Дидактическая игра «Речевые кубики»

Светлана Николаевна Пучкова
Дидактическая игра «Речевые кубики»

Дидактическая игра «Речевые кубики»

Дидактическая игра «Речевые кубики»

Направленность: речевое и познавательное развитие.

Предназначение: в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

Цель:

Расширять и активизировать словарный запас, способствующий познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста, развитие фонематического слуха, памяти.

Задачи:

1. Развивать речь детей:

• вызвать речевую активность, умение правильно строить фразу, последовательно излагать мысли, научить составлять развернутый описательный рассказ.

• Развивать умение описывать и устанавливать простейшие причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы.

• Активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

• Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. (игры на обобщающем кубике).

• Закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

• Расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. (д/и «Что бывает круглым?»)

• Закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных. (Д/и «Один – много»)

• Закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (д/и «Скажи ласково»).

• Закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. («Веселый счет»).

• Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. («Кто кем был?; Кто кем будет?»)

2. Развивать познавательные способности детей, формирование мыслительных процессов в ходе выполнения заданий. Закреплять знания детей о домашних и диких животных, о фруктах, овощах, деревьях, грибах, цветах, ягодах; о геометрических фигурах, форме, величине.

3. Развивать и совершенствовать тонкую двигательную координацию кистей и пальцев рук.

Материал: пластмассовые кубики: "Фигуры", "Числа", "Животные", "Обобщающий", карточки с заданиями к каждому кубику.

Игра проводится в свободное от занятия время в форме дидактической игры. Игровое правило регулируется детьми, большое разнообразие картинок поднимает интерес, а правильные ответы стимулируют к усложнению задач. При организации и проведении игры важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою словесную активность.

Ход игры:

Для каждого кубика имеется своя карточка с заданиями. Для удобства для я сделала для красного кубика – красную карточку, для синего – синюю, для зеленого – зеленую карточку. Начинать играть надо с одного любого кубика, а затем усложнять игру в 2 кубика.

Ребенок подбрасывает кубик со словами «Крутись, вертись, на бочок ложись», называет картинку, которая оказалась сверху, и выполняет задания.

Кубик «Фигуры»

На гранях кубика изображены следующие предметы:

1. Круг - назвать предметы круглой формы. (Д/И «Что бывает круглым)

2. Квадрат - назвать предметы квадратной формы из того, что окружает ребенка.

3. Разноцветные фигуры с неровными контурами (вопросы из серии «Что бывает красным, зеленым, желтым, синим…»)

4. Маленький – большой треугольники:

Задание «Кто кем (чем) станет?»

«Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

«Кто кем (чем) был?»

Кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом, лошадь — жеребенком, корова — теленком, дуб — желудем, рыба — икринкой, яблоня — семечком, лягушка — головастиком, бабочка — гусеницей, хлеб — мукой, шкаф — доской, велосипед — железом, рубашка — ткань, ботинки — кожей, дом — кирпичом, сильный — слабым

5.Два квадрата белого и черного цвета.

Задание «Скажи наоборот».

Примеры задания: высокий-низкий, горячий-холодный, узкий – широкий, большой – маленький, тяжелый – легкий, слабый – сильный…

6.Один круг слева и три круга справа:игра «Один – много».

Задания: : Стол - столы; двор — дворы; нос — носы; гора — горы; нора — норы; мост —мосты; дом — дома; глаз — глаза; луг — луга; город — города; провод — провода; холод — холода; день — дни; пень — пни; сон — сны; лоб — лбы; ухо — уши; стул — стулья; кол — колья; лист — листья; перо — перья; крыло — крылья; дерево — деревья; носок — носки; чулок — чулки; кусок — куски; кружок — кружки; дружок — дружки; прыжок — прыжки; утенок — утята; гусенок — гусята; цыпленок — цыплята; тигренок — тигрята; слоненок — слонята.

Кубик «Животные»

На гранях моего кубика изображены такие животные: корова, кошка, собака, лиса, заяц, еж. (картинки можно менять по желанию).

Вопросы:

1. Кто это? Какое животное? (домашнее или дикое и почему) .

2. Назови ласково. (например, если выпала картинка с лисой, то ласково – лисичка)

3. Назови детеныша (например, детеныш – лисенок. То же самое с другими животными).

4. Кто где живёт?

5. Чем питаются?

6. Какое это животное? (описать внешние качества, повадки).

7. «Что делают животные?»

Собака - Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;

Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается) ;

лиса – бежит, охотится, отдыхает;

корова – мычит, пасется на лугу, жует траву, дает молоко;

заяц – прячется, прыгает, скачет, ест, боится; и т. д.

8. Чья голова? Чья лапа, хвост? (у кошки голова – кошачья, у лошади голова – лошадиная, у зайца голова – заячья, у лисы голова – лисья, у собаки голова – собачья, у коровы голова – коровья и т д.)

Если одновременно бросить с кубиком «Животные» кубик «Числа», то задания можно усложнить - игра «Веселый счет». В зависимости от того, какое число выпало, ребенок считает: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы…шесть лис. То же самое с другими животными.

Кубик «Обобщающий».

В паре с кубиком «Обобщающий» бросается кубик «Числа». Ребенок называет столько видовых понятий, сколько покажет выпавшее число. На гранях кубика изображены картинки:

1. картинка «помидор».

2. картинка «яблоко».

3. Картинка «малина».

4. Картинка «дерево».

5. Картинка «цветок».

6. Картинка «грибок».

Задания: назвать столько овощей, фруктов, деревьев, цветов, грибов или ягод, сколько выпадет на одновременно бросающемся кубике "Числа".

Дополнительные вопросы

1. Фрукт или овощ. Где растет? (на грядке, на дереве, в земле) .

2. Назови по форме, по цвету, по вкусу.

3. Как употребляют в пищу? Что готовят? варят? из овоща (фрукта, ягод, грибов) .

Кубик «Числа»

На гранях кубика – числа от 1 до 6. Предназначение кубика: по усмотрению воспитателя усложнять задания путем бросания второго кубика. Закрепляется количественный счет (одно яблоко, два яблока, согласование числительных с существительными (одна кошка, две кошки).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Волшебные кубики» Дидактическая игра «Волшебный куб». (своими руками). Игра «Волшебный куб» полифункциональна. Цель игры: обогащать знания детей о животных;.

Детская игра «Кубики безопасности» Цель: - Закрепление представления об опасных ситуациях в быту, о правильных действиях в конкретных ситуациях - Воспитывать чувство взаимопомощи.

Дидактическая игра по сенсорному развитию «Кубики»Дидактическая игра по сенсорному развитию «Кубики» Дидактическая игра по сенсорному развитию «КУБИКИ» Цель: Вовлекать детей в общение. Развивать понимание речи взрослого и разговорную речь.

Дидактическая игра с использованием технологии ТРИЗ «Умные кубики»Дидактическая игра с использованием технологии ТРИЗ «Умные кубики» Паспорт игры "Умные кубики" Возраст: Игра проводиться с детьми 5-7 лет, можно играть как с подгруппой детей, так и индивидуально. Материал:.

Игра для знакомства детей 5–7 лет с предприятиями Пермского края. Дидактическая игра-лото «Где это сделано?»Игра для знакомства детей 5–7 лет с предприятиями Пермского края. Дидактическая игра-лото «Где это сделано?» Цель: Формировать у детей знания о крупных предприятиях Пермского края и их значении в жизни людей. Задачи: 1. Расширять знания детей о.

Конспект НОД по развитию речи. Дидактическая игра на произношение звуков [М]-[М’], [Б]-[Б’]. Дидактическая игра «Кто ушел?» Цель: развитие артикуляционного аппарата. Задачи: 1. Формировать умение четко произносить звуки м-мь, б-бь в звукосочетаниях, различать.

Краткосрочный проект «Кубики, кубики подарили нам» (для детей первой младшей группы) Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: дети первой группы (2-3года, воспитатели, родители. Актуальность: одним из любимых детских.

Настольная игра «Логопедические кубики»Настольная игра «Логопедические кубики» Увлекательная настольная игра "Логопедические кубики". Хочу предложить вам интересную игру с кубиками, которая поможет закрепить у ребёнка.

Театрализованная игра-конструирование «Занимательные кубики» с дошкольниками 5–6 летТеатрализованная игра-конструирование «Занимательные кубики» с дошкольниками 5–6 лет Много лет назад, работая организатором детского и юношеского досуга в школе, я частенько использовала замечательный материал из репертуарного.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Дидактическая игра «Мы играем в кубики» Образовательная область: Познание Раздел: развитие речи Тема: Д/и «Мы играем в кубики». Цель: Рассказ по картине «Дети играют в кубики».

Библиотека изображений:
  • Игрушки
  • Праздники
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Дидактическая игра «Речевые кубики»
Опубликовано: 25 мая 2016 в 15:04
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проект «Создание экологически воспитывающей среды»
Екатерина Орленко Проект: Создание экологически воспитывающей среды. Пробле ма: как и где можно услышать природу? Игровая мотивац ия: Во дворе мы...
Пособие «Тактильная перчатка» для детей первого года жизни
Тактильные ощущения – это ощущения прикосновения, обусловленные работой рецепторов кожи. С помощью тактильных ощущений, наряду со зрительными, слуховыми и...
Оформляем паспорт группы (часть 3)
3. УГОЛОК ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА:  стенд «Территория творчества»;  образцы по рисованию и аппликации для детского творчества;...
Фотоотчет о театрализованном представлении «В гости к государыне Книге»
Добрый вечер, уважаемые коллеги. В апреле в нашем ДОУ прошло театрализованное представление, посвященное Всемирному дню книг. К мероприятию мы готовились...
Конспект НОД с детьми раннего возраста «Путешествие по русским народным сказкам»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Задачи 1. Учить детей...