Этапы педагогической технологии развития танцевального творчества старших дошкольников в музыкальных играх-этюдах

Наталья Русмиленко
Этапы педагогической технологии развития танцевального творчества старших дошкольников в музыкальных играх-этюдах

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Северяночка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей»

«Этапы педагогической технологии

развития танцевального творчества

старших дошкольников в музыкальных

играх – этюдах»

Подготовила музыкальный руководитель

Русмиленко Наталья Евгеньевна

с. Горки

2013 год

Этапы педагогической технологии.

Установление преемственности в музыкальном воспитании и развитии детей на различных возрастных этапах. Его сущность состоит в том, что на каждой следующей ступени обучения элементы усвоенного повторяются, дополняются, на этой основе формируются новые знания. Детей ведут от простых действий к более сложным, но при этом на каждом этапе учитываются достигнутые результаты и психофизиологические возможности.

Система работы по развитию у детей музыкально-ритмических способностей осуществлялась педагогом на музыкальных занятиях, в процессе кружковой работы с одаренными детьми и в индивидуальной работе. Мною был разработан перспективно-календарный план работы по развитию музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста.

Работа по развитию музыкально-ритмических способностей включает в себя три этапа, организация проведения каждого из них имела свои особенности:

I Начальный этап. Обогащаем опыт слушания музыки у старших дошкольников, активизируем речь детей, их способность рассуждать о музыкальных произведениях и передавать с помощью разнообразных движений музыкальные образы и характеры.

II Этап углубленного разучивания. Создаем условия для детских двигательных импровизаций, творческих проявлений и для дальнейшего развития интереса к танцу.

III Этап закрепления и совершенствования. Обеспечиваем условия для создания детьми собственных танцевальных миниатюр.

Первый этап.

1. Начальный этап обучения характеризовался созданием предварительного представления об упражнении. На этом этапе обучения педагог рассказывала, объясняла и демонстрировала упражнения, а дети пытались воссоздать увиденное, опробовать упражнение, подражая педагогу.

Название упражнений, вводимое педагогом на начальном этапе, создавало условия для формирования его образа, активизировало работу центральной нервной системы детей.

Показ упражнения педагог проводила в зеркальном изображении. Объяснением техники исполнения упражнения дополняла ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имели большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.

Успех начального этапа обучения зависел от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное о нем представление.

На этом этапе работы музыкальный руководитель отбирает разнохарактерные музыкальные произведения и слушает их с детьми. Лучше всего отобрать произведения, которые соответствуют характеру, настроению, эмоциональному содержанию предстоящих музыкально - игровых этюдов. Можно использовать музыку из игровых этюдов, рекомендованную выше.

Для организации процесса восприятия музыки детьми используем игры – импровизации «Лес просыпается», «Жизнь волшебного леса» (по мотивам музыкального произведения Э. Грига «Весной», «Народная песня и танец» (на музыку Э. Грига) и другие, описанные в технологиях, связанных с развитием восприятий музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Игра – импровизация «Лес просыпается».

Музыкальный руководитель или педагог предлагает детям поиграть. Воспитанники образуют круг, а педагог обьясняет им, что звуки и даже музыку часто можно изобразить с помощью движений, тогда получается двигательная импровизация или танец. Именно такой звуковой рассказ сейчас попробуют создать дети в кругу вместе с педагогом с помощью разных движений. История будет называться «Лес просыпается».

ПЕДАГОГ. Пригрело весеннее солнышко. Ребятки, давайте поприветствуем его, кто как хочет, любыми движениями.

Я, например, подниму руки вверх. А теперь каждый пропоет любой звук, который ему больше нравится.

С пригорка побежал веселый ручеек. Давайте изобразим язычком его бульканье. А теперь подвигаемся всем телом, как будто бы мы сами эти весенние ручейки. Сколько красивых, задорных ручейков у нас получается, и все разные, не похожих друг на друга. Молодцы, ребята!

Ручеек добрался до ямки и до краев ее наполнил водой. Давайте с помощью голоса расскажем, как он это делала (Голоса звучат в нижнем регистре). А теперь возьмемся за руки и превратимся в ямку с водой. Водичка двигается. Не стоит на месте, булькает (дети изображают голосом булькающую лужицу и изображают волнообразных движения).

Переливается водичка через край. И дальше бежит веселый ручеек

(Часть детей изображает путь ручейка, а солнышко отражается в воде и светит ярче (часть детей озвучивает солнышко).

На шум ручейка и тепло солнышка откликнулись жучки. Выбрались из-под коры, зажужжали (дети изображают жучков и жужжание).

Не отстает и букашка (педагог выбирает ребенка в кругу и предлагает ему показать движениями букашку, озвучивая ее появление). Расправила букашка крылышки, подставила их солнышку, потянулась и полетела. А за ней и жучки (свободные перемещения по комнате).

Вдруг что-то зашуршало (звуковая импровизация, засопело (звуковая импровизация, и из-под кучи сухих листьев вылез ежик (дети изображают ежиков). Осмотрелся он по сторонам и побежал, быстро перебирая своими лапками.

А вот и муравейник проснулся (звуковая имитация - каждый из детей пропевает короткие, радостные звуки в разных регистрах). Муравьишки стали покидать свой домик, цепочкой на дорожке выстроились, друг за другом, аккуратно идут, не задевая друг друга (дети изображают цепочку муравьев). А на пути камень, обойти его надо. Камень большой, а рядом сосна, корни на земле как воротики. Надо изловчиться, подлезть, но и цепочка не должна рассыпаться. Один домик - одна семья.

На камне пригрелась змейка (педагог выбирает 2-3-детей, шипит от удовольствия (звуковая импровизация). Лес просыпается, и ей пора просыпаться. Встречает змейка солнышко утренним танцем, изгибается

(двигательная импровизация, а кожица ее переливается разными цветами (любая звуковая имитация).

Лес наполнился птичьими голосами. Давайте прислушаемся, какие птички ожили в нашем лесу. (Дети имитируют птичьи голоса). А теперь придумайте, что делают ваши птички в лесу, и покажите, чтобы можно было догадаться.

Вот и пришло утро, вот и проснулся лес! (Все дети поют разные звуки).

Такие игры основываются на самых разных сюжетах. Можно предложить детям самим придумать сюжеты. Задача педагога – четко руководить действиями воспитанников, сохраняя сюжетную линию игры. Можно собрать всех детей для общей импровизации или распределить роли, в соответвствии с которыми они начнут импровизировать.

ВТОРОЙ ЭТАП.

2. Этап углубленного разучивания характеризовался уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводилась к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения.

Главным условием обучения на этом этапе являлось – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в задании увеличивалось по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретали некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминали несколько композиций. По моему мнению все это способствует развитию у детей умения самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.

На этом этапе работы необходимо обогащать представления детей о танце, как искусстве, о его разновидностях и характерности. Рекомендую использовать для этого видеоматериалы – записи наиболее ярких, зрелищных танцев в исполнении детей данного возраста и в исполнении знаменитых танцевальных коллективов.

На этом этапе важно помочь детям освоить новые танцевальные движения, овладеть языком пластики. Для этого я использую методики и пособия Т. И. Суворовой, А. И. Бурениной, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой и другие.

ТРЕТИЙ ЭТАП.

3. Этап закрепления и совершенствования характеризовался образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в сюжетно- образном танце. На этом этапе мною совершенствуется качество исполнения упражнений и формировался у детей индивидуальный стиль.

Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начинают свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.

На занятиях музыкальный руководитель включает выполнение музыкально-ритмических упражнений, разучивает композиции и танцы, рекомендуемые программой. Иногда я провожу занятия, целиком посвященные развитию музыкально-ритмических движений.

Продолжительность таких занятий обусловлена возрастом занимающихся (с 3-4 года – 15-20 минут; с 4-5 лет – 20-25 минут; 5-7 лет – 30-35 минут). Занятие состоят из подготовительной, основной и заключительной частей. Вводную часть составляют упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм. Я обязательно включаю в нее ходьбу, бег, прыжки. Затем следует основная часть.

Основная часть занятия – музыкально-ритмическая, она наиболее динамичная. В нее я включаю танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, задания на построения и перестроение.

В этой части дети самостоятельно могут создавать музыкально- пластические образы в сюжетно- образных танцах.

Упражнения распределяются с учетом возрастания физиологической нагрузки в основной части занятия. В подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном, умеренном темпе. Постепенное увеличение этих параметров движения и темпа приводит к усилению нагрузки в основной части. В заключительной части я постепенно снижаю нагрузку.

К подбору музыки на музыкальные занятия я отношусь очень серьезно, используя музыку, доступную для восприятия ребенка. Использую детские песни, песни из мультфильмов, эстрадные и классические произведения. Именно на этом этапе детям предлагается использовать накопленный ими опыт создания танцевальных образов, новых танцевальных комбинаций и т. д. Этой работе предшествует ряд музыкальных игр – этюдов. После прослушивания музыки и образных рассказов о ней, ее персонажах перед детьми ставится задача – представить себя в этом образе и подобрать для его воплощения соответствующие изобразительные движения.

Использованная литература.

1. Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей».

2. А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

3 «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой.

4.» Детство с музыкой» А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская.

Публикации по теме:

Педагогическая технология развития музыкально — ритмического и танцевального творчества старших дошкольников Педагогическая технология развития музыкально – ритмического и танцевального творчества старших дошкольников в музыкальных играх – этюдах.

Презентация к методической разработке по развитию слухового восприятия у старших дошкольников «Волшебные звуки оркестра: проблема приобщения старших дошкольников к музыкальной культуре в процессе развития слухового восприятия различных.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Русские народные сказки
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
Этапы педагогической технологии развития танцевального творчества старших дошкольников в музыкальных играх-этюдах
Опубликовано: 18 августа 2013 в 08:33
+12
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...