Папки-передвижки

Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой.

Ольга Стульникова
Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой.

Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой. Мультимедийное пособие для детей 6-7 лет «По следам сказочных героев».

Стульникова Ольга Геннадиевна,

воспитатель,

ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» с/п д/с №16, г. о. Отрадный, Самарская область

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Публикация «Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой,» размещена в разделах

Умственное, нравственное и эстетическое восприятие детей будет эффективнее развиваться, если педагоги и родители воспользуются могучим средством развития речи и мышления ребёнка – художественной литературой.

Художественная литература помогает дошкольнику освоиться в социуме, развивает его умение хорошо ориентироваться в реалиях окружающего мира, даёт возможность ребёнку научиться устанавливать широкие межличностные отношения.

С дошкольного возраста ребёнка необходимо развивать всесторонне и многогранно. Это касается и ознакомления с художественной литературой. Человек должен быть культурным, интересным. В наше время, когда больше возможностей ездить по всему миру, уже в детстве можно знакомить с зарубежной культурой, в том числе через художественную литературу. К тому же она является частью общей культуры.

Деятельность педагога по ознакомлению с зарубежной литературой направлена на развитие эстетического вкуса, восприятия красоты литературного языка произведений зарубежных авторов.

Согласно основным принципам организации содержание духовно-нравственного развития и воспитания группируется вокруг базовых ценностей. Каждая из базовых ценностей в педагогическом процессе превращается в воспитательную задачу. Для её решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями обращаются к содержанию произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры.

Базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие предполагает формирование у детей интереса и любви к книге, развитие речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, воспитание будущих читателей.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, восприятие художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Всё вышеизложенное говорит об актуальности ознакомления дошкольников с художественной литературой, в том числе зарубежной.

В результате анализа можно выявить следующие недостатки в результатах:

- недостаточно сформирован интерес к зарубежной художественной литературе;

- не различают произведения отечественных и зарубежных авторов;

- недостаточно сформированы представления о зарубежных авторах;

- не могут или затрудняются задавать вопросы по содержанию прочитанного произведения; затрудняются охарактеризовать поступки героев; не могут объяснить смысл произведения;

- недостаточно хорошо сформирована познавательная активность; не принимают участие или не активно участвуют в творческой деятельности по чтению.

Недостатки в основном процессе:

- тематика планирования разнообразных видов деятельности по прочитанному узка или неадекватна возрасту;

- мало уделяется должного внимания обсуждению прочитанного.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности :

- не хватает научно – методических рекомендаций по ознакомлению с зарубежной литературой.

Противоречия. Формирование представлений о зарубежных авторах предполагает расширить тематику планирования различных видов деятельности, однако условия педагогической деятельности не позволяют реализовать эту задачу в образовательном процессе адекватно возрасту.

Профессиональная организация деятельности по ознакомлению с зарубежной литературой возможна при наличии форм работы, однако недостаток научно-методических рекомендаций, не позволяет создать эти условия.

Формирование интереса у дошкольников к зарубежной литературе происходит при ознакомлении с таковой, однако недостаточное количество отведённого времени и места в годовом тематическом планировании делает этот процесс затруднительным.

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведённого анализа.

Создание условий для деятельности педагога по формированию у дошкольников интереса к зарубежной литературе.

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры Конкретизация с возрастом и темой работы Пример проявления в действии и в речи ребёнка

Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности-игре, общении.

Проявление самостоятельности и инициативы при выборе произведения зарубежной литературы для разных видов деятельности. Самостоятельно выбирает сказку; подбирает материалы и оборудование для творчества или игры.

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре.

Формирование воображения по средствам зарубежных сказок и реализация их в различных видах деятельности. Переносит впечатления от прочитанных сказок в разные виды деятельности : игру, творчество, проектную деятельность.

Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Владение речью как средством общения и культуры; стимулирование переживания персонажей произведений зарубежных авторов, развитие речевого творчества. Активно участвует в театрализованных играх по прочитанным произведениям зарубежной литературы. Исполняет небольшие стихотворные произведения зарубежных авторов. Высказывает мнение о понравившихся произведениях.

Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам.

Проявление интереса при знакомстве с новым зарубежным автором и произведением. Участвует в беседах о произведениях и авторах, спрашивает и характеризует поступки героев.

Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы.

Формирование умения узнавать зарубежных авторов и различать произведения детской зарубежной литературы.

Знает зарубежных авторов : Андерсена, Перро, братьев Гримм; узнаёт и называет зарубежные сказки этих авторов.

Данные качества ребенка развивают в процессе ознакомления с зарубежной литературой на этапе завершения им дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования можно рассматривать как преемственность дошкольного и начального образования.

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

На основе сформулированных профессиональных проблем необходимо внести дополнения в образовательный процесс. Создание условий для деятельности педагога по формированию у детей интереса к зарубежной литературе осуществляется с учетом ФГОС ДО и на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Камаровой, М. А. Васильевой. Но в ней недостаточно раскрыта проблема приобщения ребенка к зарубежной литературе и, в качестве примера, можно предложить использовать методику Л. П. Стрелковой «Изучение эмоционального поведения дошкольников при восприятии литературных произведений».

Для успешной реализации программы по ознакомлению детей с зарубежной литературой необходимо создать систему работы по образовательным областям и в различных видах деятельности. В своей работе педагоги должны использовать различные мультимедийные дидактические пособия, технические средства обучения. В решении данной проблемы педагогический коллектив должен создать сообщество с равноправным участием всех участников образовательного процесса: воспитателя, ребенка, педагогов дополнительного образования, родителя. Специально - организованная деятельность.

Сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин»; игры – драматизации по прочитанным произведениям; дидактические игры «Угадай сказку», «По следам сказочных героев»; изобразительная деятельность по прочитанным произведениям; детское «сочинительство» «Придумай свой конец сказки», «Что было бы…», игра «Рифмы»; чтение произведений, беседы о прочитанном.

Совместная деятельность взрослых и детей.

Постановка спектаклей; литературные викторины, праздники, тематические недели; экскурсии в библиотеку; создание проектов «По страницам сказок Г. Х. Андерсена», «Произведения зарубежных авторов».

Создание предметно – пространственной среды.

Мультимедийные презентации, пособия; выставки книг и продуктов творческой деятельности, портретов писателей; изготовление атрибутов, пособий, декораций к театрализованным постановкам и играм.

Взаимодействие с родителями.

Создание мини библиотеки произведений зарубежных авторов; семейные проекты «Авторские сказки», «Литературный портфельчик»; конкурсы творческих работ; выпуск литературных газет.

Для выявления у дошкольников представлений о зарубежной литературе возможно использование диагностики по программе Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в разделе «Приобщение к художественной литературе» на основе наблюдений в разных видах деятельности.

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Необходимо внести изменения в условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов, при организации деятельности педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой.

Кадровые условия:

Укомплектовать педагогический коллектив специалистами дополнительного образования

Повышение квалификации педагогов, через разные формы, в том числе самообразование

Обмен опытом, через открытые мероприятия, участие в методических объединениях и педагогических советах

Научно-методические условия:

Корректировка календарно-тематического планирования

Участие родителей в проектной деятельности

Использование сайтов

Материально-технические условия:

Приобрести мультимедийное оборудование для презентаций по ознакомлению с авторами и их произведениями

Пополнить фонотеку аудиозаписями произведений зарубежных классиков

Организовать предметно-пространственную среду

Приобрести компьютер, интерактивную доску

Нормативно-правовые условия:

Закон «Об образовании РФ»

ФГОС ДО

Основная образовательная программа ДО

Нормативные документы Министерства образования и науки

Информационные условия:

Информационное освещение деятельности детского сада на сайте ДО

Публикации статей в местных СМИ

Доступ к электронным ресурсам

Организационные условия:

Экскурсии в библиотеку

Консультации родителям

Родительские собрания

II. Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.

- Тема пособия: «По следам сказочных героев».

- Возраст целевой группы: старший дошкольный.

- Цель пособия: закрепить знание авторских сказок.

- Задачи пособия:

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Закреплять умение узнавать и называть сказку и героев.

• Развивать зрительное восприятие, логическое мышление.

• Воспитывать интерес к зарубежным сказкам.

Алгоритм работы со слайдами

№ слайда Действия и возможный вариант пояснений педагога

№1 Название пособия, автор

№2 «Угадай героя сказки». Задаёт вопрос-загадку, дети угадывают, по щелчку мыши появляется правильная картинка.

Вопросы:

Как звали героиню, которая получила своё прозвище благодаря головному убору?

Герой, какой сказки носил красные сапоги?

Герой, какой сказки ростом мал, да удал?

Как зовут девушку, потерявшую на балу туфельку?

№3 «Какая картинка лишняя?». По щелчку мыши картинка убирается.

№4 «Восстанови цепочку событий сюжета сказки «Золушка». По щелчку мыши появляется правильная картинка.

Вопросы:

Что было до того, как Золушка потеряла туфельку?

Что было до того, как добрая волшебница подарила Золушке туфельки?

Что случилось после того, как Золушка сбежала с бала?

Чем закончилась сказка о Золушке?

№5

«Узнай сказку по предметам». По щелчку мыши предметы находят своих хозяев.

Сапоги

Туфелька

Яйцо

Кроватка из скорлупы грецкого ореха

Балерина

Красная шапочка

Лапоть

Рубашки из крапивы

Рыбий хвост

№6

«Расшифруй имена сказочных героинь». По щелчку мыши появляется правильная картинка.

№7

Воспитатель хвалит детей.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (вторая младшая группа) Отдел образования администрации Калининского района Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский.

Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой Конспект НОД по ознакомлению детей с художественной литературой. Программное содержание: - познакомить детей с содержанием сказки; - продолжить.

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка» Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Программные задачи: -продолжать знакомить.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой «К. И. Чуковский «Мойдодыр» Программное содержание: Расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; Помочь вспомнить названия.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: Чтение рассказа в. Осеевой «Волшебное слово». Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте,.

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой «Путешествие в страну книг» Цель: познакомить детей с энциклопедией,как видом книжного издания, её назначением. рассказать о многообразии энциклопедий,их отличия от.

Перспективный план по ознакомлению детей от 3–4 лет с художественной литературой - Тема. Рассказ воспитателя о младшей группе. Чтение рассказа. «Сторож». В. Осеевой. Цель. Развивать память, умение слушать, понимать смысл.

Профессионализм воспитателя в работе по ознакомлению детей с художественной литературой. Перед нашим обществом стоит одна из важнейших задач- возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой.

Программа самообразования педагога «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» Программа по самообразованию на тему «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников» Тема: Поисково-исследовательская деятельность.

Совместная деятельность педагога и родителей по формированию двигательной активности у младших дошкольников. Цель работы: сформировать потребность к здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста. "Безусловно, личный пример является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с зарубежной литературой.
Опубликовано: 21 августа 2016 в 14:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД