Получи документы

Автоматизация звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами форм малого фольклора

Жанна Приварина
Автоматизация звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами форм малого фольклора

Первая глава. Теоретические аспекты

1.1. Автоматизация звукопроизношения у дошкольников с ФФНР в психолого-педагогической литературе.

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путём артикуляции речевых органов.

Публикация «Автоматизация звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами форм малого фольклора» размещена в разделах

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, т. е. такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и т. д. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи.

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия.

Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребёнка с речевыми нарушениями.

Коррекция произношения – исправление недостатков произношения, включая все его составные части: дыхание, голос, звуки, словесное и фразовое ударение, членение речи паузами, темп и соблюдение орфоэпических норм.

Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении проставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

1.2. Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников с ФФНР

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. В ряде случаев процесс овладения речью может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальных ход её развития.

Фонетические нарушения речи выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Фонематические нарушения выражаются в том, что ребёнок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками.

Формирование звуковой стороны речи при нормальном ее развитии происходит в двух взаимосвязанных направлениях: усвоение артикуляции звуков (движений и позиций органов речи, нужных для произношения) и усвоение системы признаков звуков необходимых для их различения.

Каждый язык, как показали лингвистические исследования, располагает своей фонематической системой, где определенные звуковые признаки выступают как сигнальные, смыслоразличительные (фонемы, в то время как другие звуковые признаки остаются несущественными (вариантами). Весь звуковой строй языка определяется системой и противопоставлений (оппозиций, где различие даже в одном признаке изменяет смысл произносимого слова.

Дифференциация звуков речи как при восприятии, так и при произношении происходит на основе выделения сигнальных признаков и отвлечения их от несущественных, не имеющих фонематического значения.

Затруднения в выработке звуковых дифференцировок у детей чаще всего проявляются в замене при произношении одного звука другим и смешении звуков.

Замена и смешение звуков наблюдаются внутри определенных фонетических групп : внутри свистящих., шипящих., звонких и глухих., сонорных., мягких и твердых и т. д. и, как правило, происходят лишь в пределах указанных групп. Исключения составляют свистящие и шипящие звуки, близкие по артикуляции, а также звуки [Ц] и [Ч], которые могут заменяться звуками [Т] – [Т’], [Д] – [Д’], опять-таки звуками близкими по своей артикуляции.

Замене или смешению подвергаются не обязательно все звуки определенной фонетической группы. Эти нарушения часто рас-пространяются лишь на какую-нибудь пару звуков. Иногда замена и смешение звуков сочетаются с искаженным произношением отдельных звуков. Чаще всего нарушения наблюдаются при произношении свистящих и шипящих звуков, звонких и глухих, а также сонорных [Р] и [Д].

1.3. Роль форм малого фольклора в автоматизации звукопроизношения у дошкольников с ФФНР.

Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения и другие). Малые фольклорные жанры одни из них.

Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, скороговорки у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.

Первое большое собрание скороговорок, помещенных в специальный отдел, опубликовал в своем хрестоматийном труде В. Даль (1862). Он и попытался ввести в научный язык народную терминологию («прибаутки», «скороговорки» и др.).

Анализ скороговорок, собранных В. Далем, показывает, что их диапазон необычайно широк. Скороговорки бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и на сочетаниях звуков, доступные детскому восприятию и не рассчитанные на него. Немногие жанры литературы могут состязаться со скороговорками в подобном разнообразии.

Не установлено точное время появления скороговорок, но очевидно, что они возникли в глубокой древности. Об этом говорит содержание ряда текстов.

Интересна эволюция термина «скороговорка» в разных изданиях «Словаря русского языка» С. Ожегова. Если в издании 1978 года дается следующее определение: «Искусственно, ради забавы придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести, быстро, не запинаясь», то уже в 1990 внесена важная поправка: «Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка». Обратите внимание — исчезли слова «ради забавы придуманная». Это связано, в ча-стности, с тем, что скороговорки взяли на вооружение логопеды и новые тексты разрабатываются не для забавы, а для коррекции и совер-шенствования речевого аппарата детей.

В наши дни логопеды широко используют скороговорки для автоматизации и дифференциации звуков в произношении детей.

Вот пример народной скороговорки на автоматизацию звука [Р]; здесь этот звук в каждом слове :

На дворе трава,

На траве дрова.

Следующая скороговорка — подлинный шедевр дифференциации звуков [Р] и [Л].

Карл у Клары украл кораллы,

А Клара у Карла украла кларнет.

Этот текст идеален: в каждом слове присутствуют звуки [Р] и [Л].

Вторая глава. Практика работы с детьми.

2.1. Диагностика уровня сформированности фонетико-фонематический процессов у дошкольников.

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г.

При логопедическом обследовании детей с нарушением произношения нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.

Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата. Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию (вслед за логопедом) или речевой инструкции.

При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.

В результате обследования звукопроизношения должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи. При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения : замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка, имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.

При обследовании состояния звукопроизношения особое внимание нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (отдельных словах и фразах). Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки с и ш, однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим («У коски пусиштый хвост», (Правда, чаще всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.

После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию. Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т. д., звонких и глухих (да-та па-ба, и т. д., сонорных (ра-ла, ри-ли и т. д., мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.). С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например: ca-шa, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение, их проверяется следующим образом: ему предлагают, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок поднимает руку.

Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу, например: жук - сук, том - дом - ком, дом - сом, мишка - миска, коза - коса, лужа - лыжи, день - тень - пень. Эту проверку проводят разными способами: можно предложить ребенку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что такое лужа и что такое лыжи?») и др.

В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести нарушения звукопроизношения, а также наметить пути коррекции дефекта.

2.2. Методика автоматизации звукопроизношения у дошкольников с ФФНР средствами форм малого фольклора.

Работа по звукопроизношению сочетается с работой по другим разделам звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, голоса, дикции, темпа, интонационной выразительности речи).

I этап – подготовительный, предлагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.

II этап – становления звуков речи, или постановка звука.

Постановка звуков начинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными.

При полном отсутствии звука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке.

Если не возможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции нужного звука и образец его произношения, сопровождаемого упражнением детей.

III этап – закрепление и автоматизация звуков.

С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произноситься правильно (О. В. Правдина).

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта трудная для нервной системы работа. Она требует большей осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетания, слово, фразу).

Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создания таких условий, чтобы в течении дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз.

IV этап – дифференциация смешиваемых звуков.

В основе его лежит дефференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим. Дети не отличают новый звук от некоторых сходных с ним звуком и путают их. При дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия.

Более подробно остановимся на этапе автоматизации и дифференциации звуков. Для совершенствования дикции на занятиях используется специфичное упражнение – заучивание скороговорок. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна.

Скороговорки подбираются таким образом, чтобы они максимально были насыщены автоматизируемым звуком :

[С]

• У Сани нос в сметане.

• Сад в снегу и лес в снегу,

А по снегу я бегу.

Сам сказать сумей-ка:

«В саду стоит скамейка,

На скамейке сидит кот,

Он нам песенки поёт».

[Ш]

• Шапка и шубка, вот и наш Мишутка.

• Даша вышивает мишку,

Маша вышивает мышку.

• Ешьте вишни под вишней

Дедушка и бабушка,

Батюшка и матушка,

Маша и Иванушка.

[Л]

• Полкан толкал палку лапкой.

• Плавал Павел на плоту

И ловил с плота плотву.

• Клава искала булавку,

Булавка упала под лавку,

Под лавкой искать было лень,

Искала булавку весь день.

[Р]

• У сороки и вороны в сковородке макароны.

• Труба трубит, труба поёт,

Трубач по городу идёт.

• Обрадован баран –

У барана – барабан,

И баран в барабан барабанит,

Барабанит баран в барабан.

Или дифференцируемыми звуками :

[С] - [Ш]

• Скушай Саша шесть сушек.

• Саша сегодня в гости спешит,

Снова он шутками всех насмешит.

• Соня и Саша

Весело смеялись:

Шесть пушистых кошек

Мышонка испугались.

[Л] - [Р]

• У клоуна украли кролика.

• Варвара у рва нарвала травы

И набрала грибов.

• Пришёл Прокоп, кипел укроп,

Ушёл Прокоп, кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

Новая скороговорка произносится наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читают её несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Затем ребёнок самостоятельно вполголоса проговаривает её (если текст очень легкий, этот момент опускается). На следующих занятиях, если текст легкий и ребёнок сразу им овладевает, задания необходимо разнообразить: произносят заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена меняется и темп. Постепенно задания задаются следующими приемами. Повторяются скороговорки «по заявке» ребёнка. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям. Ребё нок: «Расскажите про покупки». Логопед: «Про какие про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизируют ребёнка, развивают его произвольное внимание.

При повторении скороговорки логопед следит за правильностью выполненного задания, указывает на степень отчетливости произношения, обращает внимание на качество движений губ ребенка. Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка.

Народные песенки, потешки также представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью развивается фонематический слух, так как народные песенки используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников.

Быстро включить детей в занятие привлечь внимание, вызвать активный интерес помогает загадка. Поэтому загадку целесообразно использовать в самом начале занятия. Иногда, сразу получив отгадку-слово, можно перейти к звуковому анализу этого слова, выделению звука. В этом случае загадки подбираются по звуковому принципу – слова-отгадки начинаются на автоматизируемые звуки, используются игры «Отгадай-ка», «Отгадай и расскажи». Кроме того, загадки способствуют умственному развитию ребёнка, развитию его словаря, слухового восприятия, памяти.

Как организующий момент на занятии используется пословица: «Делу – время, потехе — час», настраивающей детей на последующую работу.

Заключение.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать нарушения произношения.

Исследователями детской речи и практическими работниками отмечено значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе. Ребенок с развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Привлекая детей своей формой, яркими поэтическими образами средства малого фольклора вызывают у детей положительные эмоции, которые повышают эффективность работы, направленной на формирование правильного звукопроизношения. Делают речь детей более выразительной, яркой

Таким образом, с помощью различных форм фольклора можно более успешно решать задачу по коррекции звукопроизношения и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Литература.

1. Азадовский М. К. История русской фольклористики. - М. : Учпедгиз, 1958.

2. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. - СПб. : «Каро», 2002.

3. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков / Автор-составитель И. Г. Сухин. – Ярославль: Академия развития: Академия Ко: Академия Холдинг: 2002.

4. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

5. Игнатьева С. А., Блинков Ю. А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

6. Логопедия. / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

7. Основы логопедии. / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989.

8. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., Просвещение,1988.

9. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – М., Просвещение, 1972.

10. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1981.

11. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.

12. Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. – М. : Мозаика-Синтез, 2000.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Автоматизация звукопроизношения у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами форм малого фольклора
Опубликовано: 12 октября 2020 в 14:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД