Аналитический отчет учителя-логопеда

Ольга Новокрещенова
Аналитический отчет учителя-логопеда

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества и приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.

Практика логопедической работы в межаттестационный период показала увеличение количества детей с нарушением речи в группах общеразвивающей направленности. Также наблюдается тенденция к увеличению детей-логопатов с сочетанными диагнозами.

Цель анализа: проанализировать и дать оценку логопедического сопровождения коррекционно-образовательного процесса в условиях логопункта, направленного на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала.

Данная цель конкретизирована задачами, представленными на слайде.

Логопедическое обследование детей, зачисленных на логопункт, проводилось с использованием традиционных и современных методов комплексной диагностики устной речи дошкольников и психолого-педагогического обследования неречевых функций Трубниковой Н. М., Крупенчук О. И., что позволило получить объективные результаты, грамотно определить этиологию и механизм речевых нарушений, на основе прогноза построить перспективную программу индивидуального развития и коррекции. Организованная и проводимая коррекционная деятельность дает положительную и устойчивую динамику речевого развития.

Логопедическая работа с детьми проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушений. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.

Направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи явились следующие:

1. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа. В рамках данного направления проводилась работа над коррекцией звукопроизношения, развитием просодики, речевого дыхания, слоговой структуры слова, совершенствованием фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

2. Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. В этом направлении осуществлялась работа по развитию словаря (пассивного и активного, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи и навыков неречевого общения.

3. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. По данному направлению коррекционно-педагогическая деятельность была направлена на обучение элементам грамоты и развитие графомоторных навыков.

Для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме использовались пособия: «Умный малыш», а также пособия игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича В. В.: прозрачный квадрат, двухцветный квадрат, геоконт, геовизор, игровизор.

Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через использование современных игровых технологий - приоритетное направление, над которым велась работа в межаттестационный период. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). С использованием пособий для постановки и автоматизации звуков мною проводились логопедические занятия, полностью охваченные какой-либо игровой ситуацией: «Посылка» («Письмо», «Веселая школа» и др.

Мною использовались игровые упражнения (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую и мелкую моторику). Артикуляционную гимнастику сопровождала чтением стихотворений, демонстрацией компьютерных презентаций. Игровую ситуацию создают предварительные или совместные движения руками, имитирующие движения языка, неба, челюстей (артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой). Например, игровое упражнение «Горка.

На первом и втором этапах работы над звуком велась работа над выработкой правильного речевого дыхания.

Для развития мелкой моторики проводились подражательные игры на статическую и динамическую организацию пальчиковых поз: «Зайчик», «Коза»и другие. С этой же целью проводились дидактические и развивающие игры: «Собери пирамидку», «Собери матрешку»,

Использовались речевые игры-забавы «Сорока – сорока…», «Этот пальчик в лес пошел…»; игры с массажными шариками: «Мяч колючий…»; всевозможные шнуровки; волшебный мешочек; сенсорные коврики для пальчиков; объемные и плоскостные игрушки-застежки; пальчиковые театры.

Восприятию звука, его постановке и автоматизации в изолированном виде, а также развитию мелкой моторики и восприятию пространства способствуют упражнения «Звуковые дорожки» с использованием игровых ситуаций. Например, игровое упражнение «Пароход»: «Пароход заблудился в море среди скал. Помоги ему доплыть до пристани. Проведи пальчиком по дорожке и погуди: «Л-Л-Л».

Закрепление произношения звуков в слогах осуществлялось в играх «Слоговые дорожки» (все звуки). Например, «Спой песенку скворца» (звук [ц])

Отработке звука в словах способствовали настольно-печатные игры или игры-бродилки «Лабиринты».

На всех этапах работы над звуком проводились разнообразные игры на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания: словесные («Внимательные ушки»; «Звуковая цепочка», «Доскажи словечко», «Назови последний (первый) звук», «Четвертый лишний» и другие, игры с движением («Поймай звук) и другие. Данной работе способствовали дидактические и развивающие игры: «Кто быстрее соберет вещи?», «Магазин», «Зоопарк», «Украсим шапки» и др.

Для повышения качества образования использую инновационные технологии:

- здоровьсберегающие технологии: дыхательная гимнастика, мимическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, массаж шестигранными карандашами, массаж мячиками и кольцами Су-Джок;

- игровая технология Воскобовича В. В. ;

- технология лэпбук;

- элементы логоритмики.

Целенаправленно внедряю в образовательный процесс современные педагогические технологии: игровые, информационно–коммуникационные (презентации, дидактические компьютерные игры, использую обучающие и развивающие компьютерные программы для развития фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания, для постановки, автоматизации и дифференциации звуков, игры для развития слоговой структуры слова, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.

Развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников позволило принять участие в конкурсах, фестивалях: 2016г.: IV Городской фестиваль конструирования «Юный архитектор» среди муниципальных дошкольных образовательных организаций Екатеринбурга, городской праздник поэзии «Звездочки» (районный этап, первый городской фестиваль патриотической песни для детей и юношества «Звездочка»; 2017 г.: II городской конкурс «Маленькие граждане большой страны», Городской интеллектуально-творческий конкурс «Юные правоведы» для воспитанников дошкольных образовательных организаций 5-7 лет.

За время работы в межаттестационный период было разработано программно-методическое сопровождение образовательной деятельности (рабочая программа (модуль образовательной деятельности) «Речевое развитие» основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, открыта в социальной сети собственная электронная страничка на сайте MAAM.RU

В межаттестационный период уделяла большое внимание совместной работе с педагогами ДОУ. Для воспитателей проведены консультации, мастер-классы, семинары-практикумы. Совместно с музыкальным руководителем, принимала активное участие в проведении праздников.

Проблему коррекции звукопроизношения у детей невозможно решить без тесного сотрудничества с родителями. Для родителей осуществлялась информационно-просветительская деятельность по направлениям развития речи ребенка. Для повышения их компетентности в этом направлении мною были проведены консультации: «Основные правила работы при выполнении заданий логопеда», «Речевые игры», «Зачем нужны логопедические домашние задания», «Свистящие звуки», «Сонорные звуки», «Артикуляционные упражнения», «Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки», «Делаем дыхательную гимнастику правильно», «Правильно слышим – грамотно пишем». Постоянно обновляю информационный уголок: «Советы логопеда» (рекомендации родителям по развитию речи детей).

С целью привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых расстройств у детей, применялись практические формы работы, такие как открытые занятия по постановке и автоматизации звуков, индивидуальные практикумы по обучению родителей приемам автоматизации звуков, консультации, индивидуальные логопедические тетради.

Опыт моей профессиональной деятельности был представлен на следующих мероприятиях:

- VIII Международных социально-педагогических чтениях им. Б. И. Лившица «Социальная педагогика и социальная работа: вчера, сегодня, завтра»;

- Общероссийский инновационный проект «Моя Россия» (публикация в сборнике научно-исследовательских, методических и творческих работ);

- Международный конкурс «Социальная адаптация детей дошкольного возраста».

- Всероссийский конкурс «ИКТ-компетентность как критерий оценки профессиональной деятельности согласно требованиям профстандарта современного педагога».

Уровень речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Характер нарушений произносительной стороны речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах онтогенеза.

Таким образом, актуальной становится проблема раннего выявления и профилактики нарушений в звукопроизношении (с момента поступления в ДОУ) и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи, при использовании потенциала сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции.

Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.

Данные факторы позволили определить мне основное направление профессиональной деятельности на следующий межаттестационный период:

оптимизация содействия и сотрудничества участников коррекционно-развивающего процесса в ДОУ с целью профилактики речевых нарушений

посредством современных форм работы.

Завершая свой аналитический отчет и давая оценку своей коррекционно-педагогической деятельности в межаттестационный период, признаю ее эффективной, так как цель по данному направлению реализована полностью. По итогам речевого обследования детей старшего дошкольного возраста прослеживаются стабильные результаты.

Прикреплённые файлы:

analiticheskii-otchet_8mg0k.ppt | 5616,5 Кб | Скачан: 32
 
Публикации по теме:

Аналитический отчет Я, Шалаева Ольга Валерьевна, воспитатель группы детей раннего возраста. Аттестацию прохожу впервые. - образование средне - специальное.

Аналитический отчет итогового мониторинга Аналитический отчет итогового мониторингаподготовительной группы № 9 на 2015-2016 учебный год Подготовила воспитатель: Митрофанова Валерия.

Аналитический отчет о логопедической работе учителя-логопеда за 2016–2017 уч. год АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЗА 2016-2017 уч. год МАДОУ ЦРР – д/с №17 Учитель – логопед Кудымова А. М. ЦЕЛЬ:.

Аналитический отчет о работе. Аналитический отчет о работе за 2015-2016 учебный год в средней группе №6 МАДОУ Детский сад №7, корпус 2В течение года дети развивались.

Аналитический отчет за 2012–2017 Введение Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. ФГОС.

Годовой отчет работы учителя-логопеда в группе для детей с ОНР Повышение квалификации, профессиональная переподготовка: Участие в работе авторского семинара Колесниковой Е. В. «Речевое развитие детей.

Годовой отчет учителя-логопеда за 2016–2017 учебный год Годовой отчёт учителя-логопеда МБДОУ № 21 детский сад «Колокольчик» комбинированного вида г. Искитима. за 2016 – 2017 учебный год. В период.

Годовой отчет учителя-логопеда Годовой отчет Учителя логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности Веревкина Т. Н. за 2015-2016 учебный год В.

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Аналитический отчет учителя-логопеда
Опубликовано: 19 октября 2017 в 06:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Счастливого пути!» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по социально-коммуникативному...
Итоговое интегрированное открытое занятие в старшей группе «Путешествие на...
Цель: Обобщить и систематизировать знания, полученные в течение года. Программное содержание: 1. закрепить знания о характерных признаках весны, о...
Эссе «Я педагог» к конкурсу «Лидер в дошкольном образовании»
Эссе «Я педагог». Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека. Ш. Амонашвили Если бы 22...
Презентация «Методы экологического воспитания дошкольников»
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста должно предупредить дальнейшее разрушение планеты, на которой мы живем. Деятельность человека должна быть...
Презентация «Открытое мероприятие «Путешествие в зеленую страну»
Открытые занятия или мероприятия для детей до¬школьного возраста — одна из эффективных форм организации методической работы в ДОУ. Открытое занятие в...