МААМ-картинки

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром

Ольга Сергеевна Кривунева
Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Публикация «Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром» размещена в разделах

Руководя играми детей в старшей группе, я старалась учитывать возросшие возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. При отборе игр главное внимание я обращала на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Поэтому я старалась заботиться об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у ребят угасал интерес к игре, вместе с ними придумывала более сложные правила.

При проведении дидактических игр на ознакомление с окружающим миром поставила для себя следующие задачи:

1. Расширение представлений об окружающей действительности;

2. Расширение и уточнения знаний о растениях, диких и домашних животных, о сезонных изменениях в природе, формирование знаний о зимующих и перелетных птицах;

3. Закрепление знаний о труде взрослых;

4. Уточнение представлений о предметах и их признаках.

При ознакомлении детей старшей группы с окружающем миром использовала разнообразные дидактические игры. В играх с предметами использовала игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена, в играх с природным материалом - семена растений, листья, разнообразные цветы, камешки, ракушки. Эти игры позволили мне закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формировала мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Во время проведения прогулки, где дети непосредственно соприкасаются с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами проводила игры: «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке» и т. д. В этих играх уточняла, конкретизировала и обогащала представления о свойствах и качествах предметов, формировала умения обследования. В непосредственной игровой деятельности дети овладевали сенсорными эталонами.

Настольно-печатные игры, разнообразные по содержанию, обучающим задачам и оформлению, помогли мне уточнить и расширить представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, активизировать мыслительные процессы. В играх «Какое время года», «Когда это бывает?» закрепляла знания детей о временах года. В играх «С какого дерева листок», «Птицы, рыбы, звери», «Что за птица», «Природа и человек» расширяла и систематизировала знания об обитателях животного мира, явлениях природы. В словесных играх : «Кто летает, бегает, прыгает», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и др. закрепляла знания о функциях и действиях тех или иных предметов, а в игровых упражнениях учила различать предметы по качествам и свойствам.

При знакомстве детей с родным краем, городом, его достопримечательностями мною было разработано несколько дидактических игр : «Мой город», «Мой край», «Мы живём на Севере», «Животный мир Севера».

Вариант дидактической игры «Прогулка по Мурманску».

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города.

Задачи:

1. Расширять представления детей о памятных местах города Мурманска.

2. Закреплять правила безопасного поведения на улице.

3. Закреплять и расширять пространственные представления («слева», «справа», «перед», «за», «между», «рядом», «напротив», «посередине» и т. д.).

4. Развивать связную монологическую речь.

5. Воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Правила: Участникам игры раздаются карточки с изображением какого-либо памятного места. На столе у ведущего находится нарисованная карта Мурманска. Ведущий обращается к игрокам со словами «Сейчас мы отправимся в путешествие по Мурманску», и называет определённое место города. Ребёнок у которого находится данная карточка, поднимает её и рассказывает о достопримечательности: памятнике, архитектурном сооружении, площади, известной улице, изображенных на картинке. После этого игрок накрывает своей карточкой соответствующее место на карте города. Выигрывает тот, кто первым и без ошибок выложил все картинки на карту города.

Вариант 2 «Угадай!». Воспитатель читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о чем идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданных животного, птицы или рыбы, помещает его на игровое поле.

Вариант 3 «Что перепутано?» Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

Таким образом, мы можем отметить, что дидактическая игра имеет важную роль в ознакомлении с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Благодаря дидактическим играм происходит накопления чувственного опыта, значительно расширяются представления детей об окружающем мире, активно развиваются все психические процессы, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. В дидактической игре активно формируется познавательный интерес, а на базе познавательного интереса развиваются интеллектуальные способности, что имеет огромное значение для умственного воспитания детей.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Эти игры.

Приобщение дошкольников к основам безопасности в процессе ознакомления с окружающим миром Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: Приобщение дошкольников к основам безопасности в процессе ознакомления.

Развитие познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром «Развитие познавательной активности посредством ознакомления с окружающим миром» На протяжении всего дошкольного возраста огромное значение.

Театрализованная игра как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром «Театрализованная игра, как одно из средстве ознакомление дошкольников с окружающим миром" Испокон веков театр всегда завораживал зрителей.

Дидактическая игра для ознакомления дошкольников с растениями «Листок-лети ко мне»Дидактическая игра для ознакомления дошкольников с растениями «Листок-лети ко мне» Дидактическими задачами данной игры является: Учить детей находить листья по сходству, сравнивать листья, находить одинаковые листья и деревьев,.

Дидактическая игра как средство ознакомления дошкольников с родным краем Использование дидактических игр способствует: развитию познавательных способностей, в процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют.

Дидактическая игра как средство развития речи детей Дидактическая игра как средство развития речи детей Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой определяет.

Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам»Дидактическая игра по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Помоги белочкам» Предлагаю вашему вниманию игру по ознакомлению дошкольников старшего возраста с окружающим миром, по теме "Грибы". Цель: Учить детей называть.

Дидактическая книга-игра для детей как средство развития речиДидактическая книга-игра для детей как средство развития речи Многие родители озабочены тем, что у их детей плохо развита речь. Жалуются на то, что когда ребенок что-то говорит или объясняет окружающим,.

План-конспект урока. Развития речи и ознакомления с окружающим миром «Кто как весну встречает» «Кто как весну встречает» Цель: познакомить учащихся с жизнью животных весной. Образовательные задачи: - уточнить знания детей об изменениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство ознакомления детей с окружающим миром
Опубликовано: 2 января 2017 в 17:43
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД