Папки-передвижки

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества

Надежда Лаврентьева
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества

«Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества»

Проект «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

Тип проекта: творческо-познавательный, социально-коммуникативный, общественно- полезный

По продолжительности: средней продолжительности

Публикация «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества» размещена в разделах

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели

Количество участников: вся группа детей

Цель:

Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества : сказки, пословицы, поговорки, былины.

Задачи :

o Открывать и объяснять ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений через сказки, пословицы, поговорки, былины.

o Способствовать формированию качеств : доброты, отзывчивости, справедливости, сочувствия - в процессе ознакомления детей с русским народным фольклором.

o Способствовать развитию волевых качеств : выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру через произведения устного народного творчества.

o Развивать умение налаживать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу.

Актуальность:

Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. Межнациональные конфликты, рост преступности, алкоголизма, наркомании, разгул насилия и вседозволенности, бездушное отношение к старикам и инвалидам, огромного появление детей - сирот, в том числе при живых родителях. Все это актуализирует проблему нравственного воспитания молодежи, в том числе и дошкольников.

Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Это обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками, так и достигнутым уровнем нравственной воспитанности. В связи с этим расширяются возможности нравственного воспитания старших дошкольников.

В воспитании нравственных качеств личности ребенка немаловажное значение имеет использование фольклора, возможности которого неисчерпаемы. Фольклор – благодатный источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Он открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного язык, способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Сказки, пословицы, поговорки, былины –все эти жанры несу в себе воспитательный момент.

Гипотеза данного проекта базируется о предположении, если использовать произведения устного народного творчества в целенаправленной системной работе по воспитанию нравственных качеств, то дети будут более дружелюбнее, добрее, справедливее, меньше будет конфликтов и ссор

Направленность проекта

Проект предусматривает работу по воспитанию нравственных качеств с детьми в подготовительной к школе группе используя произведения устного народного творчества.

План проекта

1 этап – Разработка проекта – целеполагание (подготовительный)

Выявление знаний, умений по воспитанию нравственных качеств у детей (по критериям - из бесед, дид. игр,наблдений)

o Способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения во взаимоотношениях со сверстниками.

o Умеют цивилизованно решать проблемы.

o Имеют первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

o Стремятся быть справедливыми, добрыми, сопереживающими по отношению к окружающим.

o В своих поступках следуют положительному примеру.

o Умеют анализировать разные ситуации, в том числе на примере устного фольклора.

Анализ предметной среды группы

Информация для родителей о проектной деятельности

Формулирование целей и задач проекта

2 этап - Разработка совместного плана действий по достижению цели

Составление перспективного плана деятельности с детьми

Составление плана с родителями

Подбор произведений устного народного творчества

Подготовка материала для НОД (непосредственная образовательная деятельность)

Подбор дидактического материала

Создание предметно- развивающей среды

3 этап - Практический - основной

Создание в группе условий для реализации проекта

Деятельность в соответствии с планом проекта

План работы с детьми на квартал

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

№ Форма работы Тема

2 Беседы- рассуждалки. «Любите ли вы сказки?», «Сказка - лож, да в ней намёк, добрым молодцам урок»

3 С/р. игра «На телевидении» сюжет «Интервью юного корреспондента для новостей» «Интервью юного корреспондента для новостей»(для родительского собрания)

4 НОД. Развитие речи Сочинение сказки на тему: «Раз, два, три – в сказку попади»

5 НОД Аппликация

(коллективная) Дерево добрых дел», «Лукошко для добрых сказок»

6 НОД Рисование «Положительные и отрицательные герои р. н. сказок»

7 НОД Лепка На сказочной полянке», «Вот она - бабусинька

8 Чтение р. н. сказок «Семь Симеонов-семь работников» обр. Карнауховой, Не плюй в колодец- пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского, Волк и лиса» обр. И. Соколова-Микитова, «Заяц-хвастун» обр. О. Капицы, «Царевна-лягушка» обр. М. Булатова» Василиса-прекрасная»(из сбор. сказок А. Афонасьева, «Никита-Кожемяка» из сбор. сказок А. Афонасьева).

9 Мастерская юного актера Драматизация сказок «Заюшкина избушка»

«Волк и лиса»

10 Игровые ситуации На героя из какой сказки я похож?», «Поможем понять отрицательному герою сказки почему он поступает не

11 Викторина с ИКТ Калейдоскоп сказок»

Октябрь

№ Форма работы Тема

1 Беседа с обсуждением «Пословицы и поговорки»

2 Рассматривание иллюстраций к пословицам и поговоркам «Что обозначают пословицы и поговорки»

3 Д/игры «К какому сказочному герою подходит пословица»

4 НОД Конструирование из бумаги «Изготовление книг из бумаги для записывания пословиц и поговорок»

5 НОД Рисование «Нарисуй обозначение пословицы (о добре, дружбе, смелости) по желанию детей»

6 НОД Развитие речи с ИКТ «Придумаем пословицу (о добре, дружбе, справедливости)

7 Игровая ситуация «Добро помни, а зло забудь»

8 Проектная деятельность «Быть послушным, справедливым»

9 Развлечение «Буду делать хорошо и не буду делать плохо»

Ноябрь

№ Форма работы Тема

1 Беседы «Знаете ли вы былины», «Посидим рядком, поговорим ладком»

2 НОД Развитие речи

с использованием ИКТ «Дорогою былин»

3 Чтение былин Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок, «Добрыня и змей»,«Алёша Попович и Тугарин Змей»

4 Рассматривание иллюстраций к прочитанным былинам «Илья Муромец и Соловей разбойник» «Добрыня и змей», «Алёша Попович и Тугарин Змей»

5 НОД Рисование «Былинные герои», «Я в былине побывал - все, что видел расскажу»

6 Игровая ситуация «Если бы я был Илья Муромец», «Сразимся со Змеем словом добрым»

7 Показ теневого театра (отрывки из былин) «Илья Муромец и Соловей разбойник» «Добрыня и змей», «Алёша Попович и Тугарин Змей»

8 Д/игры «Из какой былины?», «Пройди дорогою Ильи Муромца, Алеши Поповича?»

9 Викторина с родителями

(итог) «Прямо пойдешь в сказку попадешь, на лево пойдешь в пословицу зайдешь, на право пойдешь в былине окажешься»

Взаимодействие с семьёй

№ Формы Тема

1 Анкетирование «Причины ссор у наших детей

2 Родительское собрание «Воспитание нравственных качеств личности у детей через устный русский фольклор

3

Консультации Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Помогите детям понять пословицы и поговорки».

«Жанры русского фольклора в воспитании детей»

4 Изготовление книг

(родители и дети) «Мы дома сказки прочитали»

5 Игровое упражнение

(родители и дети) «Восстановите пословицу».

6 Проектная деятельность

(родители и дети) «Что такое доброта», «Почему люди совершают плохие поступки?»

7 Индивидуальные консультации «Чем помочь ребенку»

8 Советы в родительский уголок «Советуем почитать».

«Интересные и поучительные мультфильмы».

9 Викторина «Прямо пойдешь в сказку попадешь, на лево пойдешь в пословицу зайдешь, на право пойдешь в былине окажешься»

10 Проект «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества»

4 этап – Завершение работы (результат)

Викторина с родителями :«Прямо пойдешь в сказку попадешь, на лево пойдешь в пословицу зайдешь, на право пойдешь в былине окажешься»

Презентация Проект «Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через произведения устного народного творчества»

Результат

Воспитание нравственных качеств - длительный и непрерывный процесс, поэтому результат может проявиться в будущем.

Система работы с использованием произведений устного народного творчества по воспитанию нравственных качеств позволила добиться намеченной цели, дети стали более спокойнее, дружелюбнее добрее по отношению друг к другу.

Родители стали больше внимания уделять вопросам нравственного воспитания.

Учитывая сегодняшние достижения и недостатки, мы ставим новые задачи: продолжить воспитание нравственных качеств через произведения устного народного творчества используя современные образовательные технологии.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством использования ЭОР На современном этапе развития общества образовательные электронные ресурсы являются неотъемлемой частью жизни общества и образования человека.

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством трудового воспитания Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение ряда задач, одной из которых является.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Выступление. Развитие речи детей от 3 до 4 лет в детском саду имеет особое значение. Важнейшим источником развития выразительности детской.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

Приобщение к народной культуре с помощью устного народного творчества детей дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомыслен». Н. М. Карамзин Нельзя прерывать связь времени и поколений, чтобы.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Самообразование «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок» План работы по самообразованию воспитателя старшей группы Метлиной Галины Анатольевны на тему: «Формирование нравственных качеств у детей.

Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества Конева Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ Д/С №52 г. Белгород, Белгородская область ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста “Ребёнок – это зеркало нравственной жизни родителей” Сухомлинский В. А. Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении,.

Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста Дети не перестают поражать нас глубиной своих чувств, глубоким осмыслением нравственных понятий. Мы все чаще задумываемся над тем, что не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством произведений устного народного творчества
Опубликовано: 17 февраля 2017 в 23:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД