МААМ-картинки

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий коррекционно-воспитательной работы с детьми с ТНР

Веселова Татьяна Викторовна
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий коррекционно-воспитательной работы с детьми с ТНР

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

Статья на тему: «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи»

Подготовила учитель-логопед : Веселова Татьяна Викторовна

Пгт. Селижарово 2021г

Аннотация

В статье рассмотрен процесс взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Раскрыто содержание коллективных и индивидуальных форм работы с семьями дошкольников.

Abstract

Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий коррекционно-воспитательной работы с детьми с ТНР» размещена в разделах

The article describes the process of interaction of the teacher-speech therapist with parents of children with disabilities. The article reveals the content of collective and individual forms of work with families of preschoolers.

Ключевые слова: взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, коллективные и индивидуальные формы работы с семьями дошкольников.

Keywords : the interaction of the teacher-speech therapist with parents of children with disabilities, collective and individual forms of work with families of preschoolers.

Актуальность

В настоящее время совместная работа логопеда с родителями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее важной и актуальной. Актуальность темы заключается в том что, сегодняшним родителям необходима постоянная помощь логопеда в преодолении проблем развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

Введение

Речь один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека –это его визитная карточка.

Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка вызывает у ребенка различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, стремление отойти от коллектива, страх речи, порождает чувство обиды, раздражительности, речь пассивна. Все это ставит под угрозу социальную значимость личности человека, способствует формированию у него своеобразных патопсихологических черт характера. Недостатки звукопроизношения или лексики, темпа, способности передать свою мысль, желание – все это вызывает у ребенка-логопата замкнутость, робость, снижает речевую активность [4].

Семья–это первое социальное общество, пребывание в котором для ребенка является фундаментом развития личностных качеств. Именно в семье ребенок постигает первоначальный опыт общения, тем самым, ему прививается правильное звукопроизношение. Родители как самые близкие люди могут дать детям гораздо больше. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми-логопатами по исправлению речевых недостатков является работа с семьей [5]. Коррекционная работа с дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда.

Хорошо представлена проблема взаимодействия логопеда с родителями детей с ОВЗ в статье Барановой Г. А., в которой отмечена приорететная роль семьи в общем и важном деле преодоления речевых нарушений. В случае с детьми с ОВЗ данная роль – уникальна. Автор статьи подробно рассказывает о методах и приемах, которые можно использовать в работе с родителями.

Трашенковова Л. В. в своей статье делает вывод, что продуктивная совместная работа педагога с родителями является одной из самых сложных сторон деятельности учителя-логопеда. Автор отмечает, что применение традиционных форм работы с родителями не всегда приносит желаемый результат. Как правило, родители выступают в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Данные формы взаимодействия не позволяют учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могут влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не может привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников». По мнению В. А. Сухомлинского задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Именно Василий Александрович выделил и обосновал принцип непрерывности и единства общественного и семейного воспитания, основанный на отношении доверия и сотрудничества между педагогами и родителями[6].

Ученый Л. С. Выготский отмечал, что в сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей может способствовать устранению речевых дефектов в дошкольном возрасте, а значит, дальнейшему полноценному школьному обучению [6].

Основная часть

Первостепенной задачей логопеда является помощь семье в осознании своей роли в процессе развития ребенка, умело познакомить их с определенными методами и приемами преодоления речевого нарушения, способами, незаметными для самих родителей, вовлечь их в выполнение домашних заданий для закрепления изученного материала.

Работа с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, включает в себя, коррекционно-логопедическое воздействие со стороны специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей [3; 9].

Родители не всегда обращают внимание на речевые проблемы своего ребенка, полагая, что по мере взросления все речевые нарушения исчезнут сами собой. Данное убеждение влечет за собой потерю драгоценного времени, так необходимого для устранения проблем. Как отмечал советский психолог Л. С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки [4; 5]. Ряд исследователей утверждают, что основой работы учителя-логопеда с родителями, является понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из ее членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, повышения педагогической компетенции и культуры [1; 136].

Непрерывное взаимодействие учителя-логопеда с родителями дошкольников осуществляется в коллективной, групповой и индивидуальной формах работы. Рассмотрим данные формы работы подробнее.

Традиционные формы взаимодействия : родительские собрания; консультирование; беседы; опросы, тестирование, анкетирование; уголки для родителей в группе; домашние задания; информационные буклеты, папки-передвижки; семинары-практикумы, мастер-классы; посещение родителями логопедических занятий [8].

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с

использованием ИКТ (информационно-компьютерные технологии) : показ презентаций на родительских собраниях и консультациях; использование сайта детского сада [8]; ежегодное проведение конкурса чтецов совместно с родителями.

В начале учебного года по результатам проведенной стартовой психолого - педагогической и логопедической диагностики с родителями проводятся индивидуальные консультации, на которых в очень деликатной форме их нужно ознакомить с речевым заключением ребенка; предложить подробные рекомендации о том, к кому из специалистов необходимо обратиться дополнительно. Очень тактично, доходчиво родителям разъясняется, насколько важно привлечь к работе невропатолога, нейропсихолога и других специалистов, что в ряде случаев является крайне необходимым.

В конце учебного года важно вместе с родителями проанализировать совместно проведенную коррекционную работу. А для чего это нужно?–возникает вопрос. Для того, чтобы педагог убедился насколько важно учитывать условия жизни каждой семьи, ее состав и культурный уровень, количество детей, и выбрал правильные, проверенные пути для решения тех или иных проблем. Для того, чтобы родители увидели и оценили советы логопеда, что они совсем не оказались для них трудно выполнимыми, порадовались результатам проделанной работы. В этот момент и у педагога, и у родителей не возникнет чувства вины перед ребенком и собственной беспомощности.

Индивидуальная форма работы с семьей для меня особо значима, ведь именно она позволяет мне установить наиболее тесный контакт с родителями. Данная форма работы подразумевает также анкетирование, беседы, тетрадь домашних заданий. Тетрадь домашних заданий заполняется логопедом в конце недели, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично. В зависимости от специфики нарушения речи каждого конкретного ребенка задания в тетради предусматривают работу по звукопроизношению, формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти.

Коллективные формы работы детского сада с семьей – это собрания, консультирование, семинары, посещение логопедических занятий.

Родительские собрания я провожу 3 раза в год по результатам диагностики (в начале, середине и конце учебного года, а так же по запросу родителей. Родительские собрания помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей, нацелить их на помощь. «Логопед и воспитатель разъясняют родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты, и в этом следует убедить родителей» [2; 10].

Темы групповых консультаций определяются в зависимости от возраста детей, например, в младшей группе – «Если ребенок не говорит», в средней группе – «Роль пальчиковых игр в речевом развитии детей», в старшей группе – «Весело играем-речь развиваем!», в подготовительной – «Скоро в школу! Развиваем речь!», «Графомоторные навыки» и. т. д.

Консультации предполагают устное информирование родителей по какому-либо вопросу. Консультации должны быть четко спланированными, краткими, но в тоже время ёмкими и понятными для родителей. Также, немаловажно то, в какой форме подается информация. Она не должна быть изложена сухим, научным языком, в таком случае информация родителей не заинтерисует, они попросту её не запомнят.

Чтобы исключить таковой исход, я провожу семинары-практикумы–это тоже коллективная форма работы. В ходе практикума устанавливаются партнерские отношения с родителями, повышается педагогическая компетентность родителей, а самое главное, все это происходит в игровой форме. Логопед, играя с родителями, тем самым, обучает их играть с ребенком, в то же время заниматься с ним. Интересно и весело проходят практикумы на тему «Чтоб красиво говорить, нужно с язычком дружить!», «Веселая дыхательная гимнастика». Я обучаю родителей выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения в игровой форме. На этапе автоматизации звуков я приглашаю родителей на практикум «Я со звуками дружу!», «Раскрась схему слова», «Составь схему предложения»- это практикумы по подготовке к обучению грамоте.

Практикую я в своей работе и мастер-классы, на которых вместе с родителями дружно и весело изготавливаем пособия для дыхательной гимнастики, для автоматизации звуков, для развития мелкой моторики и много другое (фото1). Родители, возвращаясь домой, мастерят пособия уже со своими детьми. На мой взгляд, таким образом, происходит сплачивание между педагогом и родителями и повышается мотивация у детей.

Эффективной формой работы являются открытые занятия. Они проводятся не только для того, чтобы родители увидели, каких успехов достигли их дети после совместной коррекционной работы, но и для того, чтобы увидеть рабочий процесс изнутри. Родителям очень нравится посещать такие занятия. Ценность таких занятий в том, что это дает возможность адекватно оценить возможности и способности своего ребенка, понять в каком направлении двигаться дальше и на что следует обратить пристальное внимание.

В своей практике я использую наглядные формы работы ДОУ с семьей. К ним относятся: «Уголок логопеда» для родителей (фото 2, информация в котором обновляется еженедельно, буклеты, папки-передвижки, информация на сайте ДОУ.

Ещё одна форма работы, очень актуальная в наше время, это работа с родителями он-лайн. О важности систематической, непрерывной работы в коррекционном процессе упоминать не нужно. Чтобы избежать отрицательных результатов в работе, я решила поддерживать родителей и детей таким образом. С помощью специальных приложений мы выходим на связь и решаем возникшие вопросы не менее продуктивно, чем при очном взаимодействии.

Вывод

Таким образом, взаимодействие логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей–важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Список использованных источников

1. Баранова, Г. А. Подготовка учителя-логопеда к использованию логопедических технологий в процессе повышения квалификации [Текст] / Г. А. Баранова // В сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии нового тысячелетия». В 2 ч. Ч. 1. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 136.

2. Баранова, Г. А. Использование игровых технологий как средства повышения эффективности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. А. Баранова, А. С. Пушкарева // В сборнике статей XXVI Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования». – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 10.

3. Баранова, Г. А. Подготовка педагога дошкольной образовательной организации к коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г. А. Баранова, Е. И. Андреева // В сборнике статей по материалам LIII международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». – М. : Изд-во «Интернаука», 2016. – № 8(53). – С. 9.

4. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 2007.

5. Вакуленко Л. С. Организация взаимодействия учителя – логопеда и семьи. СПб. 2011.

6. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.

7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2007

8. Вайс М. Н., Пустякова Т. В. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе//Логопед. 2010.№3

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с ТНР «Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в организации работы по развитию артикуляционной моторики у детей с тяжёлыми нарушениями.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как одно из условий коррекционно-воспитательной работы с детьми с ТНР
Опубликовано: 6 апреля 2024 в 19:01
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД