Инна Семина
Дидактическая игра по ФЭМП «Веселые матрешки»
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Образовательная область: игровая деятельность
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Физическая культура», «Коммуникация».
Тип: интегрированная образовательная деятельность
Возраст детей: средний возраст (4 – 5лет)
Тема НОД: «Веселые матрешки».
Цель НОД: Учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.
Формы НОД: игровая, коммуникативная.
Публикация «Дидактическая игра по ФЭМП „Веселые матрешки“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Матрешка, матрёшки
- Матрешка. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Формы организации: групповая, индивидуальная
Задачи:
Образовательные:
1. Учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.
Развивающие:
1. Развивать мышление, внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание порадовать себя и окружающих результатом своего труда.
Объект:
Словарь новых слов:
Предварительная работа:
Оборудование и материалы для детей: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.
Ход НОД.
I. Дидактическая игра (игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня… (Стук в дверь). Кто это к нам пришел? (Открывает дверь, заходит девочка, одетая в русский народный костюм из подготовительной группы). Здравствуй девочка, как тебя зовут?
-Василиса.
- Что ты тут делаешь?
- Я ищу своих подружек?
- А кто твои подружки?
- А вы отгадаете, когда я загадаю вам загадки:
В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там - крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Матрешка)
Толстушка покупается,
В средине открывается -
Племяшка улыбается.
Племяшка открывается -
Внучка в ней вмещается.
Как тётя называется?
(Матрешка)
В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы.
(Матрешка)
Разноцветные Подружки
Перепрятались друг в дружке.
Мал, мала, меньше.
(Матрешка)
- Молодцы ребята, отгадали все загадки. Да, матрешки мои подружки. Только не могу их найти.
- Ребята поможем Василисе. (Да). Я приглашаю вас всех сесть за наш общий стол, на котором стоит матрешка. Одну матрешку мы с вами нашли. II.Затруднения в игровой ситуации.
- Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Василиса вот где были твои подружки.
III.Открытие нового знания и умения.
- Давайте познакомимся с ними: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т. д. Каждый из вас выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе Василиса). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая? Потом матрешки идут обедать. Я ставлю на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Я ставлю на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель я убираю со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! – говорю я. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Я предлагаю детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Я ставлю на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе Василисы каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.
IV.Воспроизведение нового в типовой ситуации.
- А теперь давайте наши руки с вами отдохнут.
У Матрешиной сестрицы (Ритмичные удары, пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони).
По деревне небылиц (Ритмичные удары, пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони).
Ходит утка в юбке, (На каждое название животного загибают)
В теплом полушубке, .
Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже (Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и)
Корова в рогоже.
Я с игрушками играю : (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)
- Петушок, петушок, - (соединить на руке указательный и большой палец)
Золотой гребешок, - (сделать «замок» из пальцев)
Масляна головушка, – (погладить рукой по голове)
Шелкова бородушка, - (погладить рукой по подбородку)
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? – (закрыть глаза и сложить ладони под щеку)
- Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)
Взойди поскорей, - (поднять руки вверх)
Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой)
Телят да ягнят, - (показать «рожки» на голове)
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).
V.Итог НОД.
- Ребята, вы молодцы!