Папки-передвижки

Дидактические игры на уроках письма и развития речи для учащихся коррекционных школ VIII вида 2–4 классов

Ирина Панова
Дидактические игры на уроках письма и развития речи для учащихся коррекционных школ VIII вида 2–4 классов

Дидактические игры

на уроках письма и развития речи для учащихся

коррекционных школ VIII вида 2 – 4 классов.

Составила:

Публикация «Дидактические игры на уроках письма и развития речи для учащихся коррекционных школ VIII вида 2–4 классов» размещена в разделах

учитель начальных классов первой категории Панова Ирина Викторовна ГБОУ АО «Соломбальская СКОШИ». Важной задачей, стоящей перед учителем, является развитие любознательности, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности.

В младших классах коррекционных школ VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра.. Цель ее способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, повышению уровня языкового развития учеников, воспитание интереса к предмету.

Игра способствует созданию эмоционального настроя учеников, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности.

Выбор дидактической игры обуславливается целями, содержанием, этапом урока, на котором она проводится. Игра реализует познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения. Особенно распространены игры на этапах повторения и закрепления.

Ученики разгадывают загадки и записывают слова-отгадки, ориентируясь на изученное ранее правило.

Цели: Развитие слухового восприятия, умения выделять звуки в словах, их место, проводить сравнительный анализ слов, составлять слова из данных букв, изменяя их порядок в слове, активизация словаря учащихся, закрепление правописания слов на изученное правило.

1. Чудесное превращение слов.

Прослушивание стихов с «заблудившимися» буквами. В каждом стихотворении есть слово, где вместо одной буквы стоит другая. После чтения каждого стихотворения проводится анализ и новая пара слов записывается на доске.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук (жук)

С длинными усами.

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном. (капель)

Жучка будку не доела; (булку)

Неохота. Надоело…

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

Забодал меня котел, (козел)

На него я очень зол!

2. Два колодца.

На таблице изображены два колодца. Рядом стоят ведра, которыми можно достать

воды из этих колодцев. Выберите ведро так, чтобы буква на нем подошла к тем, которые написаны на срубе. У вас должно получиться по четыре разных слова. отличающихся одной буквой.

м к

У А л к

б к с к

р к б к

л к ж к

3. Что перепутал художник.

Ученики работают с карточками, на которых нарисованы:

Рак (подписано мак)

Коза (подписано роза)

Мышка (подписано мишка)

Кот (подписано кит)

Муха (подписано мука)

Исправь ошибку.

4. Спрятавшееся слово.

На доске написаны слова: хлев, уточка, столб, щель, зубр, удочка, клещ. В каждом из этих слов спряталось еще одно слово. Какие слова спрятались?

Новые слова: лев, точка, стол, ель, зуб, дочка, лещ.

5. Впиши слова в пирамидку.

Б

Б

Б

Б

Рисунки с изображениями: баран, бусы, барабан, бык.

6. Перекресток.

В клетки впишите слова, которые вы сразу узнаете, если внимательно прочитаете, что они обозначают.

Сверху вниз. 1) Сумка школьника, которую носят на спине. 2) Занавеска на окно.

Слева направо. 3) Рабочий столик ученика в школе. 4) Дикая полосатая лошадка.

1 2

3

4

Ответ: Сверху вниз: ранец, штора. Слева направо: парта, зебра.

7. Перекрестки. (отгадай загадки).

1. Инструмент, которым забивают гвозди.

2. Инструмент, которым рубят дрова.

3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.

4. Большой населенный пункт.

5. Овощ красного цвета.

(Молоток, топор, ягоды, город, помидор.)

О О

О О

О

О О

О О

8. Угадай последнее слово и запиши.

Не поедет без бензина наша быстрая ….

(машина).

Ты к обеду положи ложки, вилки и ….

(ножи).

Захотели малыши поточить…. (карандаши).

Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся ….

(мыши).

Белокрылые хозяйки, над волной летают….

(чайки).

Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки,

Не пушинки, а ….

(снежинки).

Удивляется наш Сашка:

- Блюдце есть, а где же….

(чашка?

Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая ….

(туча).

Я от досады чуть не плачу –

Не решается….

(задача).

9. Второе название животного.

Каких зверей называют так: косой, косолапый, серый, сохатый?

Ответ: заяц, медведь, волк (заяц, лось.

10. Вставьте буквы.

Какие буквы из скобок надо вставить вместо точек, чтобы получились слова?

по. а (р, б, ф, л) ро…а (з, с, щ, т, ф)

р…чка (я, е, у, ы) ко…ка (г, ш, р, ч, ж)

б…лка (о, у, ю, е) м…шка (о, у, ы, ю, е)

11. Переставленные буквы.

Поставьте буквы в стихотворении на свои места.

Мама мол пыла,

Дочка маму рыла,

Отец восок нязал,

А сын тоску десал.

12. Найди пропавшие гласные.

Кто-то убрал из слов все гласные буквы. Отгадай, что это за слова.

сн…г з…м…

л…д к…л…б…к

б…л…чк… з…ц

13. Угадай сказку и вставь слово, запиши его вместо точек.

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под ….

Рады мышка-поскребушка

И зеленая ….

Рад и побегайчик-

Длинноухий ….

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко,-

И кабан туда попал,

И лиса, и ….

Всем хватило места в нем-

Вот какой чудесный ….

«Дзинь-ля-ля! –поет синичка. -

Это сказка «…».

Ответы: Кустом, лягушка, зайчик, мышка, дои, рукавичка.

14. Цепочка из слов.

Попробуй составить цепочку из слов, меняя лишь одну букву, и превратить лук в сок, кошку в мышку, кита в сома.

К И Т

С О М

Л У К К О Ш К А

С О М М Ы Ш К А

15. Преврати одно слово в другое, поменяв одну букву.

Ворона - … - корова (корона)

Кепка - … - речка (репка)

16. Поставь буквы по порядку. Запиши слова.

Р и к а (икра)

Р а н к (кран)

Н и с а (сани)

К а и р (раки)

17. Какими буквами отличаются слова? Подчеркни.

дом – сом кот – кит

сок – ток мир – тир

мак – рак роза – роща

стол – стул туча – куча

Задание 1.

Уровень 1.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре (б, п) -, арбу (с, з) -, гара (ш, ж) -, жира (в,ф) -, заво (т,д) -, гвоз (д, т)ь -, ёр (ж,ш) -, вежли (в,ф) -, хоро (ж,ш) - …..

Уровень 2.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Ястре… -, арбу… -, гара… -, жира… -, заво… -, гвоз…ь -, ёр… -, вежли… -, хоро… -….

Уровень 3.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

Разделите слова на 2 группы.

Ястре… -, арбу… -, гара… -, жира… -, заво… -, гвоз…ь -, ёр… -, вежли… -, хоро… -….

Задание 2.

Уровень 1.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.

Ры (б, п)ки, бли (с,з)кий, кро (ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо (д, т)ка, здра?ствуйте, ла (п, б)ка, сла (т, д)кий, иву (ш,ж)ка.

Уровень 2.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.

Ры (б, п)ки, бли (с,з)кий, кро (ш,ж)ки, чес?ный, поз?но, свис?нул, нахо (д, т)ка, здра?ствуйте, ла (п,)ка, сла (т, д)кий, иву (ш,ж)ка.

Уровень 3.

Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Разделите на группы. Запишите в 3 столбика.

Ры…ки, бли…кий, кро…ки, чес…ный, поз…но, свис…нул, нахо…ка, здра…ствуйте, ла…пка, сла…кий, иву…ка.

Парные согласные в середине слова

Задание 1.

Уровень 1.

Распредели слова на группы.

Гла (д,т)кий, сто (к,г, ука (з,с)ка, ко (с,з)ьба, пиро (г,к, завя (с,з)ка, но (ш,ж, хо (д,т, карапу (з,с, вперё(т,д, приба (ф,в)ка.

Уровень 2.

Спиши. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Гла…кий, сто, ука…ка, ко…ьба, пиро, завя…ка, но, хо, карапу, вперё, приба…ка.

Уровень 3.

Распредели слова на группы. Выпиши каждую группу в отдельный столбик. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.

Гла…кий, сто, ука…ка, ко…ьба, пиро, завя…ка, но, хо, карапу, вперё, приба…ка.

Допиши по 2 слова в каждый столбик.

Непроизносимые согласные в корне слова

Уровень 1.

Прочитай. Найди слова с непроизносимой согласной в корне слова.

Ездить, езда, поезда, поездка, наездник;

Звёздный, звезда, звёздочка;

Свист, свистнуть, свистеть, засвистел.

Честь, честный;

Вести, известить, известный.

Уровень 2.

Выпиши слова с непроизносимой согласной. Обозначь орфограмму.

Ездить, езда, поезда - поез…ка, наез…ник;

звезда, звёздочка – звёз…ный,

Свист, свистеть, засвистел - свис…нуть;

Честь – чес…ный;

Вести, известить – извес…ный.

Уровень 3.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Поез…ка -, наез…ник -, звёз…ный -, свис…нуть -, чес…ное -, извес…ный -….

Слова, в которых нет непроизносимого согласного

Задание 1.

Уровень 1.

Прочитай. Выпиши слова, где нет непроизносимой согласной. Напиши проверочные.

Лестница, вкусный, опасный, искусный, здравствуй, прекрасный, пастбища.

Уровень 2.

Прочитай. Запиши, вставляя, где нужно, пропущенные согласные.

Лес)ница, вкус)ный, опас)ный, искус)ный, здра)ствуй, прекрас)ный, пас)бища.

Уровень 3.

Распредели слова в 2 столбика. Запиши.

Лес)ница, вкус)ный, опас)ный, искус)ный, здра)ствуй, прекрас)ный, пас)бища.

Задание 2.

Уровень 1.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.

Вес…ник -, учас…ник -, завис…ник -, трос…ник - ….

Уровень 2.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные.

Вес…ник -, учас…ник -, завис…ник -, трос…ник - ….

Уровень 3.

Образуйте с помощью суффикса –ник- однокоренные слова. Запишите.

Весть -, двор -, лёд -, участвовать -, зависть -, работа -, трость -, шутка - ….

Подчеркните в словах непроизносимую согласную.

Безударные гласные в корне слова

Задание 1.

Уровень 1.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Д (о,а)лёкий, л (а,о)скал, др (а,о)жал, л (и,е)сёнок, т (е,и)пло, зв (е,и)зда, в (и,е)сло, ст (а,о)да, т (и,е)мнота, ст (о,а)нал, т (е, я,и)жёлый.

Уровень 2.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.

Уровень 3.

Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.

Придумай предложение со словами из этой группы.

Правописание предлогов и приставок

Задание 1.

Уровень 1.

В один столбик выпиши слова с приставками, в другой – слова с предлогами.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта (по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

Уровень 2.

Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта (по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

Уровень 3.

Распределите слова в два столбика, раскрывая скобки. Выделите корень.

(За)платил, (за)плату, (под)рисовал, (под)рисунком, (в)лез, (в)лес, (за)брал, (за)брата, (по)ход, (на)ходка, (по)лёт, (по)полю, (от)винтил, (от)винта (по)вредил, (во)вред, (по)солил, (с)солью, (с)резать, (с)резьбой, (у)летел, (у) лётчика.

Придумайте свои слова с приставками и предлогами.

Состав слова

Задание 1.

Уровень 1.

Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Уровень 2.

Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник-, -ов-, -н- однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Уровень 3.

Образуйте от основ данных слов при помощи разных суффиксов однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

Задание 2

Уровень 1.

Разберите слова по составу.

Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.

Уровень 2.

Распределите слова в каждую графу таблицы.

Пляска, торг, огуречный, жёлтый, аккуратный, корзинка, перебежка, пересоленный, отвинтит, плита, завтрак, беседка, камыш, посадка, вагоны.

корень

Корень, суффикс

Корень, суффикс, окончание

Корень, окончание

Приставка, корень, суффикс, окончание

Уровень 3.

Подберите в каждую графу таблицы по три слова. Запишите.

корень

Корень, суффикс

Корень, суффикс, окончание

Корень, окончание

Приставка, корень, суффикс, окончание

Части речи

Задание 1.

Уровень 1.

Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.

Уровень 2.

Выпишите слова в таком порядке - существительные, прилагательные, глаголы.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Уровень 3.

Выпишите слова по частям речи.

Суббота, шампунь, сиреневый, праздновать, путешествовать, хоккейная, терраса, тоскует, яблочный, ужинать, ужин, север, северный, серебряный, серебро, надеяться, иллюстрировать.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Род имен существительных

Задание 1.

Уровень 1.

Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

Уровень 2.

Запиши имена существительные по родам.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

Уровень 3.

Запиши имена существительные по родам.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

В каждую группу допиши по два своих слова.

Число имён существительных

Задание 1.

Уровень 1.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.

Звено -, крыло -, стул -, перо -, лист -, край -, пень -, день -, колос -, брат - ….

Уровень 2.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе.

Звено -, крыло -, стул -, перо -, лист -, край -, пень -, день -, колос -, брат - ….

Уровень 3.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе.

Звено -, крыло -, стул -, перо -, лист -, край -, пень -, день -, колос -, брат - …

Публикации по теме:

Коррекция письменной речи учащихся в коррекционном классе VIII вида Одной из актуальных проблем школы остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости.

Конспект урока по ритмике для учащихся 1–2 классов детских школ искусств «Цирк» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Дополнительного образования детей «Детская школа искусств №7 имени М. М. Вернера».

Интегрированный урок развития речи и предметно-практической деятельности «Ёжик» в коррекционной школе VIII вида Интегрированный урок развития речи и предметно-практической деятельности «Ёжик» Предмет: Письмо и развитие речи. Предметно-практическая.

Сценарий мероприятия «Спасатели — особая профессия» для начальных классов школ I вида Общешкольное внеклассное мероприятие "Спасатели особая профессия" Подготовила и провела воспитатель 3 класса: Аглиуллина Рима. Дагиевна. ;.

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии в школе VIII вида Презентация по теме самообразования учителя биологии и географии Яричевской Л. И. Использование компьютерных презентаций на уроках биологии.

Сценарий спортивного праздника «Сильные, смелые, ловкие» для учащихся 2–3 классов коррекционной школы VIII вида Ф. И. О. учителя: Умарсаидова Н. Н., Русских С. М. Класс: 2 «А», 3»А» Предмет: физическая культура. Тема урока: спортивный праздник «Сильные,.

Социализация учащихся старших классов детского дома-школы на уроках литературы Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни – основная задача педаго-гического коллектива образовательных учреждений для детей-сирот.

Сюжетно-ролевая игра «В театре» для учащихся 3–4 класса школы-интерната VIII вида -Ребята, я для вас подготовила интересную загадку. Будьте внимательны и постарайтесь ее отгадать. Что за чудо, что за дом? Сказку ты увидишь.

Урок чтения и развития речи в 7 классе школы VIII вида на тему «В. Г. Короленко. «Дети подземелья». 4 глава» Тема. В. Г. Короленко. «Дети подземелья» 4 часть. Знакомство продолжается Цели: продолжить знакомство с произведением В. Г. Короленко «Дети.

Воспитательный час «Поклонная гора. Парк Победы» для учащихся 1–12 классов школы-интерната 4 вида Это открытое мероприятие подготовлено и проведено воспитателем 5 класса "А" Огурцовой И. В. совместно с учащимися класса. Цель: воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры на уроках письма и развития речи для учащихся коррекционных школ VIII вида 2–4 классов
Опубликовано: 17 апреля 2019 в 19:08
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД