МААМ-картинки

Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности

Гузэль Файзуллина
Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Экологическое воспитание значимо при личностном развитии ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувство, волю. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к окружающему миру.

Публикация «Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности» размещена в разделах

Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты.

Цель: Формирование экологических знаний посредством исследовательской деятельности старших дошкольников.

Гипотеза: Целенаправленная работа по экологическому воспитанию детей будет более успешна и результативна, если в процессе данного образования будет использоваться исследовательская деятельность.

Задачи:

1. формирование навыков опытно – экспериментальной деятельности;

2. развитие у детей интереса к исследовательской деятельности;

3. развитие логического мышления, умения на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений, делать выводы и заключения.

1. Теоретические основы применения исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников

1.1. Особенности экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Экология как наука появилась еще в конце XIX века, однако, долгое время она оставалось чисто биологической наукой, которая интересовала лишь ученых. И только в середине XX столетия экология приобрела широкую известность среди людей.

«Экология» - наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой (Советский энциклопедический словарь). А. А. Плешаков (автор программы «Зеленый дом») определяет экологию как науку «о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой».

Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильное отношение к природе, к себе и другим людям как части природы, к вещам и материал природного происхождения.

Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста разнообразные : это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, ведение разных календарей, занятия простые и комплексные, целевые прогулки, экскурсии, походы, использование игровых обучающих ситуаций.

В повседневной жизни проводятся наблюдения за животными, обитающими в уголке природы (за рыбами в аквариуме). Наблюдения содержат не только элементарные сведения о том, что животные едят, какое имеют строение, но и отражают их взаимосвязь со средой обитания.

Это же самое относится к наблюдениям, которые проводятся в теплые периоды года, за растениями, растущими на окне и на участке. Прослеживаются особенности взаимосвязи растений с условиями их жизни, учатся замечать красоту растений, которая проявляется только в благоприятных условиях. Таким образом, они начинают понимать эстетику живого с экологических позиций : красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям.

На протяжении всего учебного года одну неделю в месяц дети наблюдают сезонные явления природы. Дети рисунками изображают растительный и животный мир данного периода данного сезона.

Литературным стержнем технологии экологического воспитания старших дошкольников являются произведения Виталия Бианки, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Сказки занимательны по форме и сюжету, поэтому вызывают эмоциональный отклик детей, а по содержанию демонстрируют приспособленность животных к среде обитания.

Особое значение приобретают занятия – воспитатель начинает углублять и обобщать с детьми хорошо знакомый им материал. За предыдущий период дошкольники накопили много конкретных знаний об овощах и фруктах, домашних животных, зимующих птицах, сезонных явлениях природы – теперь у них можно сформировать обобщенные представления, провести с ними занятия углубленно-познавательного типа, с помощью моделей и другой наглядности показать экологические зависимости природы.

Значение игры в этом возрасте не уменьшается : воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки-аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи.

Таким образом, эколого-педагогическая работа с детьми старшей группы, базируясь на материале предыдущего возраста, развивает, усложняет его, то есть новым витком в общей системе экологического воспитания дошкольников – формирования осознанного отношения к природе, к взаимодействию человека с ней.

1.2. Роль исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников

Под элементарной исследовательской деятельностью понимается совместная деятельность взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни, игре, труде, то есть в процессе познания мира.

Основные особенности исследовательской деятельности детей :

1. она направлена на получение новых знаний о мире природы;

2. способствует формированию системы знаний о природе;

3. развивает познавательную активность;

4. способствует развитию мыслительных процессов и операций;

5. оказывает влияние на развитие речи.

Необходимо помнить, что исследовательская деятельность предполагает высокую активность и самостоятельность детей, обеспечивает процесс получения детьми не только новых знаний, новой информации о мире природы, но и новых способов познания.

Одной из наиболее распространенных форм организации исследовательской деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения являются опыты. В современной дошкольной педагогике использование элементарной исследовательской - наблюдательной деятельности в детском саду рассматривается как введение элементов развивающего обучения в работу с дошкольниками.

Существует несколько подходов к определению понятия «опыт». Психологи отмечают, что опыт - это основанное на практике чувственно - эмпирическое познание объективной действительности. По определению педагогов, опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

Использование опытнической деятельности в системе организации экологических занятий с детьми имеет огромное значение.

Во - первых, элементарная опытническая деятельность дошкольников является важнейшим средством удовлетворения естественной детской любознательности, пытливости, потребности «докопаться» до сути причин природных явлений. Во - вторых, проведение опытов рассматривается как элемент развивающего обучения, применяемый в работе с дошкольниками, поскольку опытническая деятельность предполагает активное познание ребенком окружающей действительности и тех закономерностей, которые ей присущи. В - третьих, в процессе проведения опытов, раскрывая для себя причины тех или иных явлений в природе, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, что положительно способствует развитию их мыслительных процессов и операций.

В структуре опытнической деятельности выделяют следующие компоненты:

1. принятие или выдвижение детьми познавательной задачи;

2. анализ и выдвижение предположений о возможном течении явлений и его причинах;

3. отбор способов проверки;

4. проверка предположений;

5. формулировка выводов.

Познавательные задачи ставятся перед детьми воспитателем или могут возникать у самих детей. Важным условием при этом является использование педагогом в природоведческой работе с детьми различных проблемно-поисковых ситуаций. Познавательная задача должна быть направлена на установление связей между фактами и содержать вопрос, который несет небольшое количество информации, уже известной детям. Опираясь на эти знания, дети и разрешают познавательную задачу, самостоятельно «добывая» дополнительную информацию, а также осваивая новые способы познавательной деятельности.

Познавательные задачи должны предъявляться детям в определенной последовательности: сначала - простые, содержащие элементарные, однозначные связи и зависимости; затем - более сложные, содержащие цепочки связей. Например: почему растаял снег, может ли растение жить без света и влаги и т. д.

В процессе решения познавательных задач дети переходят от установления внешних причин явлений к внутренним причинам. Постепенно дети учатся устанавливать не только единичные, но и общие для ряда явлений связи и закономерности. Анализ принятой детьми познавательной задачи проходит под руководством воспитателя. Воспитатель помогает детям выявить известную информацию и то, что еще детям не известно. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления и о его причинах. Предположения могут быть как правильными, так и ошибочными. Очень важно, чтобы воспитатель выслушал все предположения детей, обратил внимание на противоречивость высказанных предположений, помог найти правильный путь решения проблемы. В том случае, если сами дети затрудняются выдвигать какие-либо предположения, их выдвигает сам воспитатель.

Следующим этапом является отбор способов проверки выдвинутых предположений. Способы проверки предположения выдвигаются как детьми, так и воспитателем. Отбор способов проверки предположений тесно связан с самой проверкой, с непосредственным проведением опыта.

Последним этапом проведения опыта является формулировка выводов. Воспитатель должен побуждать детей к самостоятельной формулировке выводов. Может быть так, что дети делают неправильные выводы. В этом случае можно организовать дополнительные опыты, которые дадут возможность каждому ребенку понять изучаемый процесс или явление и сделать правильный вывод.

Для того, чтобы опытническая деятельность принесла положительные результаты, воспитатель при ее организации должен соблюдать ряд требований:

четкость формулировки целей и задач опыта;

предоставление детям максимальной самостоятельности и активности при разрешении проблемной ситуации;

для того чтобы результаты опыта были осознаны каждым ребенком, его целесообразно повторять дважды;

при проведении опытов с живыми объектами необходимо сделать так, чтобы опытническая деятельность не нанесла вред, ущерб подопытному объекту.

Все опыты, проводимые дошкольниками, можно разделить на три категории:

1. опыты с предметами неживой природы (песок, вода, глина и т. д.);

2. опыты с растениями (направлены на выяснение свойств растения как живого организма – питание, дыхание, движение и т. д.);

3. опыты с животными (направлены на выяснение специфики действия органов чувств – чем питается, хорошо ли слышит и т. д.);

Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.

2. Практический опыт использования исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников

2.1. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях

Сетка комплексно-тематического планирования

Сентябрь

1. Тема: «Невидимка – воздух»

2. Тема: «Волшебница – вода»

3. Тема: «Вода нужна всем»

4. Тема: «Ходят капельки по кругу»

Октябрь

1. Тема: «Здравствуй, ветер»

2. Тема: «Что увидим через воду»

3. Тема: «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы»

4. Тема: «Лед – твердая вода»

Ноябрь

1. Тема: «Какую форму может принять вода»

2. Тема: «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

3. Тема: «Лед легче воды»

4. Тема: «Вода нужна всем»

Декабрь

1. Тема: «Как увидеть воздух»

2. Тема: «Как услышать воздух»

3. Тема: «Очистка грязной воды»

4. Тема: «Почему вода испаряется?»

Январь

1. Тема: «Какой бывает вода»

2. Тема: «Путешественница вода»

3. Тема: «Куда исчез сахар?

Февраль

1. Тема: «Как увидеть воздух»

2. Тема: «Как услышать воздух»

3. Тема: «Пар тоже вода»

4. Тема: «Свойства снега»

Март

1. Тема: «Очистка грязной воды»

2. Тема: «Вода не имеет вкуса»

3. Тема: «В гости к весне»

4. Тема: «Непослушная вода» Апрель

1. Тема: «Весна в природе»

2. Тема: «Почва, что входит в состав почвы?»

3. Тема: «Почему не тонут корабли»

4. Тема: «Необходимость удобрения почвы для роста растений»

Май

1. Тема: «Как выгнать воду»

2. Тема: «Предметы из стекла и металла»

3. Тема: «Радуга в комнате»

4. Тема: «Как разные почвы удерживают воду?»

При проведении занятий у детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно в домашних условиях.

2.2. Ход и результаты работы по использованию исследовательской деятельности в экологическом воспитании старших дошкольников

Занятие 1

Опыт - наблюдение «Что увидим через воду»

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды - прозрачность.

Материал и оборудование: таз с водой, мелкие предметы.

Ход: «Ребята, что у нас находится в тазу»? Правильно - это вода. А что вы мне можете рассказать о воде? (Дети описывают воду.)

Посмотрите, пожалуйста, что я делаю? (В таз бросается кубик.) Что стало с кубиком? (Он упал на дно.) А вы его видите? («Видим».) Какого он цвета? (Предлагается детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети вместе со взрослым закрывают глаза.)

-«Ребята, а почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды?». Делается общий вывод - вода прозрачная.

Занятие 2

Опыт - наблюдение «Какую форму может принять вода»

Цель: уточнить представление детей о свойстве воды принимать форму того предмета, в котором она находится.

Материал и оборудование: ведро с водой, пластмассовые формочки.

Ход: «Ребята, посмотрите, что я принесла. Как вы думаете, для чего нам с вами нужна будет вода? (Дети высказывают предположения.) Сегодня мы свами будем продолжать знакомиться со свойствами воды. Мы постараемся узнать, есть ли у воды форма? Загляните в ведро и посмотрите, какую форму вода приобрела в ведре?

А теперь я дам каждому формочку и предлагаю вам в свои формочки из нашего ведра налить воды. Какую форму приобрела вода в наших формочках? А теперь поменяйтесь формочками. (Дети производят опыт.)

Так какую же форму может приобретать вода? (Детей подводят к выводу о том, что вода приобретает форму того предмета, в котором она находится.)»

Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности среды жизни растений, животных, человека. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

Анализируя систему работы можно сделать вывод: в результате исследовательской деятельности ребенок не просто усваивает знания, которые дает ему взрослый, - он активно привносит в этот процесс собственный опыт, у детей улучшается внимание, мышление, развивается любознательность, интерес к окружающему миру, зрительная, слуховая чувствительность, расширяется словарный запас.

Заключение

Таким образом, можем прийти к выводу о том, что развивающее воздействие дидактических занятий экологического характера направлено на гармоничное развитие личностных качеств детей старшего дошкольного возраста и активизацию резервных возможностей личности: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, механизма идентификации, сопереживания, умения представить себя в чужой роли, умения планировать, оценивать предстоящие действия, ориентироваться в ситуации, навыков сотрудничества, терпения, настойчивости, самоконтроля, делающих игру.

В этих занятиях дети не только уточняют и закрепляют свои знания, но и эмоционально переживают знакомые явления и жизненные ситуации. Знания, приобретенные путем игры, направляемой педагогом, помогают правильно сформировать у детей представление об окружающем мире и своем месте в нем. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире. Именно более всего соответствуют задачам экологического воспитания старших дошкольников – воспитание начальных форм экологической культуры детей, их осознанного отношения к природе, выработки первоначальных практических навыков.

Итак, мы пришли к выводу, что внедрение исследовательских методов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Используемая литература

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательско исследовательская деятельность дошкольников / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. - М. : Издательство Мозаика - Синтез, 2012.

2. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе детского сада / О. В. Дыбина. - М. : Издательство: Мозаика - Синтез, 2012.

3. Лопатина А. В., Скребцова М. Н. Экологическое воспитание дошкольников / А. В. Лопатина, М. Н. Скребцова. - М. : Издательство: Амрита - Русь, 2010.

4. Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: учебно-методическое пособие / И. А. Лыкова, Н. А. Рыжова. - М. : Издательский центр: «Цветной мир», 2012.

Статьи, учебные публикации

1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников /С. Н. Николаева. - М. : Издательский центр: «Академия», 2012.

2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учебное пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. -М. : Издательский центр «Академия», 2002.

3. Серебрякова Т. А. Теория и методика экологического образования детей / Т. А. Серебрякова. – М. : Издательский центр «Академия», 2013.

4. Теория и методика обучения экологии / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева; под ред. Н. Д. Андреева. - М. : Издательский центр «Академия», 2009.

Публикации по теме:

Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте Тема: «Исследовательская деятельность в старшем дошкольном возрасте» Актуальность «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте «Удивительная соль» Цель: Создание социальной ситуации.

Формирование предпосылок учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте. Развитие речи Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Речь как ведущее средство общения.

Консультация для воспитателей «Формы познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» В старшем дошкольном возрасте восприятие становится вспомогательным процессом в самостоятельной исследовательской деятельности ребенка.

Особенности игр-драматизаций, их содержание в старшем дошкольном возрасте Старший дошкольный возраст - период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее.

Особенности проявления агрессии в старшем дошкольном возрасте Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем, не только для педагогов и психологов, но и для нашего общества.

Применение подвижных «дворовых» игр в старшем дошкольном возрасте В каждом маленьком ребенке И мальчишке и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило! Должен он бежать и прыгать Все хватать,.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте .

Развитие творческого мышления и воображения в старшем дошкольном возрасте Формирующаяся личность ребенка – это сложная система, в которой дифференцируются и интегрируются все психические явления, которые развиваются.

Развитие навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте посредством коллективной трудовой деятельности Развитие навыков общения со сверстниками по средствам коллективной трудовой деятельности 2.1 План опытно-поисковой работы по развитию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте посредством исследовательской деятельности
Опубликовано: 25 августа 2018 в 06:09
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД