МААМ-картинки

Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ

Елена Токарчук
Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ

Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ в МБДОУ №104 комбинированного вида

за 2015-2016уч. год.

Актуальность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения сил многих родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ.

Публикация «Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ» размещена в разделах

Работа нашего педагогического коллектива по реализации инклюзивного образования началась с апреля 2015 года.

В настоящее время численный состав воспитанников МБДОУ – 154 ребёнка, функционирует 6 групп, из них 1 - комбинированной направленности. Контингент воспитанников с ОВЗ – 18 детей с ТНР и 1 ребёнок-инвалид с сочетанными нарушениями развития. Из общего количества детей с ограниченными возможностями здоровья 16% воспитанников обучаются в ДОУ в рамках инклюзии.

В связи с этим, у педагогического коллектива возникли вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить? Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка, при планировании работы в группе? Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных особенностей?

При организации инклюзивного образования мы руководствовались следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

2. Конвенция ООН «О правах инвалидов» ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ

3. ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

4. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»

5. Закон Красноярского края от 10.12.2004 № 12-2707 «О социальной поддержке инвалидов»

6. Закон Красноярского края от 26.06.2014 № 6-2519 «Об образовании в Красноярском крае»

7. Распоряжение правительства Красноярского края от 26.10.2012 № 844-р «О концепции межведомственного сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов» на 2013-2016 годы

8. Приказ Главного управления образования г. Красноярска от 29.05.2015 № 339-п «Об инклюзивном образовании».

Рабочей группой МБДОУ были проанализированы методическая литература и опыт работы других образовательных учреждений по вопросам организации инклюзивного образования в ДОУ.

Для реализации инклюзивного образования нами была разработана следующая документация:

Положение о пилотной площадке по инклюзивному образованию для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

Положениеоборганизации инклюзивного образования в образовательном учреждении;

Положение об адаптированных образовательных программах;

Положение о ПМПк;

Внесение изменений в Устав МБДОУ, отражающих возможность организации групп комбинированной направленности;

План введения и реализации инклюзивного образования;

Паспорт доступности;

План развития доступной образовательной среды;

Образовательная программа учреждения, отражающая основные принципы и содержание инклюзивного образования, а также имеющая соответствующий раздел по работе с детьми с ОВЗ;

АООП и АОП для детей с ОВЗ;

Письменные согласия родителей (законных представителей) на получение их детьми образования по адаптированным программам.

Внедрение инклюзивного образования в ДОУ началось с подготовки педагогического коллектива. Обучение проходило черезконсультации, семинары, курсы повышения квалификации. На уровне МБДОУ

Круглый стол «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ».

Семинар-практикум «Разработка АОП и АООП».

Индивидуальное консультирование.

На уровне района, города

Семинар «Презентация модели деятельности городского ресурсного центра поддержки инклюзии знакомство с методом Tomatis»

Семинар «Современные подходы к формированию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в свете положений международного и российского законодательства».

Семинар-практикум «Как с нуля написать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, посещающего образовательные учреждения в рамках инклюзивного образования»;

Семинар «Разработка рабочих программ логопедической направленности как компонента АОП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС».

Семинар-практикум «Основы работы с нежелательным поведением детей».

Семинар «Специфика коррекционно-развивающей работы с безречевыми детьми».

Семинар «Особенности организации процесса образования и сопровождения дошкольника с кохлеарными имплантами в ДОУ».

Одним из важнейших направлений методической работы в МБДОУ явилась разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ. Этому вопросу были посвящены семинар-практикум «Разработка АОП и АООП» и индивидуальные консультации для педагогов, а также посещение городских обучающих семинаров:

• «Как с нуля написать адаптированную образовательную программу для ребенка с ОВЗ, посещающего образовательные учреждения в рамках инклюзивного образования»;

• «Разработка рабочих программ логопедической направленности как компонента АОП/АООП в соответствии с требованиями ФГОС».

Вопрос нормативно-правового регулирования функционирования групп комбинированной направленности рассматривался на вводном педагогическом совете, обсуждались должностные обязанности и взаимодействие воспитателей со специалистами. Был утвержден план введения и реализации инклюзивного образования в МБДОУ.

Далее анализировалась информация о вновь поступающих детях, проводились индивидуальные собеседования с родителями. При согласии родителей получать образование по адаптированной образовательной программе, оформлялось письменное заявление.

Информация по реализации инклюзивного образования в МБДОУ была предоставлена родителям на первом собрании. Родителям былоразъяснено понятие инклюзии, формы работы с детьми, а также были представлены специалисты, работающие с детьми с ОВЗ. В нашем учреждении на сегодняшний день работают 2 учителя-логопеда, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Также, работа с родителями осуществлялась по следующим направлениям:

Просветительская деятельность:

Круглый стол «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ».

Оформление информационных стендов, родительских уголков.

Индивидуальное консультирование.

Совместная деятельность :

Мастер-класс «Сказка о веселом Язычке», «Наши пальчики играют»;

Участие в мероприятиях ДОУ (выставки, акции).

Накаждого ребёнка в рамках ПМПк МБДОУ были разработаны адаптированные образовательные программы, которыебыли утверждены на педагогическом совете учреждения, был определен ведущий специалист. Ведущий специалист определялся исходя из рекомендаций ПМПК. Каждый ведущий специалист ведёт карты развития по каждому ребёнку, куда вносятся личные данные ребёнка, заключения ПМПК, АОП, материалы мониторинга. Эти материалы предоставляются затем для ПМПК.

Следует отметить, что освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. В данном случае специалисты, работающие с ребенком, проводят внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществлялся в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Мониторинг проводилсячерез:

Наблюдение

Беседы

Анализ продуктов деятельности

Анализ карт развития

Использование специализированных диагностических комплексов

Деятельностные пробы

По результатам мониторинга проводилась корректировка адаптированной образовательной программы.

Эффективность работы площадки:

По итогам ПМПК мы видим повышение уровня речевого развития детей с ТНР и положительную динамику развития у выпускника со сложным тяжелым множественным нарушением.

Помимо успешного освоения адаптированной образовательной программы дети были активными участниками выставок, организованных в ДОУ:

«Здравствуй, осень золотая» (выставка поделок из овощей и природного материала»;

«Мамочка любимая моя» (выставка рисунков ко Дню матери);

Также, воспитанники с ОВЗ участвовали в реализации логопедического проекта «Украсим ёлку дружбы» (идея проекта - развитие речи детей в процессе ручной деятельности).

В заключение хочется отметить, что в начале года работа по внедрению инклюзивного образования начиналась с анализа ресурсов и дефицитов ДОУ. Основным ресурсом явился кадровый состав (имеются специалисты, необходимы для работы с детьми с ОВЗ, дефициты – недостаточное методическое и предметно-развивающее оснащение. Эти дефициты мы попытались восполнить, подав заявку на участие в грантовом конкурсе «Преодоление», организуемом Фондом М. Прохорова. Мы представили логопедический проект для детей с ОВЗ «Рука в руке».

План введения и реализации инклюзивного образования в МБДОУ №104на 2015-2016 год.

№ Содержание работы Сроки Ответственные

1. Подготовка нормативных документов по вопросам организации инклюзивного образования (разработка положения по организации инклюзивного образовании, локальных актов, внесение изменений в Устав МБДОУ и т. п.) Август - сентябрь Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

2. Формирование доступной среды для детей с ОВЗ (Обеспечение учебно-методическими комплектами, паспорт доступности, план развития доступной среды) Август-сентябрь Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

3. Разработка адаптированных программ для детей с ОВЗ на основе мониторинга актуального уровня развития. сентябрь Ст. воспитатель, педагоги, специалисты

4. Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ В течение года Педагоги, специалисты

5. Создание системы научно – методического сопровождения педагогов : - участие в научно – практических семинарах, конференциях, круглых столах по проблеме организации инклюзивного образования детей с ОВЗ;

- изучение опыта работы других общеобразовательных учреждений по организации инклюзивного образования детей;

- подбор и разработка методических рекомендации по вопросам организации инклюзивного образования. В течение года Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию

6. Заседания ПМПк с целью корректировки АОП и мониторинга развития детей с ОВЗ (плановые и внеплановые) Сентябрь, январь, май Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию, педагоги, специалисты

7. Консультативная деятельность (консультирование родителей, педагогов ДОУ района по вопросам инклюзивного образования) В течение года Заведующий, ст. воспитатель, координатор по инклюзивному образованию, педагоги, специалисты

8. Проведение мониторинга уровня удовлетворенности услугой родителями (анкетирование) май координатор по инклюзивному образованию

Публикации по теме:

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Адаптация общеобразовательных программ по музыкальному воспитанию в практике инклюзивного образования. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство, закладывается то, что во многом определяет.

Аналитическая справка о проведении Недели инклюзивного образования.Аналитическая справка о проведении Недели инклюзивного образования. Аналитическая справка по итогам проведения недели инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» На основании письма отдела.

Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника Анализ программ по развитию эмоциональной сферы дошкольника. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития,.

Анализ учебной практики по ПМ О1 10.12.15 -Наблюдение и анализ проведения режимных моментов, направленных на воспитание культурно-гигиенических навыков и укрепления здоровья.

Фотоотчёт о проведении Недели инклюзивного образованияФотоотчёт о проведении Недели инклюзивного образования В нашем Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Майский детский сад "Солнышко" с 04 по 08 апреля 2016 года прошла Неделя инклюзивного.

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми возможностями здоровья в образовательном учреждении является.

Опыт работы по апробации краткосрочных образовательных практик (КОП) по ФГОС Опыт работы по ФГОС по апробации Краткосрочных образовательных практик (КОП) В настоящее время, сфера образования в Российской Федерации.

План работы по неделе инклюзивного образования в МБДОУПлан работы по неделе инклюзивного образования в МБДОУ План проведения Недели инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» в МБДОУ № Название Форма проведения 1.«Что такое инклюзивное.

Проблемы инклюзивного образования в детском саду Статья Степанишина Ирина Павловна ГБДОУ ЦРР детский сад№23 г. Санкт-Петербург Проблемы инклюзивного образования в детском саду Проблема.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ практики внедрения инклюзивного образования и апробации адаптированных образовательных программ
Опубликовано: 25 мая 2016 в 11:33
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД