Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Развивающие игры для дошкольников

Ирина Петрюк
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Развивающие игры для дошкольников

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

Самое интересное, что в наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Что развивают блоки Дьенеша?

Блоки развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также — восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму).

С какого возраста можно играть с блоками?

Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до 10 лет. На практике можно давать блоки детям от 2 х лет.

С чего начать знакомство с блоками?

Для начала надо познакомить ребёнка с блоками. Выложите перед ним набор и дайте ребенку поиграть с деталями: потрогать, перебрать, подержать в руках.

Далее можно усложнить задания:

1. Найди все фигуры такого же цвета (не такого же цвета, как эта (покажите, например жёлтую фигуру). Затем можно попросить ребёнка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).

2. Дай мишке все синие фигуры, зайчику — жёлтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

3. Какая эта фигура по цвету (форме, размеру, толщине?

4. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

5. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Также можно все фигурки охарактеризовать по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

6. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

7. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

8. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

9. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Также можно выкладывать фигуры так, чтобы каждая отличалась друг от друга цветом, формой, размером

10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. Или выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Блоки очень увлекательны для детей. В моей группе дети от 3 до 4 лет и они с удовольствием выполняют игровые задания.

Не менее увлекательны палочки Кюизенера. Знакомя детей с палочками и блоками, я считала, что для моих малышей будет сложно их освоить. Но я ошибалась. Освоение произошло очень быстро. Используя данные палочки в работе, дети не только осваивают цвет, величину, число деталей, учатся ориентироваться на плоскости, но и могут соотносить с образцом на картинке, работают в паре, у них развивается мышление, речь, память. В выкладывании плоскостных изображений дети фантазируют, придумывая новые фигуры, вслух прооваривая свои действия. Очень помогают палочки, если необходимо отвлечь детей, переключить внимание ребёнка на более спокойную деятельность: начиная играть, увлекаясь игровыми действиями, ребёнок даже не понимает, что педагог сознательно переключил его внимание

Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Развивающие игры для дошкольников
Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Геометрическая пирамида»Дидактическое пособие «Геометрическая пирамида» Дидактическое пособие «Геометрическая пирамида» Цель: развитие сенсорных способности детей, умении узнавать и называть цвет, величину, форму.

Многофункциональное пособие «Волшебная скатерть»Многофункциональное пособие «Волшебная скатерть» Волшебная скатерть» Цель: 1. Учить детей определять цвет, размер, форму геометрических фигур путём зрительного и двигательного обследования,.

Библиотека изображений:
  • Головоломки
  • Головоломки
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Развивающие игры для дошкольников
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 22:09
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Квест «У Лукоморья». Фотоотчет.
Квест "У Лукоморья". Фотоотчет. В период летних каникул есть много времени и возможностей развлечь детей. Вот и в нашем парке прошла замечательная...
Конструирование из бумаги на тему: «Падающая звезда». Конспект комплексного занятия с...
Конструирование из бумаги на тему: «Волшебный телескоп с падающей звездой». Конспект комплексного занятия с детьми средней группы. Ведущая особенность...
Квест «В поисках Снегурочки»
Квест «В поисках Снегурочки». Проект. Краткое содержание проекта: организация совместной творческой деятельности родителей и детей. Продолжительность...
Фото репортаж о Дне молодежи в Белгороде — III часть
МИМЫ, иначе КЛОУНЫ - вот такие красочные, яркие и запоминающиеся и для детей, и для взрослых - они встречали всех гостей на дорожках у зеленых, сочных и...
Сказка про одуванчики.
– Как жаль, что одуванчики отцвели, – сказала Ариша бабушке. – Я их очень люблю. Особенно люблю на них дуть. Бабушка засмеялась, выглянула в окошко и...