Екатерина Черноусова Фефилова
Дидактические игры и упражнения, направленные на закрепление навыка правильного употребления предлогов в речи
Изучение предлогов имеет важное значение в развитии познавательной деятельности детей и практическое педагогическое значение – это прежде всего профилактика дисграфии.
Работа по профилактике дисграфии должна проводиться с детьми с различной речевой патологией. Очень полезна она и для детей массовых групп.
До поступления в школу дети с нормой в развитии обозначают в своей речи различные отношения с помощью разных словосочетаний с одними и теми же предлогами :
Предлоги
Публикация «Дидактические игры и упражнения, направленные на закрепление навыка правильного употребления предлогов в речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Предлоги. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
пространственные отношения временные отношения
(играли в комнате) (пришли к обеду)
пространственные отношения отношения образа действия
(играли в комнате) (играли в снежки)
А у детей с проблемами в речевом развитии наблюдаются пропуски, замены, искажения даже простых предлогов, которые усваиваются при нормальном развитии от 2 до 3 лет.
Последовательность работы над предлогами определяется очередностью их появления в онтогенезе:
в на под над из около за перед между по из-за из-под
Работа над предлогами идёт поэтапно :
1 этап – обучение- уточнение понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного предлогами; - выделение заданного предлога из ряда предлогов, предложений.
2 этап – введение предлогов в активную речь детей- составление предложений; - составление схем предложений;- использование в текстах.
Начинаем изучение предлога с выполнения действий по инструкции педагога.
Положи книгу на стол. Где лежит книга?
«Где сидит бабочка?»
Знакомим со схемой предлога Ребёнок наглядно видит, что расположение кружочка по отношению к квадрату полностью соответствует расположению реальных предметов (бабочка на цветке и кружок на квадрате, то есть одно и другое на поверхности, цветы в вазе и кружочек в квадрате, то есть то и другое внутри) :
Учимся выделять предлог из предложений - «Подними карточку»
«Нарисуй схему предлога»
Выкладываем схемы предлогов
На втором этапе обучения учимся составлять предложения :
- по данному образцу
- с помощью вопроса педагога
- с помощью предметной картинки и схемы предлога
- по сюжетной картине
- по паре слов и предлогу
- с заданным словом и предлогом
- с заданным предлогом
- деформированная фраза.
Сначала изучаем пространственные предлоги, значение которых можно объяснить наглядно. Постепенно в упражнения включаем и другие предлоги, упражняя ребенка в правильности употребления при этом окончаний имен существительных: с чем можно пить чай (с пряником, с конфетами, с сахаром, с чем можно сделать бутерброд (с сыром, с маслом, из чего можно сделать игрушки (из дерева, картона, меха). При обучении используются картинки.
На последнем этапе обучения переходим к составлению схем предложений. При моделировании предложений : - ребенок учится отделять предлог от рядом расположенного слова;– улучшаются внимание, восприятие; - дети учатся видеть, слышать, рассуждать; – формируется правильное, осмысленное восприятие предлогов.