Татьяна Александровна Учуватова
Дидактические игры, развивающие математические представления детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры, развивающие математические представления детей старшего дошкольного возраста
Среди разнообразных игр особое значение имеют дидактические игры. Которые расширяют и уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, способствуют формированию элементарных математических представлений.
Публикация «Дидактические игры, развивающие математические представления детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
При составлении игр, мы стремились поставить перед детьми такие задачи, решение которых требует определенной умственной работы, активизирует мышление, развивает наблюдательность и внимание.
Такие игры помогают дошкольникам усвоить прямой и обратный счет в пределах десяти («Разложи правильно», «Куда вставить карточку?», состав чисел («Сосчитай и построй», «Заходи в круг») и геометрические изображения («Покажи предмет такой же формы», «Угадай, что спрятано»). А игры с мячом способствуют развитию абстрактного мышления у дошкольников старшего возраста.
1. Разложи правильно
Цель: развитие произвольного внимания и сосредоточения.
Ход игры:
Счетные карточки раскладываются в возрастающей или убывающей последовательности.
К столу вызывается ребенок. Он внимательно смотрит на карты и называет их. Затем ему предлагают закрыть глаза (или выйти из комнаты). Воспитатель меняет положение нескольких карточек.
После этого ребенок открывает глаза (или возвращается в комнату) и раскладывает карточки в первоначальное положение.
2. Куда вставить карточку?
Цель: учим соотносить предметы-заместители (числовые карточки, счетный материал) с количеством предметов в данной группе.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе одну куклу, две машинки, три матрешки, четыре карандаша, пять кубиков и т. д. Здесь же лежат перевернутые счетные карточки. Воспитатель объясняет правила игры : каждый игрок берет одну карточку и кладет ее рядом с игрушками в соответствии с числом кружков на карточке.
3. Найди свою пару
Цель: учить ориентироваться в пространстве, соотносить число одних геометрических форм с другими геометрическими фигурами, закреплять название геометрических фигур.
Развивать внимательность.
Ход игры:
Воспитатель заранее в соответствии с количеством детей готовит счетные карточки с изображением геометрических форм. Каждый ребенок получает одну карточку. Ребенок держа карточку в руках прогуливается по площадке.
- Найдите ваши пары, - говорит педагог.
И ребенок, у которого в руках карточка должен найти ребенка с карточкой и т. д.
4. Угадай, что спрятали
Цель: закреплять знания геометрических фигур; развивать способность концентрировать внимание.
Ход игры:
Заранее на отдельных листах бумаги квадратной формы рисуются разные геометрические фигуры (треугольник, овал, круг, прямоугольник, квадрат, ромб и т. д.)
Далее фигуры в хаотичном порядке раскладываются на столе. Воспитатель вызывает одного ребенка, предлагает ему внимательно посмотреть и запомнить все фигуры.
Затем ребенок отворачивается или закрывает глаза, в это время педагог
убирает какую-нибудь карточку с изображением геометрической фигуры.
После условного знака ребенок поворачивается и говорит какой фигуры не хватает.
5. Достань названный предмет
Цель: закреплять знания названий геометрических фигур, развивать, умение находить нужный предмет на ощупь и мелкую моторику рук.
Ход игры:
В присутствии детей педагог показывает, а затем кладет в мешочек предметы разных геометрических форм: треугольники, прямоугольники, квадраты, круги (по четыре предмета каждого вида). Вызывая ребенка, воспитатель предлагает ему на ощупь достать из мешка названную геометрическую фигуру.
Игру можно усложнить, предложив ребенку достать определенное количество геометрических фигур.
Например:
- Достань из мешочка два квадрата и один прямоугольник.
- Достань четыре треугольника и т. д.
Игры с мячом
1. Продолжай считать
Цель: способствовать усвоению детьми порядка следования числе натурального
ряда, упражнять в прямом и обратном счете; развивать координацию движений.
Ход игры:
Называя какое-нибудь число, воспитатель бросает ребенку мяч,
Ребенок ловит его, продолжает считать до десяти и возвращает мяч воспитателю.
Можно усложнить и предложить детям считать в обратном порядке.
2. Скажи предыдущее число
Цель: учить называть и показывать предыдущее число.
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч, ребенок говорит предыдущее число.
3. Скажи последующее число
Цель: учить называть и показывать последующее число.
Ход игры:
Игра проводится тем же способом, только в данном случае ребенок называет последующее число.
4. Дополни число
Цель: систематизировать знания о составе чисел до 10
Ход игры:
До начала игры определяется число, которое играющие должны составить из двух чисел (например,10).
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет какое-либо число (например,5). Поймав мяч, ребенок говорит число, которое в сумме с названным воспитателем составляет десять 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4, и т. д.