, ведро, лейка, кисть).

Л о г о п е д. Рассмотрите картинки и вспомните названия изображенных на них предметов. Назовите картинку и разделите ее название на слоги. Если вы сделаете это правильно, то возьмете картинку себе. Победит тот, у кого будет наибольшее количество картинок.

1 – й р е б е н о к. Плуг. В этом слове один слог. (И т. п.)

Дети называют картинки, делят их названия на слоги, а потом определяют победителя.

8. Игра «Назови словечко».

Логопед зачитывает детям загадки – складки о профессиях, дети отгадывают слова по смыслу:

Л о г о п е д. Под весенний птичий свист

Пашет землю….(тракторист).

Груши, яблони, крыжовник

Посадил весной (садовник).

Чтоб амбар нам был с зерном,

Нужен в поле (агроном).

9. Окончание работы. [Оценка работы детей. ]

Логопед проводит итог занятия,. предлагает детям рассказать, чем они занимались, что нового узнали, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.

Публикации по теме:

Итоги тематической проверки по теме: «Формирование у детей представлений о социальной значимости труда» Результаты:            Тематический контроль по выявлению уровня формирования.

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной группе Тема «День Знаний» Цель: Развивать познавательный интерес, интерес к школе, книгам. Закреплять знания детей о школе, о значении обучения.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
«Весенние сельскохозяйственные работы». Конспект подгруппового занятия в старшей группе для детей с ОНР
Опубликовано: 13 мая 2013 в 16:25
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимний декор группы. Фотоотчет.
Поздняя осень своим грязным унылым одеянием, частыми дождями наводит скуку, депрессию, а зима, едва вступив в свои права, накрывает безжизненную землю легким...
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Мастер-класс «Символ года. Петушок»
Уважаемые коллеги, поздравляю Вас с наступающим Новым годом! Петушок пускай примчится, В двери клювом постучится, Много счастья принесет, Чтоб хватило на...
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....