Получи документы

Активизация вербальных средств общения дошкольников с задержкой психического развития

Эльвира Тюрина
Активизация вербальных средств общения дошкольников с задержкой психического развития

Определяющей тенденцией модернизации системы специального образования является интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в нормально развивающуюся среду, что требует создания условий для подготовки этих детей к жизни в изменяющихся условиях поликультурного общества. А это в свою очередь выдвигает повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству.

Публикация «Активизация вербальных средств общения дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность, затрудне- ния в процессе актуализации вербальных средств общения,снижение мотивационно - потребностной сферы,неумение ориентироваться в ситуациях окружающей действительностине обеспечивают процесса свободного общения и,в свою очередь,не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности,препятствуют овладению знаниями,отрицательно влияют на личностное развитие и речевое поведение дошкольников с задержкой психического развития.

Низкий уровень развития общительности и коммуникативных способностей затрудняют вербально-коммуникативный процесс данной категории дошкольников. В связи с этим встает вопрос о совершенствовании дидактико-мктодических аспектов коррекционного воздействия,одним мз которых является активизация вербальных средств общения дошкольников с задержкой психического развития.

Для осуществления речевого общения необходимо сформированность как собственно речевых умений,связанных говорением и слушанием как видами речевой деятельности и средствами коммуникации,так и умений невербального общения,предвосхищающих или сопровождающих вербальное сообщение,а также используемых для установления и поддержания контакта,создания положительной и доброжелательной атмосферы общения.

Важно активизировать контактность и коммуникабельность ребенка,развивать его сенсорную и эмоциональную сферу,научить ребенка ставить цели в общении,анализировать задачу,ориентироваться в разных ситуациях общения,формировать его мотивацию.

Для активизации общения большое значение имеет новизна и занимательность дидактического материала,форм работы,смена речевых партнеров,создание коммуникативных ситуаций по типу обобщенной модели игровых и речевых действий,использование разнообразных методов и приемов работы.

Изменение форм организации обучения является одним из приемов,

направленных на активизацию вербальных средств общения. Помимо занятий и традиционном их понимании,целесообразно создавать условия,способствующие желанию детей общаться,-моделировать и поддерживать ситуации естественного общения во время всех видов деятельности ребенка:досуга,развлечений,часов,проводимых на прогулке.

Для развития речевых и не речевых средств общения,а также умений применять их в разнообразных коммуникативных ситуациях. Возможно широкое использование различных игр,направленных на преодоление замкнутости,робости,скованности детей,а также на двигательное раскрепощение; развитие невербальных форм коммуникации; распознавание эмоциональных реакций других людей и умение адекватно выражать свои эмоциональные состояния. Имитация и оценка различных эмоциональных состояний по особенностям мимики,жестов,выразительных движений обогащает визуально-чувственные представления детей,порождает речевую активность,создает положительную атмосферу на занятии.

Этому способствуют специальные игры. Например,»Сочини свой танец» - ведущий встает в центр круга. В так музыке он выполняет несколько танцевальных движений,остальные копируют его танец. Затем он дотрагивается до любого участника, тот выходит в центр, показывает свой танец и т. д.

«Правила гигиены»- педагог предлагает детям с помощью считалки выбрать водящего. Его просят выйти из группы,а педагог договаривается с детьми,кто и кого будет изображать. Затем водящий приглашается в группу. Педагог поочередно вызывает детей для показа элементарных навыков гигиены при помощи жестов и мимики. Водящий должен отгадать,что показывал каждый из детей.

Детей учат видеть и понимать себя и других в процессе общения. Например, «Вкусные конфеты»- у ребенка в руках изображаемый кулек с конфетами. Он протягивает его по очереди детям они берут по одной конфете и благодарят,разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По лицам видно,что угощение вкусное.

«Походка и настроение» - педагог показывает движение и просит изобразить настроение: капает мелкий и частый дождик,а теперь с неба падают тяжелые,большие капли или полетает как воробей,а теперь-как чайка,как орел;походим,как старая бабушка,пройдемся как маленький ребенок,который учится ходить,попрыгаем как веселый клоун;осторожно подкрадемся,как кошка к мышке;побежим навстречу родителям и д. р.

Упражнения,направленные на формирование эмоционально настраивающих тактик,можно проводить,используя разнообразный материал. Так на занятиях используется набор фотографий, иллюстраций с изображениями людей,животных,находящихся в различных эмоциональных состояниях (радость, удивление,любопытство, испуг,недовольство, возмущение, стеснительность и др.) Сначала с помощью педагога,а потом самостоятельно дети называют состояние героя и придумывают рассказ по одной из картинок.

При знакомстве детей с разными эмоциями используются беседы, чтения рассказов,эпизодов из сказок,создаются игровые микроситуации,в которых герои испытывают то или иное чувство. Детям предлагается угадать чувства и вспомнить, когда герой сказок (мультфильмов) испытывает аналогичное состояние.

Учитывая,что наиболее доступной и естественной для детей формой общения является диалогическая речь и что вопросно - ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, посколько стимулируют и побуждают к речевой деятельности, в число приемов обучения вводят речевые игры.

Проводятся игры-диалоги,в которых сочетаются игровая ситуация, беседа, взаимодействие действующих лиц,решение различных коммуникативных задач.

Тематика игр-диалогов различна: диалоги по телефону,вызов врача из поликлиники,приглашение гостей и т. д.

Использование словесных игр ориентирует на развитие интонационной выразительности речи,умения верно формулировать мысли,обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматических средств языка и способствует активизации вербальных средств коммуникаций детей.

Например, «Пропущенные слова» - педагог предлагает детям добавить недостающее слово «На пороге сидела и жалобно мяукала.»; «Шерсть у кошки. ,коготки.»; «Дождик прошел и из-за туч показалось.»; «Пришел почтальон,он принес.»

С целью активизации речевой деятельности,средств общения используются такие игровые задания и упражнения.

«Салат из сказок» - дети придумывают новую сказку за счет объединения названий двух или нескольких сказок. Например, «Красная шапочка» и «Мальчик-с-пальчик», «Дюймовочка» и «Кот в сапогах», «Золушка» и «Малыш и Карлсон».

«Сказочная путаница» - ребенку предлагается распутать клубок из сказок: «Жили-были дед да баба. Была у них репка. Дед ел-ел не съел. Баба ела-ела не съела. Покатилась репка дальше. Катится-катится, а на встречу ей избушка на курьих ножках».

Придумывание сказок и историй помогало детям выразить свою индивидуальность,высказать свои мысли,учил адекватным способам взаимодействия,умению спокойно выслушивать собеседника и активизируя тем самым средства общения.

Таким образом,работа в рамках активизации вербальных средств общения дошкольника с задержкой психического развития должна предусматривать создание благоприятной доброжелательной обстановки на занятиях,включать специальные комплексы разнообразных коммуникативно-направленных упражнений, способствующих развитию мотивационно-потребностной сферы общения, речевой и познавательной активности, эмоционально-личностной сферы.

Литература

1. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. - М. :У -Фактория, 2004-192 с.

2. Федосеева, Е. Г. Роль театрализованной игры в коррекции средств общения у дошкольников с общим недоразвитием речи / Е. Г. Федосеева // Научное наследие М. Е. Евсевьева в контексте национального просветительства Поволжья (к 140-летию со дня рождения мордовского просветителя); Всерос. науч. конф. «Научное наследие М. Е. Евсевьева» в контексте национального просветительства Поволжья (к 140-летию со дня рождения мордовского просветителя)», 11-13 мая 2004,[материалы]; в 3-х ч. 2;- Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск,2004. - С. 180-184.

3. Шипицына, Л. М. Уроки общения для детей с нарушениями интеллекта Л. М. Шипицына. -СПб. : Просвещение,Санкт-Петербургский филиал. 2006.-302 с.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Социальный проект «Подари ребенку радость». Проблема социализации детей и подростков с ограниченными возможностями Название проекта: «Подари ребенку радость». Пояснительная записка. В современном обществе наиболее острой является проблема социализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация вербальных средств общения дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 11 марта 2014 в 21:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД